Лекции по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы

Файлы: 1 файл

Лекции по ценообразованию.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

где – Цсрi – средняя цена за конкретный период.

Ti – число месяцев в определенном  периоде.

Применяется: когда даты регистрации цен расположены неравномерно.

Ц ср. ариф. взв.= ; - средняя арифметическая взвешенная цена.

где Ц – среднемесячная цена един. товара.

О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения.

Ц ср. гарм. взв.= ; - средняя гармоническая взвешенная цена.

где Ц О – товарооборот в рублях (цена единицы товара умноженная на объем его продажи).

Применяется: если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (в руб.) соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется  стоимостной показатель.

Ц ср.б.= ;    

Ц ср. о.= ;

где Цб, Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах,

Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде.

Применяется: для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продажи, ассортимента товаров на изменение средних цен.

Формы индексной оценки динамики цен

Индексные оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное изменение, как уже отмечалось, уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку.

Индекс – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета.

Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно в начале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный.

Индивидуальный индекс цен – определяется по следующей формуле:

iц =

где Цо и Цб – цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.

В настоящее время в отчетной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.

Для разнородных товаров (услуг) основной формой индекса цен является агрегатная.

При расчетах индексов цен всех указанных форм используется система взвешивания (весов) – количество (объем) проданного товара в базисном или отчетных периодах.

В связи с разным выбором весов в базисном или отчетных периодах в 19 веке для расчетов индексов цен товаров стали применять формулы Ласпейреса и Пааше. При этом на практике чаще всего используются средняя арифметическая форма расчета индексов цен в формуле Ласпейреса и средняя гармоническая в формуле Пааше.

Расчет индексов цен товаров по агрегатной, среднеарифметической и гармонической формам.

 


Форма индексов цен

Расчет индексов цен по формулам

Ласпейреса

Пааше.

агрегатная

Jлц =

Jпц =

среднеарифметическая

Jлц =

Jпц =

гармоническая

Jлц =

Jпц =


 

При агрегатной форме расчета индексов цен экономически четко устанавливается изменение цен, при этом в формуле Ласпейреса объем проданного товара принимается в базисном периоде (Об), а в формуле Пааше – в текущем (Оо). Во многих развитых странах индексы цен товаров рассчитываются по их  среднеарифметической форме, применяя формулу Ласпейреса.

В настоящее время общий индекс цен (индекс потребительских цен) в нашей стране рассчитывается по новой методике, согласно которой используется гармоническая форма расчетов индексов.

Формула Ласпейреса наиболее известна в мире, а рассчитываемый по ней индекс потребительских цен (ИПЦ) показывает соответствующие изменения потребительских расходов в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базисным при постоянном  потреблении.

2. Индекс концентрации (ИCR) (concentration radio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем, объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

И CR3(4)=

где gi - доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < ИCR 100%. Если ИCR  < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров — конкурентным; если 45% < ИCR < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при ИCR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли;  однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации товаров (услуг).

3. Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

И л2 = х 100%,

где d1, d2 -  рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил3=

где d1,d2,d3 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем, объеме продаж.

Для четырех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил4=

 

где d1,d2,d3,d4 - рыночные доли соответствующих фирм в общем объеме  прoдаж.

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм государственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих

пределах:120%<Ил<200%.

4. В качестве критерия демонополизации  рынка и создания

условий для конкуренции в США используется весьма простой  индекс Херфиндаля — Хиршмана (Ихх), который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей формуле:

И хх =

где gi — доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем, объеме выпущенной продукции, %; к — количество фирм в отрасли.

 При этом

т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой ими продукции должен составлять 100%.

При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля — Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). При таких значениях индекса Херфиндаля — Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается высоко концентрирован-ным (неконкурентным), если общее значение указанного индекса превышает 1 800 ед.

Наибольшее значение индекса ИХХ достигается при монополизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом

Ихх = (100%)2 = 10 000 ед. Если 1000 < Ихх < 1800, то рынок товаров считается умеренно-концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм. Если 1000 < Ихх < 2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя становится очень высокой при  Ихх >2000 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается. К числу наиболее часто применяемых индексов курсов ценных бумаг относится индекс Доу—Джонса (Dow-Jones Average), который является средним показателем курсов акции 65 крупнейших корпораций (компаний) США (30 промышленных, 20 транспортных, 15 коммунальных) и публикуется фирмой Доу—Джонса с 1884 г. Данный индекс рассчитывается раздельно по отраслевым компаниям и в сводном виде. Он представляет собой среднеарифметическую величину ежедневных котировок на Нью-Йоркской фондовой бирже на момент ее закрытия и определяется по следующей формуле:

Идд=

где Цi — цена акций i-й корпорации; п — число корпораций; к — коэффициент, учитывающий корректировку количества корпораций при дроблении ими своих акций.

Индекс Доу—Джонса может вычисляться как в денежных единицах, так и в долях. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже курсы акций более двух долларов учитываются в долях, кратных 1/8, а менее этой величины — в долях, кратных 1/16. Постоянная корректировка индекса Доу—Джонса посредством коэффициента к необходима для обеспечения его сопоставимости до и после дробления корпорациями своих акций.

Другой распространенный американский индекс курсов акций — индекс Стандард энд Пурз (Standard and Poor’s-SP-500) учитывает акции 500 компаний. При расчете данного индекса принцип равновзвешенности цен по числу проданных акций не используется. Он отражает значение каждого набора (выпуска) акций в процессе их продажи и определяет степень влияния на конечный результат самых активных акций (пользующихся спросом) с большей количественной стоимостью.

Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:

Иsp=

где Цti и Цбi – котировальные цены акций соответственно в текущим и базисных периодах; Оti и Обi – объемы продаж акций соответственно в текущем и базисном периодах.

 

ТЕМА 5

Процесс ценообразования включает следующие этапы:

1.Учет факторов, влияющих на  уровень цен

2.Установление целей ценообразования

3.Оценка спроса

4.Оценка издержек

5.Изучение цен конкурентов

6.Выбор метода ценообразования

7.Установление окончательной цены.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ

 

Проводимая политика цен зависит от вида предлагаемого товара. Она формируется в тесной связи с планированием производства товаров и услуг, выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена устанавливается таким образом, чтобы с одной стороны удовлетворять нужды и потребности покупателей, а с другой стороны способствовать достижению поставленных предприятием целей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов. Ценовая политика предприятия направлена на установление таких цен товаров и услуг, в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которая позволит получать запланированный предприятием объем прибыли и решать стратегические и оперативные задачи. В рамках общественной политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия методами и структурой маркетинга. Общественная целевая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение краткосрочных и долгосрочных целей предприятия. При этом его руководство определяет общественную ценовую политику, увязав интегрированную систему отдельных решений. Взаимосвязь сегментов в рамках  номенклатуры фирмы, частоту использования специальных скидок, изменения цен, соотношения цены с ценами конкурентов, выбор метода установления цен новых товаров. Определение политики ценообразования базируется на принятии следующих вопросов:

  • какую цену мог бы заплатить за товар покупатель
  • как влияет на объем продаж изменение цены
  • каковы составляющие компоненты издержек
  • каков характер конкуренции в сегменте рынка
  • каким должен быть уровень пороговой цены (минимум), обеспечивающий безубыточность фирмы
  • какую скидку можно предоставить покупателю
  • повлияет ли увеличение объема продаж доставка товаров и других дополнительных услуг.

  Общественная политика  предприятия  в итоге должна  быть направлена на удовлетворение  конкретных нужд человека. Ценовая  политика образует общественные цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции.

Политика цен – это общественные принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг. В процессе установления цены продукции предприятие должно четко определить цели, которые оно хочет достичь. К возможным целям ценовой политики можно отнести:

1.обеспечение выживаемости фирмы

2.максимизация текущей прибыли

3.завоевание лидерства по показателю  доли рынка

4.завоевание лидера по качеству продукции

5.политика «снятия сливок»

6.краткосрочное увеличение объемов  сбыта продукции.

1.Данная цель становится  основной в тех, случаях, когда  на рынке имеется слишком много  производителей и царит острая  конкуренция, либо меняется политика конкурентов. Кроме того, фирма может столкнуться с проблемой затоваривания складов, которое может возникнуть в результате несовершенной организации как производства, так и сбыта. Для обеспечения работы фирма вынуждена устанавливать низкие цены в надежде на быстрый сбыт товара. Цена будет снижаться до тех пор, пока ее величина сможет покрывать часть постоянных и переменных издержек производства продукции.

2.Фирма, преследующая эту  цель проводит, оценку спроса  и издержек производства, и выбирает  такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности, а так же максимальное возмещение затрат. Для достижения этой цели фирма должна знать 2 основных показателя:

  • спрос на продукцию
  • издержки производства

3. В данном случае  фирма придерживается мнения, что если ей принадлежит самая большая доля рынка, то она будет иметь самые низкие издержки и самую высокую долговременную прибыль. Добиваясь лидерства по показателю доли рынка, она будет снижать максимально цены. Разновидностью этой цели является стремление к конкретному приращению доли рынка.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"