Пути повышения эффективности системы антикризисного управления ООО «Модуль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование системы государственного антикризисного управления на примере ООО «Модуль».
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- изучить понятие, функции и сущность антикризисного управления;
- рассмотреть особенности антикризисного государственного регулирования;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Модуль»;
- проанализировать кризисное состояние ООО «Модуль»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы системы государственного антикризисного управления……………………………………………………………………....…...5
1.1 Понятие, функции и сущность антикризисного управления…………………5
1.2 Особенности антикризисного государственного регулирования…………...11
2 Анализ системы антикризисного управления на примере ООО «Модуль»….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Модуль»…………...
2.2 Анализ кризисного состояния ООО «Модуль»……………………………..
2.3 Диагностика вероятности банкротства на предприятии ООО «Модуль»….23
3 Пути повышения эффективности системы антикризисного управления ООО «Модуль»…………………………………………………………………………....33
3.1 Использование механизма взаимозачетов с клиентами……………………..33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсач по антикризисному управлению.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы  системы государственного антикризисного  управления……………………………………………………………………....…...5

1.1 Понятие, функции  и сущность антикризисного управления…………………5

1.2 Особенности антикризисного государственного регулирования…………...11

2 Анализ системы антикризисного  управления на примере ООО «Модуль»….17

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО «Модуль»…………...

2.2 Анализ кризисного состояния  ООО «Модуль»……………………………..

2.3 Диагностика вероятности банкротства на предприятии ООО «Модуль»….23

3 Пути повышения эффективности  системы антикризисного управления  ООО «Модуль»…………………………………………………………………………....33

3.1 Использование механизма  взаимозачетов с клиентами……………………..33

Заключение………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема антикризисного управления происходит из самой природы проводимых в России экономических реформ. С помощью института банкротства на предприятии можно лучше организовать работу самого предприятия и значительно улучшить финансово-экономический климат хозяйственных субъектов.

Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В настоящее время в общей схеме проведения экономических реформ механизм банкротства действует не всегда эффективно, и одной из главных причин является отсутствие методических подходов к диагностике финансово-экономического состояния предприятия. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Актуальность вопросов антикризисного управления предприятием подтверждается тем, что социальной функцией антикризисного управления является сохранение предприятия как действующего с минимально возможным сокращением персонала или даже увеличением на предприятии числа рабочих мест и возрастанием поступлений налогов в местный и федеральный бюджет. Финансовому оздоровлению кризисных предприятий многие годы не уделялось должного внимания, но ученые и практики искали пути и решения финансово-экономического оздоровления предприятий, которые способны были бы обеспечить выведение предприятия в режим стабильной рентабельной работы и зарабатывание необходимых денежных потоков для погашения долгов.

Целью данной курсовой работы является исследование системы государственного антикризисного управления на примере ООО «Модуль».

Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:

- изучить понятие, функции и сущность антикризисного управления;

- рассмотреть особенности антикризисного государственного регулирования;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Модуль»;

- проанализировать кризисное состояние ООО «Модуль»;

- провести диагностику вероятности банкротства на предприятии ООО «Модуль»;

- разработать пути повышения эффективности системы антикризисного управления ООО «Модуль».

Объектом исследование данной курсовой работы является ООО «Модуль».

Предмет исследование – система антикризисного управлення ООО «Модуль».

В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния для разработки последующих антикризисных мероприятий.

В качестве методов исследования предприятия применялись: анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия, технико-экономический прогноз деятельности после внедрения предложенных мероприятий, анализ нормативных документов и др.

При написании данной работы были использованы бухгалтерский баланс и приложение к нему: отчет о прибылях и убытках; учебно-методическая литература по исследованию классификации кризисных явлений и проблемам формирования комплексных систем антикризисного управления работ Кругловой Н.Ю., Короткова Э.М., Балашова А.П., Родионовой Н.В., Захарова В.Я., Деникаевой Р.Н. и др., ресурсы Интернета.

1 Теоретические  основы системы государственного  антикризисного управления

 

1.1 Понятие, функции и сущность антикризисного управления

 

Антикризисное управление является составной частью управленческой деятельности, поэтому ему присущи черты, характерные для всех видов управления:

1) по содержанию представляет  информационное взаимодействие, в  основе которого лежит прием, переработка, сохранение, передача информации;

2) состоит из управляющей, управляемой подсистем;

3) между подсистемами  существует обратная связь;

4) результат управления  – сохранение оптимального функционирования  системы.

С учетом данных признаков сформулируем общее определение: антикризисное управление – это воздействие управляющего субъекта на объект с помощью определенных методов с целью устранения кризиса. В качестве объекта антикризисного управления может выступать мировое сообщество, государство или группа стран, регион, муниципалитет, отрасль, организация, причем именно коммерческая фирма чаще всего является предметом изучения теоретиков и практиков управления. Субъектом антикризисного управления являются органы власти или управляющие организации. Предметом воздействия антикризисного управления являются факторы кризиса, то есть все проявления обострения противоречий, вызывающих опасность наступления кризиса (предполагаемые и реальные)1.

Кризисы различны, и управление ими может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления, а также в механизме управления2.

Для преодоления кризисного состояния необходима реализация системы антикризисного управления – это система методов предварительной диагностики и возможной защиты организации от банкротства, которая предусматривает реализацию следующих шагов исследования:

1) периодическое исследование  финансового состояния предприятия  с целью раннего обнаружения  признаков его кризисного развития, вызывающих угрозу банкротства;

2) определение масштабов кризисного состояния предприятия;

3) изучение основных факторов, обусловивших кризисное развитие предприятия;

4) формирование целей и выбор основных механизмов антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства;

5) внедрение внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия;

6) выбор эффективных форм санации предприятия;

7) финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве предприятия3.

Механизмом антикризисного управления является вся совокупность и целостность элементов, входящих в теорию и практику антикризисного управления:

– субстанциональные элементы (субъекты антикризисного управления; отношения и связи участников антикризисного процесса, законодательная база антикризисного регулирования);

– функциональные элементы (принципы антикризисного регулирования, антикризисная стратегия предприятия, антикризисная политика предприятия, антикризисное прогнозирование, антикризисные процедуры, программы по финансовому оздоровлению предприятия, мониторинг состояния предприятий, маркетинг антикризисного управления, принятие управленческих решений, учет и контроль результатов функционирования)4.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который характеризуется: профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, принятием ответственности.

Функция антикризисного управления заключается в адаптации объекта к новым условиям хозяйствования посредством рационального и эффективного применения к ним профилактических, оздоровительных мер, создание новых условий дальнейшего развития при минимальных потерях. Основной принцип антикризисного управления – постоянный мониторинг внутренней и внешней среды объекта исследования (в целях раннего обнаружения угрозы кризиса, своевременного улавливания сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения объекта, его конкурентного статуса). Одинаковое влияние внешних факторов по-разному отражается на состоянии объектов ввиду особенностей внутренней среды и связей с внешней средой.

Специфика антикризисного управления отражена в работах Э.М. Короткова5 и Р.Н. Деникаевой6, в частности:

  • гибкость и адаптивность;
  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации программ;
  • быстрота передачи и обработки информации;
  • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуации;
  • первоочередное решение краткосрочных задач, при учете стратегических целей;
  • минимизация потерь и упущенных возможностей;
  • наличие матричных структур управления, оперативных групп – комиссий, комитетов, конференций.

Независимо от субъекта и объекта исследования, представим процессный подход к антикризисному управлению, которого придерживается В.Я. Захаров7, описывающие эту деятельность как совокупность мероприятий - предвидение опасности кризиса (его профилактика, распознавание, диагностика), анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса, сглаживанию течения кризиса, его устранение. Иными словами, согласно стадий развития кризисного процесса, антикризисное управление можно разделить на: раннее, опережающее  и собственно управление кризисом  посредством стратегического и тактического менеджмента8.

Анализ исключительно последнего вида антикризисного управления – узкий подход к пониманию данного явления, тем не менее, чаще всего встречаемый. Например, под антикризисным управлением организации понимается управление в период финансовой несостоятельности (банкротства). В частности, Т.Б. Юн определяет антикризисное управление как совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, применяемых в отношении организаций – должников для целей их финансового оздоровления или ликвидации9. В других случаях антикризисное управление связывается с деятельностью арбитражных управляющих, утвержденных арбитражным судом. В отношении региона, узкий подход заключается в изучении только системообразующей базы экономики, а не всех подсистем10. К данному подходу также относится выделение в качестве критерия антикризисного управления время его осуществления – общий кризис экономики, поскольку меры данного вида управления необходимо использовать не только в условиях спада, но и роста.

В качестве этапов антикризисного управления в научной литературе выделяются: (рис.1.1)

 


 

 


 

 

 


 

 

Рис. 1.1. Этапы антикризисного управления

 

1) анализ внутренней и  внешней среды;

2) прогнозирование;

3) планирование;

4) реализацию;

5) контроль;

6) оценку результатов.

Данные этапы являются общими для всех объектов исследования, в то же время специфичны инструменты осуществления данного типа управления. Выбор механизма антикризисного управления определяется характером кризиса, а также возможностями управления11.

В отношении организаций используются экономические (финансовый анализ, бухгалтерский учет, оценка объектов, инвестиционный анализ), правовые, организационные (реорганизация, реструктуризация, формирование новых организационных структур), кадровые способы осуществления антикризисного управления, а также стратегический менеджмент и маркетинг. Особое внимание следует уделить внимание точке зрения Г.К. Таля. В зависимости от использованных инструментов он разделяет пассивное и агрессивное антикризисное управление, выделяет тактические и стратегические мероприятия. В основе пассивного антикризисного управления – уменьшение затрат, сокращение числа подразделений, персонала, уменьшение объема производства и сбыта; в агрессивном используются активный маркетинг, модернизация, улучшение управления, ведется поиск новых резервов. Тактические мероприятия  направлены на устранение последствий кризиса, стратегические  – на причины его возникновения, соответственно, первая группа мероприятий направлена на поддержку функционирования системы, вторая - на развитие объекта.

Инструментам контроля (внутренний контроль, аудит, государственный финансовый контроль, контроль расхода средств, распределения прибыли уделено особое внимание, при этом в качестве инструмента антикризисного управления выделяет методы убеждения – собеседования с лицами, принимающими решения, собственниками, кредиторами. Кризисные ситуации территорий, методы их нейтрализации – объект исследования экономической безопасности12.

Следовательно, можно сделать вывод, что антикризисное управление – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению.

 

1.2 Особенности антикризисного государственного регулирования

 

Жизненно важным на макроуровне экономики страны следует признать осуществление государством мер антикризисного регулирования, причем не только с позиции преодоления уже имеющих место кризисных явлений (событий), но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, заключающийся в недопущении возникновения назревающих конкретных кризисных явлений и в преодолении уже возникших кризисных ситуаций.

Информация о работе Пути повышения эффективности системы антикризисного управления ООО «Модуль»