Сущность и понятие внешних эффектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 19:00, реферат

Описание работы

Актуальность заключается в том, что внешние эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага.
Цель работы теоретическое изучение внешних эффектов.
Объектом исследования являются внешние эффекты как экономическая категория и как возможная причина неэффективности функционирования рыночного механизма, а также методы их государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого - равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (схема 1).

Государственное регулирование осуществляется через:

1) правовые регуляторы, большое  значение здесь имеет правовая  основа предпринимательства;

2) административные регуляторы, которые следует употреблять  очень осторожно;

3) экономические регуляторы - основные [11].

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

 

 

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях.

 

 

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (схема 2). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска "общественных товаров" и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене - практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании - это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства - с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась "волна" разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название "третьего", т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: "Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - везде, где необходимо!". При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро- (предприятие, корпорация), мезо - (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной - на макроуровень. [11]

 

Заключение

 

Экономический феномен внешних эффектов в настоящее  время не является до конца изученным. Несмотря на то, что первоисточником современного экономического анализа  по проблеме экстерналий традиционно считается «Экономическая теория благосостояния» А.Пигу (1921 г.), по сей день среди экономистов не существует единодушного мнения по поводу точного значения термина «внешние эффекты». Чаще всего под экстерналиями понимают позитивное или негативное воздействие процессов производства или потребления некоторых видов товаров и услуг на лица, не являющиеся непосредственными участниками этих процессов (так называемые третьи лица), не находящее отражения в рыночных ценах.

Теоретически  внешние эффекты могут быть устранены  либо в частном порядке, либо с  помощью вмешательства государства. Наряду с методом социальных конвенций  и методом слияния частным  способом трансформации экстернальных издержек являются переговоры, в результате которых может быть уменьшена сумма издержек, навязываемых их участникам. Поскольку причиной отрицательного внешнего эффекта являются разногласия о правах собственности, для того чтобы устранить внешний эффект, нужно четко определить, кому принадлежит ограниченный ресурс. Если одна из сторон имеет право на то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении. В этом случае тот, кто способен извлечь из обладания правом собственности наибольшую выгоду, купит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Это утверждение известно в экономической науке как «теорема Коуза».

Но переговоры как средство устранения внешних  эффектов не стоят на первом месте  из-за издержек операции по установлению прав собственности и по проведению самих этих переговоров, так как  число заинтересованных сторон обычно слишком велико. При ничтожно малой  величине трансакционных издержек для устранения экологических экстерналий достаточно было бы того, чтобы правительство установило права собственности на ассимиляционный потенциал природной среды и разрешило свободно обменивать или продавать эти права. В этом случае перераспределение прав собственности было бы предпринято, если только увеличение ценности производства в результате такого перераспределения оказалось бы больше, чем издержки на его осуществление.

Поскольку возможность  эффективного применения частных методов  интернализации внешних эффектов по причинам, описанным выше, является чисто теоретической, в реальной практике управление экологическими экстерналиями осуществляется на государственном уровне.

Внешние эффекты  в экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии  ни одна из сторон не доставляет вреда  друг другу и у одного нет претензий  к другому, то внешние затраты  являются большой проблемой. Если судить по теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могут быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.

Более приемлемым решением проблемы может быть корректирующий налог, т.е. у предприятия на выпуск товара будет взимать налог, который  будет направлен на устранение, например, экологического загрязнения, появившегося из-за деятельности этого предприятия. Но введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере предельные внешние затраты на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны. Так же необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем    

Поэтому проблема отрицательного внешнего эффекта остается. Этот процесс обычно контролирует государство, а не корректирующие налоги и права на объекты пользования.

 

Список используемой литературы

 

  1. Курс экономической теории/ под. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров 1994
  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические соглашения. - М: Экономистъ, 2003.
  3. Гром В.И. Мировая экономика. Рабочий учебник. - М: РосНОУ, 2005.
  4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002. - Т.2.
  5. Микроэкономика: Учебное пособие.2-е изд. Симкина Л., Корнейчук Б. - М., 2005.
  6. Мировая экономика/ Под редакцией Булатова А.С. - М: Юристъ, 2003.
  7. Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 2005.
  8. Учебник по основам экономической теории. / Под ред.В.Д. Камаева. - М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
  9. Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: "Дело ЛТД", 2003.
  10. Хлевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. - М: Юристъ, 2002.
  11. Экономика.: Пер. с англ. - Самуэльсон П. М.: Прогресс, 2001.
  12. Экономика: Учебник /Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова - 1998г
  13. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - 2001г

Информация о работе Сущность и понятие внешних эффектов