Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы

Файлы: 1 файл

Лекции по ценообразованию.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

При определении тендера исходят из цен, которых назначают конкуренты и цена определяется на наиболее низкой по сравнению  с его уровнем . Однако, если товар обладает каким – либо качеством отличным от конкурентов или воспринимается покупателем как другой товар, т цена на него может назначаться гибко, не обращая внимание на цены конкурентов.

В случае, если устанавливается цена на основе торгов, фирма сталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между спросом . Тендер представляет собой отбор поставщиков производства или услуг производственного назначения с помощью формализованной процедуры аукционного типа.

Тендерные процедуры обязательны и при реализации займов или программы помощи со стороны международных  финансовых организаций.

Обязательными условиями участия в тендере является обоснование требуемого качества продукции.

Цели фирмы, которая участвует в торгах:

  • максимизация прибыли
  • проникновение товара на рынок
  • обеспечение загрузки существующих мощностей
  • сохранение имени с целью дальнейшего завоевания рынка.

На рынке по продаже сельско – хозяйственной продукции, а так же в некоторых оптовых рынках данный метод предполагает ситуацию, когда большое число покупателей стремится приобрести товар у одного или определенного числа продавцов, или наоборот. В этом случае цена, которая считается для себя приемлемой покупатель,  фиксируется на листах. Эти листы упаковывают в конверты, затем их вскрывают. Если торги организуют продавцы выигрывает тот, кто назначил самую высокую цену. Если торги организует покупатель, выигрывает тот продавец, который назначил самую низкую цену. Затем заключается контракт между сторонами и цена становится ценой продажи, которая публикуется, т.е. становится  носителем информации для принятия решения.

Метод следования за лидером

Предприятие при установлении цены на производстве ориентируется на цену конкурентов. Практически единые цены действуют на многих сырьевых рынках.

Допустимо отклонение цены предприятия от цены лидера, оправданное качественными характеристиками. Более мелкие фирмы следуют за лидером, т.е. не изменяют цены, когда их меняет лидер, а не в зависимости от колебания спроса на свои товары или собственных издержек.

Преимущества рыночных методов ценообразования образует по сравнению с затратами, объясняется разностью подходов установления цены:

  • рыночные методы ориентированы строго на рынок. Они основываются на маркетинговых исследованиях, заключенных в сборе информации и оценке конкурентов и потребителей. Затратные методы ориентированы на издержки и являются всегда оптимальными для конкурентоспособной рабочей фирмы.
  • Рыночные методы позволяют создать инструменты контроля за затратами.

 

Нормативно – параметрические методы ценообразования

К наиболее часто применяемым относятся:

  • метод сравнения удельных показателей товаров
  • метод регрессивного анализа
  • агрегатный метод сравнения и формирования цены
  • бальный способ сопоставления цены
  • методы экспертной оценки потребительских достоинств товара и предложения на этой основе уровня его цен.

 При определении базовой цены изделия можно использовать параметрические методы ценообразования, метод удельных весов, балловый метод, метод регрессионного анализа и др.

В основе метода удельных показателей лежит определение удельной величины цены (Цо):

Цо=Цп/Хо                                                   

где Цп – прейскурантная цена;

Хо – величина основного параметра качества.

При балловом методе цена нового изделия (Цн) определяется по формуле:

Цн=Цб(SБнi/SБоi)                                          

где Цб – цена базисного изделия;

i    - параметры качества;

Бнi  - балловая оценка  i-го параметра нового изделия;

Боi  -  балловая оценка  i-го параметра базисного изделия.

Метод регрессионного анализа основывается на учете влияния на цену основных параметров качества изделия:

Ц=f (Х1,Х2,Хn,)                                     

где: Х1, Х2, Х3, … Хп – основные параметры качества изделия.

 

 

ТЕМА8: ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

До настоящего момента из данного пособия можно было сделать вывод о том, что в каждый данный период времени продавцы назначают единую цену для всех покупателей. Однако на практике нередки случаи, когда на идентичные по сути нефтехимические товары предприятия для различных клиентов назначают разные цены. Данная политика называется стратегией ценовой дискриминации.

Согласно определению, данному Шерером и Россом, «ценовая дискриминация представляет собой продажу (или покупку) различных единиц товара или услуги по ценам, разница в которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара». В данное определение включается не только продажа идентичных единиц товара или услуги различным клиентам по различным ценам, но также продажа идентичных единиц товара одному и тому же покупателю по различным ценам (например, различная цена на продаваемые автошины для дилеров при превышении определенного количества закупок) или ситуация, когда за предоставление товара,  производство которого сопряжено с различными издержками, запрашивается одна цена (например, поставка продукции дилерам по единой цене в различные регионы).

Ценовая дискриминация будет выгодной для продавца при соблюдении трех условий.

- Продавец должен в определенной  степени контролировать цены, т.е. обладать некоей монопольной  властью. Чисто конкурентная фирма  не может заниматься дискриминацией с выгодой для себя. Она может продать определенные товары по цене меньше той, которая преобладает на рынке, но в данном случае она жертвует своей прибылью;

- предприятие, собирающееся осуществить  ценовую дискриминацию, должно суметь  разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене;

- должны быть ограничены возможности  для арбитражных операций, те. Перепродажи  товара покупателями, получившими  его по низкой цене, клиентам, готовым купить этот продукт  по более высокой цене. Получение  арбитражного дохода невозможно  в сфере услуг, поэтому сфера услуг особенно хорошо подходит для ценовой дискриминации. Что касается нефтегазохимического комплекса, поскольку большинство товаров может быть складировано, транспортировано и перепродано, то арбитражные операции с нефтехимическими продуктами осуществляются легче.

Таким образом, возможности для ценовой дискриминации в нефтехимической промышленности более ограниченны. Однако вследствие большей экономической отдачи политики ценовой дискриминации в сравнении с классическим ценообразованием необходимо детально рассмотреть возможности применения различных стратегий ценовой дискриминации в теории и в практике ценообразования.

 

Тема: Государственное регулирование цен

 

Важнейшим инструментом государственного регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки  государства воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен. Цели  государственного регулирования в области цен заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в   частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой и необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми - путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др. (Рис. 1). При прямых методах регулирования цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

 

Методы прямого

 

Методы косвенного

регулирования цен:

 

регулирования цен:

1) административное

 

1 Налогообложение:

установление цены,

 

2)регулирование денежного

2) «замораживание цен»;

 

обращения,

3)установление

 

3)оплата труда;

предельного уровня цен.

 

4)кредитная политика;

4)регламентация  Методы Методы  уровня

 

5 )регулирование

уровня рентабельности;

 

государственных расходов,

5)установление

 

6)установление норм

нормативов для

 

амортизации и др.

определения цен;

 

 


 

Рис. 1. Государственное регулирование цен.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на  всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

В современных условиях в России регулирующее воздействие на экономику способно оказывать не только государство, но и крупнейшие естественные монополии. Рассматривая химическую и нефтехимическую промышленность, выявляется, что доходность большинства нефтехимических производств определяется ценами на газ. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в структуре себестоимости суммарные затраты на сырье и энергию составляют порядка 60% т.к. нефтехимической и химической промышленности многие процессы органического синтеза являются материало- и энергоемкими. Тарифы на энергию также зависят от цены на природный газ, который является сырьем для выработки энергии на тепло электростанциях. Следовательно и, незначительные изменения тарифов на газ вызывает незамедлительное повышение цен в отраслях - переработчиках и потребителях газа, что в конечном итоге приводит к повышению цен в целом по стране и, соответственно, росту темпов инфляции. Таким образом, очевидно, что в силу монополизации экономики и усиления степени ее слияния, государство должно брать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессом производства.

Взаимодействие между монополиями и государством имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, в пользу отраслей с высокой степенью переработки сырья, необходимых для дальнейшего экономического развития общества. Хотя данная стратегия не всегда поддерживалась экономистами. Согласно концепции монетаризма перед государством стоит задача невмешательства в действие рыночного механизма В основе рекомендаций монетаризма по вопросам денежно-кредитной политики лежат следующие принципы:

- необходимость жесткого контроля  за предложением денег;

- борьба с инфляцией даже в условиях роста безработицы;

  • подход к экономике как к саморегулирующейся системе.

Как видно, монетаристская политика в области государственного регулирования цен ограничивается лишь косвенными методами. Монетаристская концепция принципиально отвергает кейнсианский подход, заключающийся в целенаправленном вмешательстве государства в экономические отношения путем активного использования прямых методов гос. регулирования цен. Система государственного регулирования рыночной экономики приобрела особое значение после второй мировой войны. Главные задачи государственного регулирования состояли в обеспечении роста национального дохода, равновесия платежного баланса, стабилизации цен. Отвечая потребностям развития экономики, кейнсианская теория в течении трех десятилетий позволяла эффективно сглаживать конъюнктурные колебания рынка, обеспечивая высокие темпы развития многих отраслей. Однако модификация условий воспроизводства, начавшаяся в конце 60-х годов и продолжавшаяся в 70-е годы потребовала пересмотра доктрины усиленного государственного вмешательства. Мнения большинства западных экономистов сводились к тому, что кейнсианская теория не способна решить существующие экономические проблемы. Одним из главных недостатков кейнсианской схемы считалось, что она не учитывает влияния внешнеэкономических связей, т.е. базируется на модели закрытой экономики. Одной из причин перенесения акцента на монетаристскую политику заключалось в несоответствии методов государственного регулирования, сложившихся в первые послевоенные десятилетия, новому витку научно-технического прогресса. Одним из условий усиления инновационной активности предприятий является наличие конкуренции. С целью усиления конкуренции между производителями в 70-80-е годы в  развитых странах возникла объективная необходимость в сокращении государственного регулирования. Соответственно в 80-с годы в промышленно развитых странах имели место процессы денационализации и отхода от политики всеобъемлющего государственного регулирования. Пришло время реализации монетаристских принципов управления экономикой. Развитие нового направления государственного регулирования пошло по двум путям:

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"