Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:20, аттестационная работа

Описание работы

Одна из самых сложных и болезненных проблем - правовой статус унитарных предприятий. Проблемы лежат и в сфере управления, возможности контроля деятельности унитарного предприятия со стороны государства, и в сфере определения статуса переданного унитарному предприятию имущества.
Многие эксперты отмечают чужеродный, рудиментарный характер института хозяйственного ведения и оперативного управления в действующем гражданском законодательстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия
1.1. Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)………6
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).……...................................................................28
2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………………………………………28
2.2.Примеры эффективного управления унитарным предприятием в Чувашской Республике ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»…………….
Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………
3.1. Совершенствование системы управления государственными и унитарными предприятиями – фактор предотвращения процедуры банкротства..…………………………………………………………………….
3.2.Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности государственных унитарных предприятий………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

Алимов работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики)

2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в редакции (ред. от 19.07.2011, далее Закон об унитарных предприятиях).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные или муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со статьей 3 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Статьей 9 Закона об унитарных предприятиях установлено императивное правило, согласно которому в уставе унитарного предприятия должен быть закреплен перечень видов деятельности, которыми предприятие планирует заниматься.

Таким образом, унитарные предприятия не вправе осуществлять виды деятельности не предусмотренные уставом, то есть налицо специальная правоспособность.

Статьей 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что при наступлении признаков несостоятельности законом предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании несостоятельным (банкротом) в случае, если:

1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приведет к невозможности удовлетворить требования остальных в полном объеме;

2) органом, уполномоченным  собственником имущества, принято  решение об обращении в арбитражный  суд с заявлением должника;

3) обращение взыскания на имущество должника осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

Причем заявление должника должно быть подано не позднее чем через месяц с даты возникновения вышеуказанных обстоятельств.

Вместе с тем ст. 30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принимать своевременные меры по предупреждению банкротства предприятий и восстановлению платежеспособности должника до подачи заявления должника.

Статьей 65 ГК РФ установлено, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Решения о ликвидации в отношении государственных и муниципальных предприятий могут приниматься только собственником.

Заявление должника о признании предприятия банкротом, как правило, направлено на ликвидацию предприятия, соответственно решение об обращении в арбитражный суд с таким заявлением должно приниматься уполномоченным собственником имущества органом.

Таким образом, можно сделать вывод, что без согласования с собственником имущества руководитель должника не уполномочен на обращение в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом.

Вопрос относительно прав руководителя унитарного предприятия без согласования с собственником имущества предприятия обращаться в суд с заявлением должника на практике имеет колоссальное значение. Поскольку если руководитель такое право имеет, то с помощью известных технологий при условии четкой юридической работы руководителю ничего не стоит в самые короткие сроки обанкротить вверенную ему организацию и выбрать саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен управляющий или непосредственно кандидатуру арбитражного управляющего..

К сожалению, правоприменительная практика пошла по пути упрощения процедуры подачи заявления на банкротство. В Постановлении от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Высший Арбитражный суд РФ указал, что «при рассмотрении вопроса о применении ст. 9 Закона о банкротстве, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами, заявление руководителя должника принимается арбитражным судом к рассмотрению независимо от наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия».

Такая практика явно не направлена на защиту интересов собственника и существенно ослабляет его контроль за действием руководства. В случае обращения руководителя с заявлением должника о признании его банкротом собственник вообще может узнать о таком заявлении только после его принятия арбитражным судом и введения процедуры наблюдения.

Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором — потенциальный покупатель, будущий хозяин предприятия.

Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является относительно легкое получение его согласия на реализацию части активов или всего предприятия в целом, которое требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве. Таким образом, собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.

В зависимости от причин банкротства и его «заказчиков», инициаторами могут быть разные лица.

По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности основными инициаторами могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).

Сам собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

Хотя надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника имущества, необходимо заручиться поддержкой администрации и министерства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т.п.

В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие, «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.

Кредиторы за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло — монополисты — стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству — целостность предприятия их не волнует. А при введении процедуры банкротства делают все, что возможно, чтобы дольше ее продлить для получения текущей абонентской платы. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.

Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на кредиторов по обычной хозяйственной деятельности и кредиторов по подконтрольной задолженности.

Первая разновидность кредиторов относится к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими при проведении собраний кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их голоса на свою сторону или собирая доверенности.

Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании сделок недействительными или ничтожными подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура в интересах государства.

Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т.п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе по наличию фирм у ИФНС, по подтверждению прохождения денежных средств по счетам в банках и др.

При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.

 

2.2.Примеры эффективного  управления унитарным предприятием  в Чувашской Республике  (на материалах ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»).

ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия». В числе прочего Предприятие осуществляет в соответствии с уставом следующие виды деятельности:

 оказание услуг землепользователям  по применению органических и  минеральных удобрений, кормовых  добавок, мелиорантов почв, средств  защиты растений, разработка месторождений  карбонатных пород открытым способом  и их переработка для производства  известняковых материалов и строительного щебня, заготовка торфа и сапропеля;

 снабжение всех землепользователей  минеральными удобрениями, мелиорантами  почв, пестицидами, другими химическими  и биологическими средствами  защиты растений;

 производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

 торгово-закупочная деятельность;

 Начиная с 2003 года, выручка  от продажи имела устойчивую  тенденцию к снижению. Так, если  за 2002 год выручка от продажи  ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»  составляла 8578 тыс. руб., то за 2003 год – 7830 тыс. руб. (91% к уровню 2002 года), а за 2004 год – 7375 тыс. руб. (86% к уровню 2002 года).

Чистая прибыль за 2003 год составила 8 тыс. руб. (2% к уровню 2002 года), убыток 2004 года достиг 610 тыс. руб. Среднесписочная численность снизилась с 90 человек в 2002 году до 70 человек в 2004 году.

Определением АС ЧР от 24 марта 2005 г. в ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия» введена процедура наблюдения. На момент введения наблюдения предприятие имело просроченную свыше трех месяцев задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в размере 1 088 тыс. руб. В реестр требований кредиторов были включены требования в размере 1 454 тыс. руб.

Арбитражным управляющим назначен Качин Сергей Витальевич (СРО арбитражных управляющих Центрального федерального округа). Руководитель предприятия – Блинов Вячеслав Витальевич.

В ходе процедуры банкротства предприятию были выделены средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на реконструкцию Степно-Тугаевского известкого карьера в сумме 1 000 тыс. руб. Организованная работа по взысканию дебиторской задолженности позволила аккумулировать средства для расчетов с кредиторами.

Процедура наблюдения завершена 4 октября 2005 г. в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований.

В связи с разработкой известкового карьера во время процедуры банкротства выручка от продажи за 9 месяцев 2005 года возросла до 7962 тыс. руб. по сравнению с 6043 тыс. руб. за аналогичный период прошлого года (на 32%). При этом расходы предприятия по основному виду деятельности возросли незначительно (с 6039 тыс. руб. за 9 месяцев 2004 г. до 6200 тыс. руб. за 9 месяцев 2005 года). Чистая прибыль за 9 месяцев 2005 года составила 1737 тыс. руб. против 3 тыс. руб. за аналогичный период прошлого года.

Кредиторская задолженность снизилась с начала года с 3112 тыс. руб. до 1175 тыс. руб. по состоянию на 01.10.2005, в т.ч. перед поставщиками и подрядчиками с 1154 тыс. руб. до 486 тыс. руб., перед персоналом организации – с 197 тыс. руб. до 116 тыс. руб., перед бюджетом и внебюджетными фондами – с 1229 тыс. руб. до 372 тыс. руб., перед прочими кредиторами – с 532 тыс. руб. до 201 тыс. руб.

Среднесписочная численность сократилась с 71 человека до 62 человек. Среднемесячная заработная плата увеличилась с 1687 руб. за 9 месяцев 2004 года до 2169 руб. за 9 месяцев 2005 года. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости имеют в течение 2005 года положительную динамику.

В первом квартале 2010 года 34 государственных унитарных предприятия Чувашии получили чистую прибыль в сумме 40,9 млн рублей. При этом десять государственных унитарных предприятий получили убыток в сумме 15,8 мл рублей, три ГУПа завершили отчётный период с нулевым финансовым результатом, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Минимущества Чувашии.

Информация о работе Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики