Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:05, курс лекций
Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы
1) смещение акцентов в системе
«смешанной экономики» в
2) поддержка смешанной экономики, однако с приоритетом государственного регулирования, а не рыночных сил (Франция).
Вплоть. до конца 90-х годов идеи монетаризма были превалирующими в развитых странах. Однако разразившийся азиатский финансовый кризис, дефолт августа 1998 года имевший место в России , финансовые потрясения в США вновь подтвердили основную догму кейнсианства о неспособности экономики к саморегулированию и о необходимости активного государственного вмешательства с использованием прямого регулирования цен в основных ключевые, секторах экономики.
Таким образом, можно прийти к заключению , что в условиях экономических потрясений наиболее эффективно использовать модель активного государственного вмешательства, в то время как в условиях стабилизации экономики сильное гос. регулирование будет являться сдерживающим фактором для развития здоровой конкуренции между предприятиями, перетоку капиталов из зрелых отраслей в зарождающиеся высокотехнологичные отрасли и т.д.
В условиях финансово-экономического кризиса государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:
- затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в кризисный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;
- достигнуть необходимых
- затруднить рост заработной
платы, увеличивающейся
субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.
В Российской практике в период -1992-1997 годов государственное регулирование в области осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным производителям
органами исполнительной
2. Установление для производителе
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя
4. Установление твердых
5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.
6. Ограничение уровня
7. Установление
8.Установление предельного
9.Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста
10. Рекомендации но применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
11 Декларирование повышения
На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные но отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен.
По мнению специалистов, существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода .становления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались.
Применение административного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий крайне необходимо. Энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно требуют активного гос. регулирования.
Необходимость жесткого контроля обуславливается чем, что с названных отраслях имеются многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Таким образом, данная область экономики на современном этапе ее развития требует активного государственного регулирования во избежании посредством роста тарифов и провокации нового витка инфляции.