Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 11
1.3 Понятие и виды кредитной политики 19
Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Общая характеристика 23
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 32
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 38
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 42
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсоваая Кидаева.rtf

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Кредиторская задолженность признается в том отчетном периоде, в котором она в соответствии с вышеизложенным порядком должна была быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления организацией своих обязательств [18, с. 21].

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

  1. перед поставщиками и подрядчиками;
  2. по векселям к уплате;
  3. перед дочерними и зависимыми обществами;
  4. перед персоналом организации;
  5. перед государственными внебюджетными фондами;
  6. перед бюджетом;
  7. по авансам полученным;
  8. перед прочими кредиторами.

Величина кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом с учетом дальнейших скидок (накидок).

Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов [23, c. 10].

Величина кредиторской задолженности по договорам мены, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. В свою очередь стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, кредиторская задолженность по договорам мены определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией (стоимость такой продукции устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары)).

Следует учитывать, что невозврат кредиторской задолженности влечет за собой применение по отношению к организации определенных имущественных санкций, в частности, взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата. [26, c. 22012].

Признанные самой организацией или присужденные судебным органом санкции увеличивают размер кредиторской задолженности организации перед кредиторами по факту составления или поступления соответствующего документа (получения акта судебного органа, подписания акта сверки, подписания письменного согласия и т.п.).

Кредиторская задолженность списывается с баланса организации:

  • по факту исполнения организацией своих обязательств;
  • при взыскании задолженности кредиторами;
  • при списании сумм задолженности с баланса как невостребованных.

Взыскание кредиторской задолженности с организации осуществляется во внесудебном или судебном порядке.

Таким образом, суммы кредиторской задолженности в случае их невостребования кредитором подлежат учету в течение срока исковой давности, равного трем годам, после чего задолженность подлежит списанию с отнесением сумм на финансовые результаты.

 

1.2 Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью

 

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса организации. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние организации оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них [25, c. 124].

Выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности организации по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам -- главная задача управления движением дебиторской задолженности.

Управление движением кредиторской задолженности -- это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей организации последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств [19, c. 25].

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета.Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи) [24, с. 11].

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью.

С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж. Если товар является скоропортящимся, необходимо использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке [27, c. 145].

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого организацией при использовании скидок.

Таким образом, система скидок способствует защите организации от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

  1. сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой в компании системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера. Постоянные клиенты обычно оплачивают товар в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k брутто n», означающая, что:

    • покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
    • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по n-й день кредитного периода;
    • в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;

2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита в организации, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;

3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. [25, с. 501].

Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее.

1. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок.

2. Определение гарантий предоставления кредита. Самый простой способ продажи товаров - это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в строке «Счета к получению».

3. Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.

4. Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.

Информация о работе Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»