Сущность и понятие внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:00, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что внешние эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.
Цель работы теоретическое изучение внешних эффектов.
Объектом исследования являются внешние эффекты как экономическая категория и как возможная причина неэффективности функционирования рыночного механизма, а также методы их государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Другими словами, внешний эффект в экономике - это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное.

Основные  положения теории внешних эффектов формировались за пределами нашей  страны в работах зарубежных классиков  и современных ученых - представителей различных направлений экономической  теории: неоклассической теории благосостояния (А.Маршалл, В.Парето, А.Пигу и др.); теории имущественных прав (А.Алчиан, Р.Коуз, С.Чен и др.); экономики общественного сектора (Э.Аткинсон, Ф.Батор, Дж.Стиглиц и др.); теории интернализации внешних эффектов (У.Баумол, А.Низ, Д.Пирс и др.)

Применительно к условиям развитой рыночной экономики  в мировой практике уже сложился определенный действенный механизм, позволяющий учитывать наличие  внешних эффектов (экстерналий). Тем не менее, внешние эффекты - это явление весьма динамичное, поэтому требуются постоянные их исследования в целях совершенствования механизма адаптации. В условиях формирующегося рынка данная проблема в значительной степени осложняется рядом причин, среди которых можно отметить следующие две: во-первых, в переходной экономике величина трансакционных издержек при прочих равных условиях значительно выше, чем в рыночной; во-вторых, система рыночных цен не распространяется на все факторы производства, а, следовательно, не полностью учитывает действительные издержки.

В силу сложившейся ситуации важной задачей  экономической науки становится разработка эффективного механизма  регулирования экологических внешних  эффектов. Россия имеет сравнительно небольшую практику подобной деятельности, поэтому для того, чтобы избежать грубых ошибок и неоправданно высоких затрат, необходимо использовать зарубежный опыт. Между тем, нужно учитывать, что меры, являющиеся действенными в одних социально-экономических условиях, могут быть совершенно не эффективными в других. По этой причине очень важно сформировать систему методов трансформации экологических экстерналий, которая будет эффективно действовать в России в настоящее время и в дальнейшем по мере развития рыночных отношений.

Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта  очень развита, особенно между производителем и потребителем в отношении экологии.

Актуальность заключается в том, что внешние эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.

Цель работы теоретическое изучение внешних эффектов.

Объектом  исследования являются внешние эффекты  как экономическая категория  и как возможная причина неэффективности  функционирования рыночного механизма, а также методы  их государственного регулирования.

Предмет исследования - внешние эффекты рыночной экономики.

Задачи данной работы состоят в том, чтобы рассмотреть и изучить внешние эффекты рыночной экономики, их регулирование с использованием методов анализа: анализ существующей экономической литературы, сравнительный анализ.

Вместе  с тем, несмотря на значительные достижения мировой экономической мысли, в  теории внешних эффектов до сих пор  остается целый ряд мало исследованных  аспектов.

 

1. Сущность и понятие внешних эффектов

 

1.1 Понятие внешних эффектов в экономике

 

Классическая модель рынка предполагает, что издержки и выгоды от обмена несут и получают продавцы и покупатели. Действительно, купля-продажа товаров и услуг означает, что, с одной стороны, покупатели несут издержки при их приобретении и получают выгоду при их потреблении, а с другой - продавцы несут издержки при их производстве и получают выгоду (прибыль) при их продаже. Иными словами, налицо взаимовыгодность обмена для обоих субъектов рынка - продавца и покупателя.

Между тем результаты обмена (сделки) могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства или государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Эти последствия принято разделять на две группы: положительные внешние эффекты (выгоды) и отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут "третьи" лица, не участвующие в процессе обмена. Отсюда вытекает необходимость вмешательства государства в экономику, которое выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных решений.

Таким образом, внешние эффекты - это издержки или выгоды полезности от рыночных операций, не отраженные в ценах. Эти издержки или выгоды, появляющиеся в результате производства или потребления благ, являются "внешними" по отношению к третьим лицам, не участвующим в сделке.

внешний эффект

 

1.2 Сущность внешних эффектов

 

Внешние эффекты представляют собой не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг издержки (выгоды), которые несут (приобретают) третьи лица.

Отрицательный внешний эффект - это использование ресурса, не отраженное в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом, как производства, так и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Например, химическая компания, сбрасывающая в реку отходы и не возмещающая наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект. Предельные издержки использования реки не будут включены в цену продукции.

Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгоды или полезности, связанную с использованием реки в коммерческих целях: чем больше загрязнена вода, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, купания, потребления воды.

Так как внешние воздействия не отражаются в рыночных ценах, они могут стать причиной экономической неэффективности. Чтобы уяснить, почему так происходит, рассмотрим пример со сбросом вод химических заводов (Рис.1.1.)

На рисунке показано производственное решение фирмы, находящейся на конкурентном рынке.

 

Рисунок 1.1 - Эффект, наносимый одним предприятием

 

Предполагается, что фирма имеет производственную функцию с фиксированными пропорциями используемых производственных факторов. Таким образом, объем стоков может быть сокращен лишь за счет снижения объема производства.

Проанализируем природу внешнего эффекта в два этапа: когда только один завод загрязняет окружающую среду и когда все химические предприятия загрязняют ее таким же образом.

Цена на химическую продукцию Р находится на пересечении кривых спроса и предложения на рис.1.1 Кривая МС является типичной кривой предельных издержек фирмы. Фирма максимизирует прибыль, производя количество продукции q1, при котором предельные издержки равны цене и равны предельному доходу (P=MC=MR), так как фирма работает на конкурентном рынке.

При изменении фирмой объема выпуска продукции внешние дополнительные издержки, падающие на рыбаков, также меняются. Эти внешние издержки иллюстрируются кривой предельных внешних издержек (МЕС), которая имеет наклон вверх, ибо по мере того, как фирма производит дополнительный объем продукции и сбрасывает в реку дополнительные отходы, убытки рыбаков увеличиваются.

С точки зрения общества фирма производит слишком большой объем продукции. Эффективный выпуск продукции находится на уровне, при котором цена продукта равна предельным общественным издержкам его производства (MSC). Данные предельные общественные издержки представляют собой сумму предельных издержек производства и предельных внешних издержек от загрязнения, т.е. MSC-MC=MEC (l).

На рис.1.1 кривая MSC получена сложением МС и МЕС.

Кривая предельных общественных издержек пересекает линию цены при объеме производства q*. Так как в данном случае только один завод сбрасывает отходы в реку, то цена продукта остается неизменной. Однако фирма производит слишком много продукции (q1 вместо q*).

Теперь рассмотрим, что происходит, когда все химические предприятия сбрасывают свои отходы в реку (рис.1.2).

 

Рисунок 1.2 - Совокупный внешний эффект

 

Кривая МС является кривой совокупного предложения отрасли. Предельные издержки на охрану окружающей среды, связанные с объемом производства отрасли (МЕС) представляют собой сумму предельных издержек каждого человека, потерпевшего убытки, для каждого объема производства. Кривая MSC представляет собой сумму предельных издержек производства и предельных издержек на охрану окружающей среды для всех фирм. В итоге MSC=MC+MEC.

Эффективно ли производство, когда имеются внешние воздействия? Как показывает рис.1.2., эффективный объем производства достигается, когда предельный доход от дополнительной единицы продукции равен предельным общественным издержкам. Так как кривая спроса измеряет предельную выгоду потребителей, эффективный объем производства q* находится на пересечении кривых предельных издержек MSC и спроса D. Конкурентный объем производства отрасли слишком велик.

В этом примере производство каждой единицы продукции означает сброс некоторого количества сточных вод. Следовательно, обращаем ли мы внимание на загрязнение окружающей среды одной фирмой или отраслью, экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод.

Причина этой неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка, так как она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р* уровень объема производства фирм будет эффективным.

Каковы издержки общества от данной неэффективности? Для любого объема производства больше q* общественные издержки равны разности между предельными общественными издержками и предельной выгодой (заданной кривой спроса). В результате совокупные общественные издержки могут быть определены сложением разницы между MSC и D для всех объемов производства, которые превышают уровень эффективности. На рис.1.2 данные общественные издержки показаны как заштрихованная площадь между кривыми MSC и D, от уровня объема производства q* до уровня объема производства q1.

Внешние эффекты - это полезность, не отраженная в ценах (рис.1.3).: Предположим, что положительный внешний эффект связан с обучением в университете. Третьи лица, помимо студентов, пользующихся образовательными услугами, и университетов, предлагающих эти услуги, выигрывают от их купли и продажи. Предположим, что образование - товар, предлагаемый конкурирующими продавцами.

 

Рисунок 1.3 - внешний эффект

 

Независимые университеты, обеспечивающие стандартные учебные программы и стандартное обучение, конкурируют из-за студентов. Равновесная плата за обучение, установившаяся на рынке образовательных услуг, - 2,5 тыс. дол. в год. При этой цене ежегодный набор - 5 млн. чел.

Рыночное равновесие соответствует точке Z1. Предложение образовательных услуг отражает их предельные общественные издержки, т.е. MSC = S.

Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Тогда спрос на высшее образование показывает МРВ образовательных услуг при каждом объеме (МРВ = D). Это выигрыш, получаемый самими студентами. Он показывает, какую максимальную цену студенты заплатят за поступление в университет при каждом возможном объеме предложения услуг университетов.

При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности (МРВ < MSB). Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, получаемую третьими лицами, т.е. MSB = МРВ + МЕВ.

Предельная внешняя полезность (МЕВ) товара - это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями. Предположим, что МЕВ составляет 1000 дол. на одного студента в год, совокупная внешняя полезность (ТЕВ) равняется произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц. В нашем примере предполагается, что внешняя полезность единицы товара "высшее образование" неизменна и равняется 1000 дол. Совокупная внешняя полезность получается путем умножения фактического контингента студентов (5 млн. чел. х 1000 дол. = 5 млрд. дол.). Получатели внешней полезности убеждены, что им выгодно жить в обществе, в котором люди более образованны. Вероятно, они думают, что это способствует уменьшению уровня преступности и ускорению развития техники.

Складывая предельную внешнюю полезность в размере 1000 дол. и предельную индивидуальную полезность, получаемую каждым студентом (2500 дол.), мы получим предельную полезность для любого контингента студентов:

Информация о работе Сущность и понятие внешних эффектов