Анализ конкурентоспособности ТОО «Тиолайн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности, а так же перспективного развития предприятия ТОО «Тиолайн». Практическая ценность работы заключается в том, что внедрение предложенных мероприятий предоставит возможности для повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, укрепления его положения среди конкурентов.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
-рассмотреть основные теоретические аспекты повышения конкурентоспособности;
- дать оценку основным результатам деятельности;
- провести анализ внутренней и внешней среды;
- разработать рекомендации стратегического развития предприятия.

Содержание работы

1 Введение……..…………..……………………………………………………...9
2 Теоретические аспекты конкурентоспособности……………………………11
2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности…………………………11
2.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………..19
2.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия…...…23
2.4 Пути повышения конкурентоспособности…………………………...……33
3 Анализ конкурентоспособности ТОО «Тиолайн»…………………………..36
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….36
3.2 Организация производственного процесса в ТОО «Тиолайн» …………..46
3.3 Анализ финансового состояния предприятия……………………………..52
3.4 Анализ маркетинговой деятельности ТОО «Тиолайн»…………………...56
3.5 SWOT – анализ ……………………………………………………………...62
4 Разработка путей повышения конкурентоспособности ТОО «Тиолайн»…70
4.1 Совершенствование маркетинговой деятельности………………………..70
4.2 Снижение себестоимости продукции……………………………………....78
4.3 Реализация вторичных ресурсов сырья…………………………………….80
5 Безопасность жизнедеятельности……………………………………………84
5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов………………..84
5.2 Требования безопасности к устройству……………………………………86
5.3 Электробезопасность………………………………………………………..89
5.4 Общие требования безопасности по охране труда ПЭВМ………………..91
5.5 Разработка инструкций по охране труда …………………………………..92
6 Заключение……………………………………………………………………..96
Список использованных источников…………………………………………...98
Приложение А Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны………………………………………………101
Приложение Б Калькуляция на кварцевый песок ТОО «Тиолайн»………...102

Файлы: 1 файл

VKR.doc

— 642.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

1 Введение……..…………..……………………………………………………...9

2 Теоретические аспекты конкурентоспособности……………………………11

2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности…………………………11

2.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность  предприятия…………..19

2.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия…...…23

2.4 Пути повышения конкурентоспособности…………………………...……33

3 Анализ конкурентоспособности  ТОО «Тиолайн»…………………………..36

3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….36

3.2 Организация производственного процесса в ТОО «Тиолайн» …………..46

3.3 Анализ финансового состояния  предприятия……………………………..52

3.4 Анализ маркетинговой деятельности  ТОО «Тиолайн»…………………...56

3.5 SWOT – анализ ……………………………………………………………...62

4 Разработка путей повышения  конкурентоспособности ТОО «Тиолайн»…70

4.1 Совершенствование маркетинговой  деятельности………………………..70

4.2 Снижение себестоимости продукции……………………………………....78

4.3 Реализация вторичных ресурсов  сырья…………………………………….80

5  Безопасность жизнедеятельности……………………………………………84

5.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов………………..84

5.2 Требования безопасности к  устройству……………………………………86

5.3 Электробезопасность………………………………………………………..89

5.4 Общие требования безопасности  по охране труда ПЭВМ………………..91

5.5 Разработка инструкций по охране труда …………………………………..92

6 Заключение……………………………………………………………………..96

Список использованных источников…………………………………………...98

Приложение  А Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны………………………………………………101

Приложение Б Калькуляция на кварцевый песок ТОО «Тиолайн»………...102

Приложение  В Финансовый план линии ферротитана (производительностью 660 тн/месяц )…………………………………………………………………...103

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

          Стабильная, перспективная работа предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, которые позволяют наилучшим образом реализовать как человеческий и технический потенциал.

         В современных условиях ведения бизнеса исключительно важным становится осуществление такого управления, которое сможет обеспечить адаптацию предприятия к быстро меняющейся ситуации на рынке конкуренции. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, интенсивный рост конкуренции за ресурсы, появление новых возможностей для ведения бизнеса, которые представляются предприятию достижениями науки и техники, широкая доступность современных технологий, развитие информационных сетей, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления [1].

Актуальность исследования определяется тем, что мероприятия, направленные на улучшение конкурентоспособности предприятия, обеспечивают основу для принятия управленческих решений, являясь основополагающим процессом, способствующим перспективному развитию организации.

Для успешного развития предприятия в современных условиях развития рынка важно четко определять маркетинговые тактику и стратегию, для чего необходимо точное представление внешней среды и внутреннего потенциала компании.

Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности, а так же перспективного развития предприятия ТОО «Тиолайн». Практическая ценность работы заключается в том, что внедрение предложенных мероприятий предоставит возможности для повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, укрепления его положения среди конкурентов.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

-рассмотреть основные теоретические аспекты повышения конкурентоспособности;

- дать оценку основным результатам деятельности;

- провести анализ внутренней и внешней среды;

- разработать рекомендации стратегического развития предприятия.

В антикризисном управлении инновационная деятельность играет особую роль, позволяя предприятиям приспосабливаться к условиям конкурентной борьбы. Однако новаторство всегда связано с риском, поэтому неправильное проведение инновационных мероприятий может привести предприятие к банкротству.

          Инновации могут выражаться в изменении товара, услуги либо производственного процесса, а также в новых подходах в организации структуры управления. Основными причинами инноваций являются: возросшая конкуренция, изменившиеся запросы потребителей, требования к изменению технологических процессов [2].

         В виду того, что сильные и слабые стороны предприятия имеют относительный характер, они связаны с его производственным потенциалом, финансовым положением, возможностями конкурентов, состоянием и динамикой внешней среды.

В настоящее время  не существует единого, концептуального и методического подхода к системному управлению процессами формирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия, поэтому данная проблема нуждается в решении при использовании различных методов и подходов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

2. Теоретические аспекты конкурентоспособности

2.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности

 

На сегодняшний  день существует три подхода к определению конкуренции (слово «конкуренция» этимологически восходит к латинскому «concurrentia», которое означает «столкновение», «состязание»). Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Данный подход характерен для отечественной литературы. Второй подход определяет конкуренцию как элемент рыночного механизма, который дает возможность уравновесить спрос и предложение. Такой взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.

Конкуренция определяется как соперничество экономических  субъектов, в виду чего представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, получая максимальную прибыль.

Присутствие конкурента на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право лучше  удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.

Таким образом, конкуренция:

а)   оживляет рынок;

б) заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;

в) заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;

г)  заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;

д) обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу.

 Конкуренция  — исходная категория, которая  характеризует сущность рыночной  экономики. Имеется несколько  определений данного понятия. 

Так, конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг представляет собой состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг [3].

Такое определение  конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты. Конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

Также, конкуренция является борьбой фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущейся компаниями на доступных им сегментах рынка. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции зависят от определенных показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной  конкуренции должен удовлетворять  следующим условиям:

а) на нем существует много производителей, каждый из которых мал относительно рынка в целом;

б) покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;

в) рынок характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

г) должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать рыночные барьеры;

д) производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность сговора между субъектами рыночной деятельности.

Очевидно, что  в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются [4]. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из ранее рассмотренных.

В силу указанных  причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции.

Данное определение  предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Стоимость, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции  раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как  совершенный, так и несовершенный  рынок и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

    Рисунок 2.1 - Типы рынков  несовершенной конкуренции

Как мы видим  из таблицы, классификационных признака два:

а) количество продавцов на рынке;

б) дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.

Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.

Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия  может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.

Деятельность  чистых или почти чистых монополистов обычно регулируется государством. В  этом случае государство стремится  обеспечить установление цен, справедливых как для производителей, так и  для потребителей. В случае отсутствия регулирования цен со стороны государства монополисты при установлении цен постараются извлечь для себя максимум выгоды [5].

Негативные  последствия чистой монополии проявляются  в том, что у предприятия-монополиста  отсутствуют необходимые внешние  стимулы к развитию, конкурентное давление, которое заставляло бы его совершенствовать технологию, обновлять производство, улучшать качество продукции. Олигополистическая конкуренция имеет место, когда в отрасли действует несколько, обычно крупных, организаций, и подразделяется на чистую и дифференцированную олигополии.

 В первом  случае производятся и продаются  недифференцированные продукты, например, нефть, газ, металлы; во втором  случае - дифференцированные продукты, например, автомобили. Олигополистические  организации ведут неценовую конкуренцию. Для олигополии характерны следующие черты:

а) продавцы являются крупными экономическими агентами;

б) небольшое число продавцов;

в) существуют значительные барьеры входа и выхода;

г) прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична от нуля;

д) продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности ТОО «Тиолайн»