Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:20, аттестационная работа

Описание работы

Одна из самых сложных и болезненных проблем - правовой статус унитарных предприятий. Проблемы лежат и в сфере управления, возможности контроля деятельности унитарного предприятия со стороны государства, и в сфере определения статуса переданного унитарному предприятию имущества.
Многие эксперты отмечают чужеродный, рудиментарный характер института хозяйственного ведения и оперативного управления в действующем гражданском законодательстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия
1.1. Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)………6
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).……...................................................................28
2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………………………………………28
2.2.Примеры эффективного управления унитарным предприятием в Чувашской Республике ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»…………….
Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………
3.1. Совершенствование системы управления государственными и унитарными предприятиями – фактор предотвращения процедуры банкротства..…………………………………………………………………….
3.2.Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности государственных унитарных предприятий………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

Алимов работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Наибольшие суммы чистой прибыли за этот период получили государственные унитарные предприятия "БОС" Минстроя Чувашии (17,1 млн рублей), "Племенная птицефабрика "Урмарская" Минсельхоза Чувашии (5,1 млн рублей), "Фармация" Минздравсоцразвития Чувашии (4,2 млн рублей), "Стадион "Олимпийский" Минспорта Чувашии (1,6 млн рублей), "Птицефабрика "Моргаушская" Минсельхоза Чувашии (1,6 млн рублей), "Цивильский ветсанутильзавод" Госветслужбы Чувашии (1,2 млн рублей).

Наибольшие суммы убытка получили государственные унитарные предприятия "Чувашхлебопродукт" Минсельхоза Чувашии (5 млн рублей), "Центральный лесхоз" Минприроды Чувашии (2,9 млн рублей), "Газета "Советская Чувашия" Минкультуры Чувашии (2,5 млн рублей), "ЧувашГИИЗ" Минстроя Чувашии (2 млн рублей), "ИПК "Чувашия" (1,8 млн рублей).

По данным Минимущества Чувашии, в настоящее время в Чувашии 53 государственных унитарных предприятия. Из них 47 - действующие, два находятся в стадии ликвидации ("Чувашгаз" Минпрома Чувашии, "Жилтехстрой" Минстроя Чувашии), три - в процедуре банкротства ("Сортсемовощ" Минсельхоза Чувашии, "Красночетайская типография" Минкультуры Чувашии, "Дружба" Минсельхоза Чувашии).

 

 

Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий.

3.1. Совершенствование системы управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Кризисная экономическая ситуация на большинстве муниципальных унитарных предприятий вызывает серьезную озабоченность как органов местного самоуправления, так и государственной власти. В первую очередь это касается предприятий жилищно-коммунального комплекса, деятельность которых оказывает наиболее сильное влияние на населения. В настоящем параграфе будут рассмотрены меры, меры, применяемые по исправлению сложившейся ситуации.

В Программе развития бюджетного федерализма существенными для рассматриваемой проблемы являются такие меры, как: обеспечение социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в основном за счет средств федерального бюджета; завершение перевода финансовых обязательств по профессиональным (ведомственным) льготам учреждениям и организациям, находящимся в ведении федеральных органов власти, в федеральный бюджет; существенное сокращение расходов региональных и особенно местных бюджетов на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства за счет платежей населения при одновременном предоставлении из федерального бюджета целевой финансовой помощи регионам на выплату адресных жилищных пособий малообеспеченным слоям населения. Реализация этих мер позволит существенно сократить нагрузку на местные бюджеты и облегчить финансовое положение муниципальных унитарных предприятий, занятых предоставлением жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг.

Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса предлагает широкий круг мероприятий, реализация которых должна позитивно отразиться на деятельности муниципальных унитарных предприятий. Сюда входят такие мероприятия, как: инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; перевод основных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий, упорядочение механизма предоставления льгот; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг и др.

Следует, однако, отметить, что оба перечисленных документа носят концептуальный характер и не имеют юридической силы. Практическая реализация предусмотренных в этих документах мер требует существенных изменений в федеральном законодательстве и длительного времени. Поэтому важно рассмотреть решения по совершенствованию управления муниципальными предприятиями, которые могут быть приняты и реализованы органами местного самоуправления в рамках действующего законодательства. Эти решения можно разделить на две группы. Первая группа – решения, осуществляемые в рамках сохранения организационно-правовой формы муниципального унитарного предприятия, рассматриваются в данном параграфе. Вторая группа решений, связанная с акционированием, приватизацией и иными способами замены унитарных предприятий на предприятия других организационно-правовых форм.

 

3.2.Основные мероприятия по восстановлению  платежеспособности государственных унитарных предприятий.

 В данном разделе работы рассматриваются меры финансового оздоровления предприятия исходя из основной задачи - осуществления предприятием эффективной хозяйственной деятельности в будущем. При проведении финансового оздоровления предприятия следует использовать меры, которые способствовали бы максимальному сохранению имущественного комплекса, трудового коллектива и социальных гарантий.

 Меры по предотвращению  банкротства предприятия связаны  с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации.

 Реализация мер финансового  оздоровления возможна только  при соответствующем управлении  предприятием. Управление предприятием  в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют "антикризисным управлением".

 Антикризисное управление - это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный  характер и направленная на  предотвращение или устранение  неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

 Целями антикризисной  политики предприятия являются:

1) обеспечение ликвидности  и платежеспособности на основе  оптимального сочетания собственных  и заемных источников средств;

2) получение прибыли и  уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия.

 Финансовый кризис  меняет стратегию предприятия, его  цели и способы их достижения. Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений.

 В рамках нормального  управления критерии принятия  решений можно свести к достижению  стратегических целей в долгосрочном  аспекте и максимизации прибыли  в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств.

 Наступление неплатежеспособности  означает для предприятия превышение  расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств.

 Как отмечает М.И. Гизатуллин  в своей работе "Как избежать  банкротства. Рецепты финансового  оздоровления предприятия", "сущность  мер финансового оздоровления на данном этапе заключается в маневрировании денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневрирование осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Покрытие дефицита денежных средств на данном этапе должно быть осуществлено путем увеличения поступления денежных средств (максимизацией).2"

 Для решения задачи  по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную, а также предпринять ряд других мер.

 Рассмотрим более подробно  эти меры.

 Управление платежеспособностью  предприятия представляет собой  одну из основных частей финансовой  работы, направленную на регулирование  потока платежей, поддержание необходимой  ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Профессиональное управление платежеспособностью предприятия способствует оптимизации структуры капитала, обеспечивает краткосрочные и долгосрочные пропорции между активами и обязательствами, предотвращает реальную угрозу банкротства.

 При управлении платежеспособностью  предприятия особое значение  обращается на статьи баланса, отражающие наличие денег в  кассе предприятия и на расчетном  счете в банке. Эти сведения  выражают совокупность имущества (денежных средств), имеющего абсолютную ликвидность по сравнению с другими видами имущества. В условиях финансового кризиса основной задачей управления платежеспособностью является немедленное изыскание денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств предприятия.

 В этой связи одним  из оптимальных способов управления  платежеспособностью предприятий  считается ведение платежного  календаря, разрабатываемого обычно  на предстоящий период времени (с разбивкой по дням, неделям, декадам и т.п.) и состоящего из следующих разделов: график расходования денежных средств или график предстоящих платежей и график поступления денежных средств.

 На предприятии возможно  составление как отдельных видов  платежных календарей (налоговый  платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита), так и платежного календаря по предприятию в целом.

 Использование платежного  календаря позволяет выявить  временной период, когда риск  возникновения дефицита будет особенно велик, и заблаговременно принять соответствующие меры по снижению этого риска.

 В платежном календаре  предприятия должны быть учтены  текущие платежи и платежи  по просроченной задолженности.

 Предприятие на основании  платежного календаря должно определить дефицит денежных средств, необходимых для выполнения графика предстоящих платежей. Сумма такого дефицита является ориентиром при выборе способов его устранения.

 Увеличение денежных  средств предприятия может быть  достигнуто переводом активов предприятия в денежную форму.

 Целесообразно рассматривать  возможность реализации активов  предприятия и эффективность  этих операций согласно последовательности, изложенной в Бухгалтерском балансе.

 Для того чтобы предприятие  могло реально оценить возможность реализации своих активов, необходимо иметь достоверные данные об имеющемся имуществе. С этой целью проводится инвентаризация активов и пассивов предприятия. Также проводится инвентаризация краткосрочных обязательств для возможности определения точной суммы обязательств, которые необходимо погасить и суммы возможных штрафных санкций за просрочку оплаты указанных обязательств. Инвентаризации подлежит все имущество предприятия независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

 После проведения инвентаризации  предприятию необходимо оценить  возможности для реализации активов  и эффективность такой реализации. Основное внимание при этом  важно уделить анализу того, что  именно представляют собой те  или иные активы предприятия, и насколько эффективной будет их реализация для достижения задачи - устранения неплатежеспособности предприятия.

 Под нематериальными  активами признаются объекты  интеллектуальной собственности (исключительное  право на результаты интеллектуальной  деятельности). В составе нематериальных активов также учитывается деловая репутация организации и расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада в уставный капитал организации.

 Таким образом, нематериальные активы являются тем имуществом предприятия, которое во многом определяет его деятельность и делает предприятие конкурентоспособным. Поэтому реализация нематериальных активов является нежелательной (даже в целях финансового оздоровления) и возможна только в качестве крайней меры.

 Основные средства (действующие, находящиеся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или  в запасе) отражаются в Бухгалтерском  балансе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных  средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется).

 Для реализации основных  средств необходимо разделить  основные средства по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление производится по  принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия.

 Непроизводственные основные  средства предприятию необходимо  реализовать. Вырученные от реализации  средства можно направить на  погашение кредиторской задолженности, при этом предприятие избавляется от текущих расходов по содержанию этих средств.

 Предприятию лучше  не допускать реализацию производственных  основных средств, иначе предприятие  лишается своих производственных  мощностей. Такая ликвидация возможна  только в качестве крайней меры.

 Предприятию необходимо  выделить незавершенное строительство  из состава материально-вещественных  объектов его непроизводственной  части.

 Продажа объектов незавершенного  строительства производственного  назначения означает остановку  ведущихся инвестиционных проектов (деинвестирование). Решение о деинвестировании принимается на основе анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал, при этом стратегические соображения не играют определяющей роли.

Информация о работе Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики