Рекрутмент в России: история появления и особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является анализ финансового состояния рекрутинговой компании ООО «Агентство Контакт», а также разработка программы для улучшения её финансового положения в условиях современного кризиса.
Основные задачи, которые были решены:
1) Изучение теоретических основ рынка рекрутинговых услуг
2) Проведен полномасштабный анализ состояние рынка рекрутмента в России в условиях современного кризиса
3) Проанализировано финансовое состояние ООО «Агентство Контакт», а также выявлены основные положительные и отрицательные тенденции
4) Разработано новое направление деятельности ООО «Агентство Контакт», с целью повышения конкурентоспособности на рынке рекрутинговых услуг

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы рекрутинговой деятельности 4
1.1. Рекрутмент в России: история появления и особенности функционирования 4
1.2. Теоретические подходы санации кадрового потенциала 7
Глава 2. Анализ состояния рынка рекрутмента в условиях современного кризиса 13
2.1. Анализ экономической деятельности ООО «Агентство Контакт» 13
2.2. Влияние современного кризиса на Российский рынок рекрутмента
2.3. Влияние кризиса на финансовое положение ООО «Агентство Контакт» 20
Глава 3. Разработка программы санации кадрового потенциала, как нового направления деятельности ООО «Агентство Контакт» 25
3.1. Программа аттестации сотрудников организации 27
3.2. Программа аттестации Руководящего состава организаций 33
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение 1 44

Файлы: 1 файл

курсовая АКУ.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Помимо специализированных департаментов в Агентстве работают подразделения, выполняющие следующие  функции:

Дирекция по персоналу:

- работает над повышением  эффективности сотрудников Агентства;

Набор, обучение, оценка персонала;

- корпоративная работа;

- оплата труда.

Дирекция по маркетингу:

- проводит исследования  кадрового и отраслевых рынков;

Разрабатывает и продвигает политику Агентства;

- поддерживает корпоративный  стиль;

Формирует имидж компании и PR-продвижение.

Бухгалтерия:

- Ведет бухгалтерский,  налоговый и кадровый учет.

Департамент финансово-административной поддержки:

Ведет учет договоров  с клиентами;

Отвечает за административно-хозяйственную деятельность.

Департамент информационной поддержки:

- работает над повышением  эффективности работы консультантов;

- информационно-техническое  обеспечение бизнес-процессов;

- обеспечение эффективное,  бесперебойное функционирование корпоративной информационной системы.[7]

2.2. Влияние  современного кризиса на Российский  рынок рекрутмента

   В ходе исследования  была получена следующая статистика  по количеству кадровых агентств  в России. Всего до момента  наступления кризиса активно  работали на рынке рекрутмента:

  • В Москве – 300
  • В Санкт-Петербурге – 120
  • В городах-миллионниках(11 городов) – 200
  • В других регионах России – 250

Итого в Российской Федерации  на август 2008 года действовало около 870 агентств.

От общего числа компаний, работающих в России, члены АКПП составляют – 11%. При этом среди агентств, работающих в Москве, членов АКПП – 10,4%, в Санкт-Петербурге – 10%, в других городах России – 11%.[8]

 

Если говорить о среднем  количестве агентств, работающих в одном регионе, то оно составляет:

- для городов-миллионников(11регионов) – 22 компании;

- для других регионов  – 10 компаний.

При этом в течение  ряда лет на рынке отмечалась тенденция  снижения количества агентств, с которыми одновременно при подборе персонала работает одна компания – клиент. Если несколько лет назад эта цифра составляла от 2 до 5 агентств, то сегодня многие заказчики предпочитают иметь 1-2 постоянных партнеров по рекрутменту.

С наступлением кризиса  положение дел на рынке рекрутмента  резко изменилось. Во всех компаниях даже крупных началось достаточно широкомасштабное сокращение персонала, все наборы персонала во многих организациях также приостановились. В связи с этим многие рекрутинговые агентства прекратили свое существование, так как не было каких либо проектов по набору персонала, которые позволили бы продолжить нормальное функционирование агентств.[6]

На диаграмме представлены данные о количестве функционирующих  агентств на апрель 2009 года.

Из диаграммы прекрасно видно, что количество рекрутинговых агентств значительно сократилось. И это не предел, по прогнозам экспертов их число в ближайшее время станет ещё гораздо меньше. Останутся лишь крупные игроки и те, кто сумел перепрофилироваться, а также оперативно отреагировать на изменения в экономике, однако и эти агентства понесут значительные убытки, и ряд сокращений.

 

 

 

Численность сотрудников, работающих в агентствах.

Помимо других показателей, характеризующих ситуацию в отрасли, интересен такой параметр как количество работающего в ней персонала. Показатель рассчитывался на основе полученных в ходе него данных о среднем числе сотрудников, работающих в одном агентстве.[7]

Сегодня в среднем  в одном агентстве работают:

  • В Москве – 23 человека
  • В Санкт-Петербурге – 17 человек
  • В городах – миллионниках – около 10 человек
  • В других регионах – 8 человек

Таким образом, в сфере  рекрутмента работают:

  • В Москве – 4200 человек
  • В Санкт-Петербурге – 1350 человек
  • В Городах-миллионниках – около 1800 человек
  • В других регионах – около 1700 человек

Итоговая численность  работающих в российской кадровой индустрии  составляет около 9000 человек.

При этом численность  занятых в отрасли специалистов по регионам, за исключением двух столиц, варьируется от 50 до 400 человек на один город.

 

В компаниях-членах АКПП сегодня работает более 800 человек, что составляет около 11% от общего числа  занятых в отрасли.

Если проанализировать распределение агентств по количеству работающих в них сотрудников, то получается следующая картина. В Москве больше всего агентств, в штате которых от 11 до 20 сотрудников(38% от общего числа). Примерно такое же количество(32%) агентств, в которых работают от 5 до 10 человек. Также достаточно большая доля(19%) приходится на компании с численностью персонала более 30 сотрудников.[5]

По регионам картина несколько  иная. Подавляющая большинство агентств(63%) имеют в своем штате от 5 до 10 человек, у 17% - от 11 до 20 сотрудников. При этом в 10% компаний работают менее 5 человек.

В целом по России ситуация следующая. Больше всего агентств(53%) с численностью персонала от 5 до 10 человек. Следом идут компании, в штате которых  от 11 до 20 сотрудников. Их доля составляет 24%. Около 10% приходится на долю тех, где  работают менее 5 человек, и в 9% агентств количество сотрудников превышает 30 человек.

В период кризиса произошло колоссальное сокращение консультантов по всей стране, многие сотрудники кадровых агентств переведены на неполный рабочий день, отправлены в отпуск за свой счет. Было сокращено порядка 1500-1600 консультантов по всей стране, и сокращения продолжаются.

 

Объем рынка  кадровых услуг в России.

Вопросы, связанные с  объемом рынка кадровых услуг, всегда вызывали особый интерес, при этом оценки экспертов существенно разнились. Не существовало регулярных исследований и статистики в этой области.[7]

По итогам исследования были получены следующие данные, характеризующие  средний годовой оборот одного агентства. В регионах эта цифра составила  порядка 230 тыс. долларов США. В Санкт-Петербурге средний годовой оборот одной компании в 1,9 раза выше и составляет 440 тыс. долларов США. В Москве эта цифра достигает значения в 770 тыс. долларов США. Сразу оговоримся, что эти средние показатели, а в целом разброс по оборотам, особенно в Москве, очень велик – от 58 тыс. долларов до 10 млн. долларов США в год. Если рассматривать агентства из первой десятки, то в среднем их годовой оборот составляет около 2,5 млн. долларов США.[8]

Таким образом, умножая  полученные цифры на количество работающих на рынке агентств, мы получаем следующие объемы рынка рекрутмента:

  • В Москве – 210 млн. долларов
  • В Санкт-Петербурге – 52,8 млн. долларов
  • В регионах – 103 млн. долларов

Рассчитанный на основе этих данных совокупный объем рынка  рекрутмента в России равен 365,8 млн. долларов США, из которых 57,5% приходится на Москву.

 

За последние полгода  объем рынка рекрутмента сократился практически втрое. Многие компании замораживают те проекты, по которым  заключены договора с рекрутинговыми компаниями. Следовательно, агентства  не получают никаких средств(выручки), для нормального функционирования.

В Москве объем рынка  за последние полгода остался  по прежнему высок, в отношении всей России, но несмотря на это, сократился он достаточно существенно. Если за первое полугодие 2008 года объем составлял 150 млн.$, то за последние полгода он составляет всего лишь 90 млн.$.

Что же касается регионов, то там вся ситуация гораздо хуже, полугодовой объем сократился с 103 млн.$ до 38 млн.$, и тенденция к  сокращению рынка продолжает движение. [5]

2.3. Влияние кризиса на финансовое положение ООО «Агентство Контакт»

ООО «Агентство Контакт», хоть и является лидером отрасли  рекрутинга, также испытывает значительные финансовые потери. Как известно, Агентство  Контакт, работает в подборе персонала  в нескольких отраслях, это одна из причин по которой Агентство Контакт продолжает свою деятельность, испытывая лишь незначительные, по сравнению с другими агентствами, трудности. На схеме представлены отрасли которые были востребованы до кризиса, и которые остаются востребованы в данный момент.[10]

Но однако, несмотря на востребованность специалистов по данным отраслям, также появились сложности  с разными методами работы Агентства, многие из них стали также не востребованы.

Ниже представлена схема используемых методов подбора персонала до кризиса, и те методы, которые по прежнему остаются востребованы.[10]

 Что касается  основных экономических  показателей, то их динамика следующая:

Основные финансовые показатели

До кризиса (за 6 месяцев)

Во время кризиса (последние 6 месяцев)

  1. Привлечения

12

3

  1. Выручка

5,5 млн $

1,7 млн.$

  1. Закрытые позиции

112

69

  1. Выходы

107

57

  1. Прибыль

1,8 млн. $

790 тыс.$


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         SWOT-анализ деятельности ООО «Агентство Контакт»

 

Возможности: 1. Выбиться в лидеры в период кризиса 2. Расширение линии услуг.

Угрозы: 1. Большое число конкурентов на рынке. 2. Негативное воздействие кризиса

Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство.

Лидирующее положение на рынке. Отличный имидж компании.

Выбиться в  лидеры в период кризиса – образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство. Расширение линии услуг – отличный имидж компании.

Большое число  конкурентов - образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство. Негативное воздействие кризиса - Лидирующее положение на рынке. Отличный имидж компании.

Слабые стороны: 1. Уменьшение количества проектов 2. Отсутствие возможности расширения

Уменьшение  количества проектов - расширение линии услуг. Отсутствие возможности расширения - вертикальная интеграция. расширение линии услуг

Уменьшение  количества проектов – Большое число конкурентов. Отсутствие возможности расширения – негативное воздействие кризиса


 

Матрица возможностей для ООО «Агентство Контакт»

 

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Расширение  линии услуг

   

Средняя вероятность

Выбиться в  лидеры в период кризиса

   

Низкая вероятность

     

 

Как видно из матрицы возможностей, оба показателя играют большую роль для компании, поэтому их надо использовать.

Матрица угроз  для ООО «Агентство Контакт»

 

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

"Легкие ушибы"

Высокая вероятность

 

Большое количество конкурентов

Негативное  воздействие кризиса

 

Средняя вероятность

       

Низкая вероятность

       

Здесь представлены основные факторы на которые следует  обратить внимание в процессе своего функционировании ООО «Агентство Контакт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка программы санации  кадрового потенциала, как нового направления деятельности ООО «Агентство Контакт»

Из вышеизложенного  материала видно, что состояние  ООО «Агентство Контакт» в данный момент, хоть и остается конкурентоспособным, однако не является стабильным. Для улучшения экономического и финансового состояние предлагается разработка нового направления деятельности рекрутинговой компании – санация кадрового потенциала компаний-заказчиков. Данная услуга в период современного кризиса очень востребована, так как хоть и многие компании не получают большие заказы или проекты, и задействовать полностью весь свой персонал они не могут, однако прибегать к сокращению и увольнению сотрудников необходимо с большой осторожностью, и лучше это дело доверить профессионалам в области работы с персоналом. В любом случае, рано или поздно, современный кризис закончится, и чтобы предприятия не растеряли свой кадровый потенциал, необходимо грамотно провести реструктуризацию персонала.

На начальном уровне санации кадрового потенциала проводится аттестация персонала, т.е. определение уровня профессионализма, квалификации, практических навыков и деловых качеств каждого работника, установление его соответствия занимаемой должности. Существует много уже известных методик проведения аттестации персонала во время санации кадрового персонала.

В данной рекрутинговой  компании предлагается следующая программа  аттестации персонала, как нового направления  деятельности.

В основу предлагаемой модели аттестации  персонала положен компетентностный подход. 

Компетентностный  подход не является принципиально новым. Как и для большинства европейских  стран, элементы этого подхода всегда были в Российской Федерации неотъемлемой частью системы управления качеством  обучения и профессиональной подготовки кадров.

Информация о работе Рекрутмент в России: история появления и особенности функционирования