Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 11
1.3 Понятие и виды кредитной политики 19
Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Общая характеристика 23
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 32
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 38
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 42
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсоваая Кидаева.rtf

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Можно предложить на каждую отгрузку заключать дополнительное соглашение к договору поставки и требовать от клиентов указания в платежном поручении его номера и даты.

Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит реестр старения дебиторской задолженности. Реестр старения представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Группировка осуществляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней обращаться в суд. Соответственно аналогично будут построены группы в реестре старения дебиторской задолженности: 0-7 дней, 8-15, 16-30, свыше 30.

Можно порекомендовать сравнивать средневзвешенное время просрочки и периода кредитования по дебитору и в целом по компании с аналогичными показателями предыдущих периодов. Чтобы сравнение было корректным, необходимо из расчета средневзвешенного времени просрочки платежа исключить счета, дебиторская задолженность по которым на текущий момент признана безнадежной. Если из расчета не исключить безнадежную дебиторскую задолженность, это приведет к тому, что вся безнадежная задолженность, возникшая в предыдущих периодах и не списанная компанией, будет отражена в текущем периоде, что не позволит провести корректное сравнение. Сопоставление средневзвешенного времени просрочки и кредитования текущего и отчетного периодов позволит оценить эффективность проводимой компанией политики коммерческого кредитования. Очевидно, что увеличение средневзвешенного периода просрочки в текущем периоде будет свидетельствовать о низкой эффективности работы с дебиторами, и наоборот.

По итогам анализа расчетов ОАО «Байкалфарм» с дебиторами и кредиторами данной организации можно порекомендовать следующие меры по оптимизации задолженностей:

  • осуществлять контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью (контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям);
  • следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации;
  • эффективно управлять кредитной политикой организации;
  • ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;
  • проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении контрагентов;
  • создавать резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам и платежам.

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, проведены анализ и оценка дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Байкалфарм».

В рамках рассматриваемого вопроса по данной теме было установлено, что под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством.

По данным бухгалтерской отчетности за период с 2010 по 2012 год был проведен анализ показателей финансовой устойчивости ОАО «Байкалфарм». Проведенные расчеты показывают, что в анализируемой организации наблюдается неустойчивое финансовое состояние, которое характеризует нарушение платежеспособности с возможностью ее восстановления за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов и сокращения кредиторской задолженности.

Система управления дебиторской и кредиторской задолженности в ОАО «Байкалфарм» состоит из:

1. Анализа и оценки дебиторской и кредиторской задолженности

2. Планирования расчетов с покупателями и поставщиками

3. Контроля над расчетами с дебиторами и кредиторами

За анализируемый период дебиторская задолженность значительно выросла с 372 тыс. руб. в 2010г. до 1787 тыс. руб. в 2012г.. В составе дебиторской задолженности доля обязательств покупателей и заказчиков (наиболее ликвидная статья) составляет 86,8%, 84,5% и 99,2% соответственно в 2010, 2011 и 2012г., как видно имеется тенденция к увеличению.

Кредиторская задолженность также значительно выросла с 226 тыс. руб. в 2010г. до 519 тыс. руб. в 2011г. и до 2803 тыс. руб. в 2012г.. Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности показал, что наибольший удельный вес занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, а также перед персоналом организации. За анализируемый период произошло заметное увеличение доли поставщиков и подрядчиков в общем объеме кредиторской задолженности. Это говорит о том, что у организации недостаточно хорошо налажена сбытовая структура.

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности за 2010-2012годы показал, что в 2010 году в организации преобладает сумма дебиторской задолженности, в 2011 году в организации преобладает сумма кредиторской задолженности и в 2012 году в организации преобладает сумма кредиторской задолженности.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности изменяется неравномерно, падая с 1,65 в 2010 г. до 0,62 в 2011 г. и возрастает к 2012 г. до 0,64. В целом этот показатель должен быть равен 1.

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской свидетельствует о нарушениях платежной дисциплины ОАО «Байкалфарм» перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед внебюджетными фондами, не выполнением обязательств по выплате заработной платы перед персоналом организации. Организация не создает резервы по сомнительным долгам и предстоящим расходам и платежам. Все это снижает ее финансовую устойчивость.

Исходя из проведенного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами и кредиторами и эти проблемы увеличились за анализированный период. Следовательно, ОАО «Байкалфарм» имеет определенные финансовые затруднения, связанные с дефицитом денежных средств, что ведет к неплатежеспособности организации и снижению ее финансовой устойчивости.

Повысить финансовую устойчивость организации можно: увеличив оборачиваемость активов, погасив кредиторскую задолженность, повысив собираемость или инкассацию дебиторской задолженности, срочно реализовав наиболее ценные активы, пусть даже с частичной потерей стоимости, повысив выручку от реализации как за счет увеличения объема продаж, так и за счет повышения цен, сократив закупки запасов. Выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности организации.

Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкивается ОАО «Байкалфарм» состоят в следующем:

      • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
      • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
      • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
      • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
      • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

Обобщая анализ процесса управления дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Байкалфарм», можно сделать следующие выводы:

1. Одной из задач финансового менеджера является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

2. Увеличение дебиторской и кредиторской задолженности инициирует дополнительные издержки организации на: увеличение объема работы с дебиторами и кредиторами; увеличение периода оборота дебиторской (увеличение периода инкассации) и кредиторской задолженности; увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

3. С целью максимизации притока денежных средств организации следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

4. Система скидок способствует защите организации от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.-М.: Юридическая литература, 2008.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II
  4. Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  5. Федеральный закон от 11.03.97 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ 31.10.2000 г. № 94н.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» (с изм. и доп.).
  8. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 05.01.98 г., № 14-П (с изм. и доп.).
  9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.2012.98 г. N 34н.
  10. Абрамова Н.В. Прекращение обязательств зачетом взаимных требований // Главбух / 2010. №15 с.22-26.
  11. Абрамова Н.В. Как списать кредиторскую задолженность? // Главбух / 2010. № 4 с.22-29.
  12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.: Финансы и статистика, 2011.- 215 с.
  13. Безруких П.С. Бухгалтерский учет.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 504 с.
  14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.- 368 с.
  15. Ефимова О.В. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет/ 2011. № 10. с. 32-36.
  16. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2010. - 192 с.
  17. Карпов П. Как восстановить платежеспособность российских предприятий // Российский экономический журнал/ 2011. № 4. с. 15-25.
  18. Касьянова Г.Ю. Реализация продукции с учетом налога с продаж // "Налоговый вестник"/2010. N 9. с. 18-25.
  19. Ковалев В.В. Анализ и управление дебиторской задолженностью // Бухгалтерский учет/ 2010. № 10. с. 22-27.
  20. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Экономика, 2012.- 526 с.
  21. Кермит Ларсон, Пол Миллер «Принципы расчетов», Москва, ЮНИТИ, 2011. - 457с.
  22. Лебедев К. Понятие, правовой режим и механизм реализации дебиторской задолженности // Хозяйство и право № 4. с. 28 - 34.
  23. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник для вузов.- М.: Эксмо, 2012. - 768 с.
  24. Рэй Гаррисон, Эрик Норин. Управление финансами.: ИНФРА-М, 2012г. - 456 с.
  25. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 2012г. - 350 с.

26      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2010. - 688 с.Размещено на Al

 

 


Информация о работе Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»