Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:20, аттестационная работа

Описание работы

Одна из самых сложных и болезненных проблем - правовой статус унитарных предприятий. Проблемы лежат и в сфере управления, возможности контроля деятельности унитарного предприятия со стороны государства, и в сфере определения статуса переданного унитарному предприятию имущества.
Многие эксперты отмечают чужеродный, рудиментарный характер института хозяйственного ведения и оперативного управления в действующем гражданском законодательстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия
1.1. Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)………6
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).……...................................................................28
2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………………………………………28
2.2.Примеры эффективного управления унитарным предприятием в Чувашской Республике ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»…………….
Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………
3.1. Совершенствование системы управления государственными и унитарными предприятиями – фактор предотвращения процедуры банкротства..…………………………………………………………………….
3.2.Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности государственных унитарных предприятий………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

Алимов работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Новация представляет собой соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Так, формой новации может быть замена долга в заемное обязательство (ст. 818 ГК РФ). Важной особенностью новации является то, что первоначальное обязательство перед контрагентом прекращается и, соответственно, исчезает угроза начисления штрафных санкций по нему.

 Предприятие в погашение  кредиторской задолженности может выдать контрагенту вексель с определенным сроком погашения и определенным процентом. Вексель как ценная бумага удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (предприятия) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока денежной суммы контрагенту.

 Возможной мерой по  предотвращению банкротства для  акционерных обществ является  уменьшение или полный отказ  общества от выплаты дивидендов  по акциям. Такая мера применима  при условии, что акционеры предприятия  достаточно уверены в реальности программы финансового оздоровления. Если же дивиденды начислены акционерам, то и в этом случае они могут направить их на развитие производства.

 Еще одной мерой, к  которой несостоятельные предприятия  могут прибегнуть с целью финансового  оздоровления и предотвращения банкротства, является выпуск собственных облигаций.

 Облигация представляет  собой эмиссионную ценную бумагу, которая закрепляет право ее  держателя на получение от  эмитента облигации в предусмотренный  ею срок ее номинальной стоимости  и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. При этом эмитентом выступает юридическое лицо или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

 В отличие от владельцев  акций, владельцы облигаций не  являются совладельцами предприятия, не имеют голоса в управлении, а выступают всего лишь кредиторами. Это обстоятельство в целом  уменьшает риск от такого инвестирования средств, поскольку держатель облигаций имеет приоритет в получении доходов или возвращении своего капитала в случае недостаточности прибыли для удовлетворения всех предусмотренных законом имущественных претензий, а также в случае банкротства предприятий.

 Отрицательным моментом  является необходимость предоставления  информации о своем финансовом  положении. Очевидно, что в условиях  финансового кризиса предприятия  его облигации будут непривлекательны  для большинства сторонних лиц.

 Восстановление платежеспособности ГУПов.

 Несмотря на то что  неплатежеспособность предприятия  может быть устранена в течение  короткого периода за счет  осуществления продажи ряда активов, реструктуризации задолженности  и прочих оперативных мероприятий, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

 Таким образом, целью  реализации мероприятий на данном  этапе является обеспечение устойчивого  финансового положения предприятия  в среднесрочной перспективе.

 Для этого возможно  применить следующие меры:

- снижение затрат и  уменьшение текущей финансовой потребности;

- оптимизация численности  работников;

- конвертация долгов  в уставной капитал;

- авансирование со стороны  заказчиков;

- другие меры.

 Снижение затрат и  уменьшение текущей финансовой  потребности возможно путем сокращения (вплоть до полного прекращения) непроизводственных расходов, то есть таких расходов, которые в соответствии с принятыми на предприятии внутренними документами не могут быть отнесены на себестоимость продукции или на издержки обращения.

 Снижение затрат возможно путем остановки нерентабельных производств. Это необходимо произвести в обязательном порядке.

 Также необходимо вывести  из состава предприятия затратных  объектов и перейти к покупке  товаров и услуг, производимых  на стороне путем учреждения дочерних обществ. Это позволит снять затраты предприятия на объекты, которые пока не удалось продать.

 Оптимизация численности  работников в период кризиса  становится одной из главных  задач.

 Сокращение работников  должно производиться только  на основе совершенствования организации труда и не может происходить одновременно.

 Также предприятие  должно проанализировать возможность  снижения фонда оплаты труда  без сокращения численности работников.

 Выкуп долговых обязательств  с дисконтом - одна из наиболее продуктивных мер финансового оздоровления. Кризисное состояние предприятия обесценивает его кредиторскую задолженность. Поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом.

 Такой вариант подходит  при наличии крупных и постоянных  предприятия, заинтересованных в нормальной работе предприятия.

 Своевременное и надлежащее  авансирование со стороны заказчиков  является важным фактором восстановления  финансовой устойчивости предприятия.

Одним из важных этап предотвращения процедуры бнкротства ГУПов является программа финансового оздоровления предприятия.

 Основными задачами дано программы являются:

1) определение стратегии  и комплекса практических мероприятий  по преодолению кризисной ситуации;

2) определение плана мероприятий  по повышению платежеспособности и ликвидности предприятия;

3) разработка оптимального  для предприятия и обоснованного  для органов государственного  управления плана погашения задолженности  перед бюджетом или предоставления  государственной поддержки предприятию;

4) разработка схемы погашения (финансовой реструктуризации) ранее полученных кредитов для обоснования ее перед кредиторами;

5) определение плана мероприятий  по изменению структуры баланса  с целью повышения инвестиционной  привлекательности предприятия.

 Различное финансово-экономическое положение, специфика деятельности, стратегические цели и задачи конкретного предприятия не дает возможности составить единую, общую для всех предприятий, программу финансового оздоровления.

 Однако общими разделами  для программы финансового оздоровления являются:

1) информация о предприятии  и его характеристика;

2) исследование и анализ  рынка;

3) концепция хозяйственной  деятельности;

4) анализ финансового  состояния предприятия и выявление  причин необходимости его оздоровления;

5) мероприятия по финансовому  оздоровлению;

6) план производства;

7) финансовый план и  финансовая стратегия.

 Основная информация  о предприятии - это дата основания, местонахождение, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности.

 В разделе "Исследование  и анализ состояния рынка" обычно  содержится следующая информация: описание отрасли, в которой работает  предприятие, и перспективы ее  развития; современное место предприятия  в данной отрасли, его преимущества и недостатки в сравнении с другими организациями-конкурентами; характеристика рынков, на которые ориентируется деятельность предприятия; условия и ограничения продвижения на рынки продукции предприятия; выработка стратегии маркетинга; разработка новых видов продукции предприятия.

 Концепция хозяйственной  деятельности представляет собой  сжатый обзор намечаемого бизнеса  и целей, которые ставит перед  собой предприятие.

 Концепция, как правило, разрабатывается на 3 - 5 лет в зависимости  от конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 Концепция является  ориентиром для детальной разработки  программы финансового оздоровления.

 Анализ финансового  состояния предприятия и выявление  причин необходимости его оздоровления  включает в себя результаты анализа финансового состояния предприятия за предыдущий год и на последнюю отчетную дату. В нем определяются основные показатели финансового состояния предприятия, структура его баланса. Также содержится анализ рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности.

 Проведенный анализ  финансового состояния предприятия  должен завершиться логическими  выводами о причинах кризисного  состояния и направлениях его  финансового оздоровления.

 М.И. Гизатуллин предлагает  наиболее полную и адекватную сегодняшним реалиям российской экономики структуру мероприятий по финансовому оздоровлению3:

1 этап. Восстановление платежеспособности.

1.1. Проведение инвентаризации  активов и пассивов предприятия.

1.2. Создание платежного  календаря.

1.2.1. Разделение текущих  платежей и платежей по просроченной  задолженности.

1.2.2. Приоритет в предстоящих  платежах просроченной кредиторской  задолженности.

1.2.3. Определение суммы  нехватки денежных средств, необходимых  для выполнения графика предстоящих платежей.

1.3. Превращение низколиквидных  активов в денежные средства, и погашение с их помощью  краткосрочных обязательств предприятия (или продажа активов).

1.3.1. Проведение оценки  возможности реализации тех или  иных активов и эффективности такой реализации.

1.3.2. Продажа активов, с  указанием конкретных видов активов, сроков их реализации, ответственных  лиц, формы их продажи или формы  погашения с их помощью кредиторской  задолженности, в том числе:

- нематериальных активов;

- основных средств;

- незавершенного строительства;

- доходных вложений в  материальные ценности;

- долгосрочных финансовых  вложений;

- запасов;

- дебиторской задолженности;

- краткосрочных финансовых  вложений.

1.4. Переоформление краткосрочной  задолженности в долгосрочную.

1.5. Отказ от получения  дивидендов по акциям.

1.6. Выпуск облигаций.

1.7. Другие меры.

2 этап. Восстановление финансовой  устойчивости через изыскание  дополнительных внутренних источников  финансирования.

2.1. Снижение затрат и уменьшение текущей финансовой потребности.

2.1.2. Остановка нерентабельных  производств.

2.1.3. Выведение из состава  предприятия затратных объектов  и переход к покупке товаров  и услуг на стороне.

2.2. Оптимизация численности  работников.

2.3. Выкуп долговых обязательств с дисконтом.

2.4. Конвертация долговых  обязательств в уставной капитал.

2.5. Привлечение авансов  со стороны заказчиков.

3 этап. Обеспечение финансового  равновесия на длительный срок.

3.1. Осуществление мероприятий  в сфере маркетинга.

3.2. Привлечение инвестиций.

 Рассмотренные в настоящей  работе проблемы, связанные с  мероприятиями по предупреждению  банкротства предприятия, позволяют  сделать следующие выводы:

1. Современное состояние  российской экономики, введение  института банкротства ставят перед действующим предприятием проблему эффективной организации управления риском в условиях финансового кризиса.

 Под выражением "управление  риском" следует понимать следующее:

- оценка риска в смысле  выявления опасностей, которым подвергается предприятие, степень и вероятность возможного ущерба;

- комплекс превентивных  мер по предотвращению проявления  таких опасностей;

- процесс ликвидации  и минимизации убытков;

- инспектирование риска;

- оценка возможных последствий.

2. Банкротства предприятия  можно избежать, вовремя приняв  управленческие решения и адекватные  процедуры на основании проведенного  анализа финансового состояния  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных экономических условиях предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами, результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

Информация о работе Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики