Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 20:20, аттестационная работа

Описание работы

Одна из самых сложных и болезненных проблем - правовой статус унитарных предприятий. Проблемы лежат и в сфере управления, возможности контроля деятельности унитарного предприятия со стороны государства, и в сфере определения статуса переданного унитарному предприятию имущества.
Многие эксперты отмечают чужеродный, рудиментарный характер института хозяйственного ведения и оперативного управления в действующем гражданском законодательстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия
1.1. Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)………6
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).……...................................................................28
2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………………………………………28
2.2.Примеры эффективного управления унитарным предприятием в Чувашской Республике ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»…………….
Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………
3.1. Совершенствование системы управления государственными и унитарными предприятиями – фактор предотвращения процедуры банкротства..…………………………………………………………………….
3.2.Основные мероприятия по восстановлению платежеспособности государственных унитарных предприятий………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

Алимов работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

Кафедра социальных и правовых дисциплин

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УНИТАРНЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Направление: Государственное и муниципальное управление

Выполнил:

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Петров В.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия

1.1. Понятие, причины и виды несостоятельности (банкротства)………6

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства………………………………………………………………………

Глава 2. Анализ реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).……...................................................................28

2.1. Основные этапы процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………………………………………28

2.2.Примеры эффективного управления унитарным предприятием в Чувашской Республике ГУП ЧР «Цивильская сельхозхимия»…………….

Глава 3. Рекомендации по предотвращению процедуры банкротства государственных унитарных предприятий…………………………………

3.1. Совершенствование системы управления государственными и унитарными предприятиями – фактор предотвращения процедуры банкротства..…………………………………………………………………….

3.2.Основные мероприятия по восстановлению  платежеспособности государственных унитарных предприятий………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы……………………

 

 

 

Введение

Одна из самых сложных и болезненных проблем - правовой статус унитарных предприятий. Проблемы лежат и в сфере управления, возможности контроля деятельности унитарного предприятия со стороны государства, и в сфере определения статуса переданного унитарному предприятию имущества.

Многие эксперты отмечают чужеродный, рудиментарный характер института хозяйственного ведения и оперативного управления в действующем гражданском законодательстве.

С одной стороны, государство, передав имущество, в хозяйственное ведение унитарному предприятию уже не может вернуть его обратно, иначе, как ликвидировав предприятие. С другой стороны, если начинается процедура банкротства унитарного предприятия, государство автоматически теряет переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения имущество. Фактически сложилась схема неконтролируемой приватизации государственного имущества, при которой государство несет огромные потери.

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, высокой инфляции, нестабильности налоговой системы, политической нестабильности, неопределенности, недостаточной квалификации менеджеров предприятия институт банкротства получает все большее распространение. Вместе с тем, в хозяйственной практике последних лет участились случаи умышленной самоликвидации предприятий, которые, обеспечив привлечение значительного объема заемного капитала (в денежной, товарной и других формах) и использовав его в целях наживы отдельных лиц, объявляют себя банкротами для того, чтобы уйти от расчетов. Механизм таких действий квалифицируется как «фиктивное банкротство» и преследуется в уголовном порядке.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

Цель работы – рассмотреть особенности реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и разработать  практические рекомендации по принятию антикризисных мер.

Для реализации поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  1. Рассмотреть понятия, виды и этапы банкротства предприятия и нормативно-правовые документы, регулирующие процедуру банкротства
  2. Проанализировать специфику реализации процедуры банкротства государственных унитарных предприятий (на материалах Чувашской Республики).
  3. Разработать  рекомендации  по совершенствованию системы управления государственными и унитарными предприятиями  во избежание  введения процедуры банкротства.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

ГЛАВА 1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия.

1.1 Понятие, причины  и виды процедуры банкротства.

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Между тем, отечественная экономика содержит немало предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время нормативная база в этой области разрабатывается и совершенствуется.

27 сентября 2002 года Государственной  Думой был принят, 16 октября 2002 года  одобрен Советом Федерации новый  Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который введен в действие 02.12.2002 года. Этот закон нельзя отнести в полном смысле ни к «прокредиторскому», ни к «продолжниковскому». Его место — золотая середина. И именно данное обстоятельство делает российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (за полученные товары, выполненные работы и услуги) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а размер обязательств и платежей в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей. Должник может быть признан несостоятельным, если текущих поступлений недостаточно для покрытия текущих платежей, но при имуществе, достаточном для погашения требований всех кредиторов в полном объеме, к нему может быть применена более предпочтительная процедура внешнего управления.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Досудебная санация. В случае возникновения признаков банкротства, определенных Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника — унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления предусматривает способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение, т. е. соглашение сторон о прекращении судебного спора и взаимных уступках.

1.2. Нормативно-правовые  документы, регулирующие процедуру  банкротства.

 Несостоятельность предприятий, организаций и индивидуальных  предпринимателей предусмотрена  в первую очередь положениями  ст. 25, 65 ГК РФ - в общем порядке, ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» -  как основным нормативным  актом по несостоятельности, положениями гл. 28   Арбитражного процессуального кодекса РФ, Постановлениями правительства РФ, специальными подзаконными актами.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) является именно одноимённый ФЗ-127. Федеральный закон не всеми участниками указанных отношений воспринимается как доступный к быстрому пониманию в связи со своей объемностью и многозначностью. К тому же данный закон является третьим в истории законодательства и даже его третий вариант потерпел множество  доработок и изменений, постоянно формируется практика его применения судами Арбитражной системы РФ. Все эти факторы говорят об институте несостоятельности как новом для российской экономики,  и даже при проектировании иностранного опыта на российскую действительность требуется многолетняя практика для внесения изменений присущих именно ей.

К списку нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру банкротства предприятия относятся следующие:

•  Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 61 - 65)

•  Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 18.07.2011).

•  Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

•  Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"

•  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"

•  Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г., регулирующие банкротство должников - юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов. В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве.

Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства.

Информация о работе Особенности процедуры банкротства государственных унитарных предприятий Чувашской Республики