Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы

Файлы: 1 файл

Лекции по ценообразованию.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

     2.По способу отражения транспортных расходов выделяют:                                                                                               

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции);расходы на остальной путь покрывает покупатель;                                                               
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения

3.По формам продаж  выделяют:                                                          

  • контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;                                    
  • биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;                                         
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные)
  •   аукционные цены;

4.По стадиям продажи  выделяют:        

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец  диапазона возможных цен данного  товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения- единственный источник информации об уровне цен на рынке;               

-  цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

5.По степени регулирования выделяют:                        

*жестоко фиксированные цены, являющиеся основанные типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

*регулируемые цены ,устанавливаемые государством как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;                            

*свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.   

 6.По степени устойчивости во времени выделяют:

*твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;                                       

*подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая  по оговоренному в контракте источнику;

*скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующие факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары требующие длительного срока изготовления;

*цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования фиксации).

Базисный, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (надбавок, наценок), среди которых наибольшее распространение получили следующие: 

Скидки используют фирмы – производители товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену с целью привлечения новых покупателей, сокращения больших товарных запасов, ответных действий на снижение цен конкурентами.

1)скидка за оплату наличными;

2)сезонные скидки за покупку  вне сезона;

3)скидка за количество или  серийность при покупке товара  в объеме, превышающем заранее  определенной.     

4)скидка за оборот (бонусная) по  определенной шкале в зависимости  от оборота, достигнутого в течение  согласованного сторонами срока;  

5)дистрибьюторские и дилерские  скидки постоянным посредникам  по сбыту;

6)скидка постоянным клиентам  за «верность»;

7)скидка («сконто») за предварительную  оплату;                                    8)специальная скидка на пробные  партии и заказы;

9)скидка за возврат ранее  купленной у фирмы устаревшей  модели (или скидки при обмене  на модернизированную модель);

10)скидка при продаже поддержанных товаров;

11)экспортная скидка иностранным  покупателям сверх скидок,  предоставляемых  на внутреннем рынке;

12)скидка за потери при усушке, утруске, сортировке, повышенное количество  грязи (сухофрукты), потери жидких  товаров при транспортировании, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (в хлопке, шерсти);

  1. надбавка за индивидуальность заказа;
  2. надбавка за повышенное качество;
  3. надбавка за рассрочку платежа;
  4. надбавка за дополнительные услуги;
  5. наценка за упаковку, тару.

В условиях развитого рынка основными являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, которые фирма хочет достичь при участии на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или увеличение доли рынка, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (действие закона спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

     СРС Ценообразование на различных типах рынка

Тема. Ценообразование на различных рынках

Ценовая политика существенным образом зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования (табл. 1).

Первый рынок представляет «чистую конкуренцию».

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не хотят продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку способны продать товар по существующей рыночной цене. Продавцы на таком рынке не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции. Роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий на рынке чистой конкуренции ограничена.

Сколько бы ни ломали копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики-теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни была социальная реакция любителей «твердых» цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок – это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка – нет и объективной цены.

Обрисуем несколько детальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действует закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке, признаки которого уже рассматривались выше.

Изобразим путем совмещения на одном графике кривые спроса D и предложения S на определенный товар; при этом будем иметь в виду рыночный спрос и рыночное предложение, то есть спрос и предложение всех участников рынка на данный товар.

Рис. A. Схема формирования равновесной рыночной цены



Покажем, что на рынке автоматически устанавливается равновесная цена P0, при которой величина спроса QD0 равна величине предложения QS0, то есть QD0=QS0=Q0 это значение цены соответствует точке E0 пересечения кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене P1, которая ниже равновесной, то величина спроса QD1 окажется большей, чем величина предложения QS1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью QD1 – QS1, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом.

Если же продавцы пожелают продавать товар по цене P2, которая выше равновесной, то величина предложения QS2 окажется выше величины спроса QD2, образуется избыток товара, равный (QS2 – QD2), и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены. Чтобы выделить чем-то, помимо цены товара, продавцы стремятся разработать многообразие предложений для отдельных потребительских сегментов. Широко используют практику присвоения товарам марочных названий, рекламируют товары, используют метод личной продажи.

В условиях олигополии на рынке действуют небольшое количество продавцов, достаточно чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Продавцы не могут существенно влиять на уровень цен, а новым претендентам довольно сложно проникнуть на этот рынок. Поэтому в данном случае конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цен, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие пониженной цены спрос распределится между всеми фирмами, и фирме, которая первой понизила цену, достанется лишь часть возросшего спроса. А если эта же фирма повысит цену, другие фирмы могут и не последовать за ней, и поэтому спрос на ее продукцию может сократиться значительно более резко, чем это произошло бы в случае общего повышения цен.

В случае чистой монополии продавец обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение различных целей. Например, установление цены ниже себестоимости сделает товар, имеющий важное значение для покупателей, более доступным. Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов. В случае регулируемой монополии, государство разрешает компаниям устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену. В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. «Чистый» монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. Таким образом власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой – боится введения государственного регулирования.

 

Тема 4. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен.

Методы расчета средней цены.

Основные понятия и определения.

 

Уровень цен – это обобщающий показатель характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и на конкретном предприятии.

Средняя цена

1) средняя арифметическая цена

2) средняя цена между ценой  продавца ценной бумаги, товара, валюты и ценой покупателя.

 Ц ср. ариф= - Простая ср. арифметич. цена.

где Цi - цена товара

Оi – объем товара.

Данная формула применяется редко, т.к. не учитывает различия в составе товара.

Цср.хронолог.= ; - средняя хронологическая цена.

 

где – Ц1,Ц2,Ц3…Цt – цены определенного периода (на начало (или на конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде. Применяется, когда периоды регистрации цен равнозначно отделены друг от друга.

 

Ц ср. хронолог. взвешан.= ; - средняя хронологическая взвешенная цена.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"