Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
- рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности 5
1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью 11
1.3 Понятие и виды кредитной политики 19
Глава 2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1 Общая характеристика 23
2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 32
2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 38
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»
3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм» 42
3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации 52
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсоваая Кидаева.rtf

— 1.33 Мб (Скачать файл)

миниcтерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет

технологии и управления»

 

Институт экономики и права

 

Кафедра “ Трудовое право и правовое регулирование управления персоналом”

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Технология реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности»

 

на тему:  
Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила: Стоценя Кристина, гр 5119

 

                           Проверила: Кидаева Э.Б

 

 

 

 

Улан-Удэ,

 

2013

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью

1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности   5

1.2Характеристика подходов и методов управления дебиторской и кредиторской задолженностью                                                                            11

1.3 Понятие и виды кредитной политики                                                            19

Глава 2  Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм»

2.1 Общая характеристика                                                                                    23

2.2 Анализ и оценка управления движения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии                                                                           32

2.3 Анализ существующей кредитной политики в ОАО «Байкалфарм»         38

Глава 3 Рекомендации по совершенствованию управления дебиторской  кредиторской задолженностью в ОАО «Байкалфарм»

3.1 Мероприятия по совершенствованию кредитной политики в ОАО «Байкалфарм»                                                                                                        42

3.2 Осуществление контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в организации                                                                                                         52

Заключение                                                                                                             57

Список использованной литературы                                                                   61

 

Введение

 

Дебиторская и кредиторская задолженность являются неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Наличие постоянной дебиторской и кредиторской задолженности стали атрибутом хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом нет ничего плохого, при условии, если соблюдена мера, если взаимные долги оправданы и сбалансированы, если ими разумно управляют.

От того, насколько правильно выбрана кредитная политика, как ведется работа с дебиторами и кредиторами, зависит в конечном итоге финансовое положение и перспективы развития организации. В связи с этим большое значение приобретает анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженности.

В основе финансовой деятельности коммерческих организаций лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных, для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться организации. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Для организации очень важно не допустить необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности. В то же время нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе организация может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами, что говорит об актуальности поднятой нами темы.

Целью курсовой работы является изучение методической базы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ОАО «Байкалфарм», а так же разработка мероприятий по совершенствованию управления обязательствами организации.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить ряд задач:

  • изучить сущность дебиторской и кредиторской задолженности в организации;
  • рассмотреть ключевые подходы и методы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • рассмотреть систему расчетов организации ОАО «Байкалфарм» с дебиторами и кредиторами;
  • рассмотреть систему управления дебиторской и кредиторской задолженности в исследуемой организации;
  • выработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Объектом исследования является процесс управления дебиторской и кредиторской задолженностью в организации ОАО «Байкалфарм» за период с 2010 по 2012 год.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью

1.1 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности

 

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров или услуг [22, с. 29].

Дебиторская задолженность представляет собой задолженность отдельных хозяйствующих субъектов, физических лиц, органов и организаций (одним словом контрагентов) перед торговой организацией (предприятием общественного питания) по обязательствам, возникающим:

  1. по оплате отгруженных организацией товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  2. по отработке (возврату) полученных от организации авансов;
  3. по расчетам дочерних и зависимых обществ, филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений;
  4. прочим сделкам и обязательствам.

Дебиторская задолженность организации признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. организация имеет право на получение денежных средств (прочих активов), вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  2. сумма выручки может быть определена;
  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);
  4. право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Дебиторская задолженность может быть допустимой, обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов) [13, с. 194].

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе. Таким образом, несмотря на множество различных формулировок определения понятия дебиторской задолженности авторы приводят довольно похожие определения данного понятия. Однако, определение дебиторской задолженности только лишь как суммы долгов в пользу организации, на наш взгляд, является неполным и должно быть расширено. Очевидно, что если определять понятие дебиторской задолженности как сумму долгов в пользу предприятия, то вся концепция управления дебиторской задолженностью будет сводиться к ее минимизации, так как в большинстве случаев организации стремятся получить оплату за реализованную продукцию в полном объеме. На это указывает В.В. Ковалев в книге «Финансовый анализ: методы и процедуры» [20, с. 78]. Однако дебиторская задолженность является также и неполученной выручкой организации за реализованную продукцию. В этом случае меняется и сам подход к определению понятия дебиторской задолженности. Понятие «выручка от продаж» включает суммы денежных средств, поступивших в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и дебиторской задолженности. Таким образом, базой для определения выручки от продаж является только факт отгрузки (продажи).

Дебиторская задолженность по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, по правам, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций отражается в учете при одновременном соблюдении условий [15, с. 35].

Величина дебиторской задолженности организации определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем ее активов (с учетом всех последующих скидок и накидок).

Если цена не предусмотрена договором и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность. Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам - кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) банковские ссуды и неоплаченные счета других организаций и пр. [23, c. 10].

В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже организацией части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству.

Кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством (гражданским, налоговым, трудовым и т.д.) [13, с. 25].

Кредиторы - это юридические и физические лица, перед которыми организации имеют определенную задолженность. Сумма этой задолженности называется кредиторской. Кредиторская задолженность может возникать вследствие существующей системы расчетов между организациями, когда долг одной организации другой возвращается по истечении определенного периода после возникновения задолженности, в случаях, когда организации сначала отражают в учете возникновение задолженности, а потом, по истечении определенного времени, погашают эту задолженность вследствие отсутствия у организации денежных средств для расчета [11, c. 24].

Образование кредиторской задолженности организации признается при одновременном соблюдении следующих условий:

-образование задолженности производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов, обычаями делового оборота;

-величина задолженности может быть определена;

-имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива).

Информация о работе Методические аспекты управления задолженностью предприятия на примере ОАО «Байкалфарм»