Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования………………………………………………….
1.1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования…………………………………………………
1.2. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования……………….
1.3. Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………
Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………
2.1. Стартовые условия и оценка ……………………………………………….
2.1.1. Историческая справка……………………………………………………..
2.1.2. Общая характеристика……………………………………………………
2.1.3. Анализ социально-экономического развития…………………………
2.1.4. Анализ социальной сферы района………………………………………
2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………
2.3. «Точки роста» Векиколукского района……………………………………
3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………
3.1. Стратегические цели и приоритеты развития Великолукского района….
3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….
3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

 

 

Результатом SWOT- анализа явилось решение о выборе наиболее перспективной стратегии развития района «слабости – возможности (WO)», цель минимизировать слабости района, одновременно максимизировав  возможности района.

Основные  слабости (проблемы) района, которые  накопились в районе до настоящего времени и должны решаться в перспективе, следующие:

  • продолжающееся естественное сокращение численности населения, низкий уровень рождаемости, неблагополучное состояние здоровья населения, относительно низкий уровень продолжительности жизни;
  • низкое качество жизни и сферы услуг в малых и средних сельских населенных пунктах. Большинство из них в настоящее время оказались практически лишены того комплекса социально-культурных учреждений и мест приложения труда, которые необходимы для поддержания  качества жизни, соответствующего районным и областным стандартам;
  • отсутствие достаточных трудовых и социально-культурных стимулов, мотивации для сельской молодежи, что вызывает ее отток в города и лишает сельские районы человеческих ресурсов для дальнейшего развития;

В период реализации стратегии возможно обострение следующих проблем:

  • необходимость участия в обеспечении рабочими местами населения, высвобождающегося из традиционных отраслей;
  • расселение ветхого и амортизирующегося жилья;
  • организационно-экономическая и технологическая деградация системы жилищно-коммунального хозяйства;
  • несоответствие прежней системы социально-культурного обслуживания в сельской местности  новым условиям;
  • нарастание (возникновение) энергодефицита в сфере производственного потребления;
  • осложнение вопросов землепользования и отводов земли для муниципальных и инвестиционных нужд, в связи с  отсутствием полноценной системы документов территориального планирования, недостаточной упорядоченностью прав собственности на земельные участки.

Факторный анализ Великолукского района

 

Наименование функ-ции (вид деятельности)

Факторы роста

Факторы торможения

Наименование фактора

Оценка значи-мости

Оценка вероят-ности

Интегральная оценка

Наименование фактора

Оценка значи-мости

Оценка вероят-ности

Интегральная оценка

Туристическая функция

Достопри-мечательности

Приграничная зона

Близость к ведущим  центрам России

8

 

7

 

6

0,5

 

0,4

 

0,1

4,0

 

2,8

 

0,6

Недостаточная реклама достопримечательностей района

Комфорт

Отсутствие подготовленного  персонала в данной отрасли

5

 

 

 

 

4

3

0,3

 

 

 

 

0,4

0,3

1,5

 

 

1,6

0,9

     

1

7,4

   

1

4,0

Промышленная функция, Лесозаготовка  и переработка древесины

Наличие сырьевой базы

Наличие внутреннего и  внешнего рынка сбыта продукции

Наличие трудового потенциала для развития перерабатывающей промышленности

Наличие развитой транспортной сети – автомобильная и железная дороги

8

 

9

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

6

0,3

 

0,2

 

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

0,1

2,4

 

1,8

 

 

 

 

1,6

 

 

 

 

 

 

 

0,6

Низкий уровень бизнес-планирования

Недостаток оборотных  средств

Низкая активность инвесторов

Отсутствие передовых  технологий по заготовке и переработке  древесины

Высокий износ оборудования на предприятиях перерабатывающей промышленности

8

 

6

 

5

 

4

 

 

 

2

0,2

 

0,1

 

0,3

 

0,2

 

 

 

0,2

1,6

 

0,6

 

1,5

 

0,8

 

 

 

0,4

     

1

6,4

   

1

4,9

Сельскохозяйственная функция

Наличие крестьянских (фермерских) хозяйств

Наличие земельных ресурсов для дальнейшего развития фермерских хозяйств

Возможность производства экологически чистых продуктов

Наличие сельскохозяйственных формирований, способных развивать  растениеводств и животноводст

4

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

5

0,4

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

0,1

 

 

 

 

0,1

1,6

 

 

 

2,4

 

 

 

 

 

 

0,3

 

 

 

 

0,5

Низкая эффективность работы коллективных сельхозформирований

Отсутствие государственной  системы закупок сельскохозяйственной продукции

Снижение у сельских жителей  мотивации к работе на земле

6

 

 

 

5

 

 

 

 

5

0,4

 

 

 

0,3

 

 

 

 

0,3

2,4

 

 

 

1,5

 

 

 

 

1,5

             

1

5,4


 

 

ВЫВОДЫ: Оценивая величину накопленных потенциалов (природно-ресурсного, территориально-географического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, инвестиционного) как внутренних источников долгосрочного развития МО следует сказать о наличии позитивного потенциала, обеспечивающего району достаточные внутренние источники для динамичного развития до 2014 года и на более отдаленную перспективу.

Исходя  из имеющегося потенциала, можно определить следующие точки и полюса роста.

Наиболее  быстрыми темпами развивается производство пищевых продуктов, электрооборудования, транспортных средств и оборудования. Наши флагманы – «Велмаш – Сервис», Великолукский мясокомбинат, Великолукский  молочный комбинат, ЗЭТО, Великолукский  завод щелочных аккумуляторов, Великолукский  опытный машиностроительный завод, «Микрон», «Лесхозмаш».

Успешно развиваются и предприятия Международной  ассоциации экономических партнеров (МАЭП). Так, помимо развития производства бытовой техники и мебели в 2010 году МАЭП закончила возведение домостроительного  предприятия по выпуску конструкций  для многоэтажных каркасных сборно-монолитных домов мощностью порядка 400 тыс. кв. м конструкций в год. К концу 2012 года его планируется ввести в эксплуатацию.

Завод щелочных аккумуляторов осуществляет крупный  проект с объемом инвестиций более 800 млн рублей по созданию производства современных аккумуляторов для  систем промышленной и энергетической безопасности. Это будет единственное предприятие в России по изготовлению щелочных и свинцово-кислотных аккумуляторов.

Точка роста  в агропромышленном комплексе –  Великолукский мясокомбинат. В рамках проекта планируется создать  вертикально интегрированный холдинг  с замкнутой системой производства, который позволит существенно сократить  импорт мяса в Северо-Западный регион РФ за счет выпуска отечественного сырья. На данный момент это самый  крупный на Северо-Западе инвестпроект в агропромышленной сфере.

Основными приоритетами развития великолукского района станут инвестиционное направление  и повышение качества жизни населения. Подробно  стратегию развития этих направлений рассмотрим ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОГО РАЙОНА

3.1 Стратегические  цели и приоритеты развития

Анализируя  возможные направления развития, необходимо выделить наиболее перспективные  из них, которые могут быть реально  осуществимы с учетом сложившейся  ситуации, тенденций и имеющихся  или привлеченных ресурсов, дать дополнительный позитивный социально-экономический  эффект и способствовать дальнейшему  развитию. Такими направлениями являются следующие:

1) повышение качества  жизни населения

2) повышение инвестиционной  привлекательности 

Сформулированные стратегические направления социально-экономического развития Великолукского района, ориентированные  на решение ключевых проблем социально-экономического развития.

Управление процессом в свою очередь предполагает постоянное соотнесение  каждого акта деятельности с целями и формирование на этой основе определенных корректирующих воздействий, модификацию  структуры целей и оценок их предпочтительности,  изменение спектра альтернатив  развития, использование новых возможностей и т.п. Таким образом, программа  выступает как единство целей  деятельности, критериев их достижения и,  самое главное,  совокупности стратегических мероприятий,  каждое из  которых, во-первых,  может  быть соотнесено с множеством целей  программы, во-вторых, может быть объектом управления.

 

Первое стратегическое направление - Повышение качества жизни  населения

Таблица 8

Перечень программ

 

Цели первого стратегического  направления:

1. Улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства

2. Обеспечение населения жильём

3. Улучшение состояния дорожной  сети

4. Повышение качества и доступности медицинских услуг

5. Совершенствование системы образования

6. Обеспечение безопасности и борьба с преступностью

Наименование комплекса мероприятий  для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную  перспективы

Задача 1.1.Улучшение работы жилищно-коммунального  хозяйства и качества предоставляемых  услуг

Повышение качества услуг и улучшение  материально - технического состояния  ЖКХ

Создание и ведение базы данных о состоянии муниципального жилого фонда района

Разработка и реализация муниципальной  программы  по строительству и  реконструкции объектов водоснабжения  и водоотведения

Обеспечение прозрачности использования  платежей за услуги ЖКХ

Внедрение единой счет-квитанции по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги

Разработка и реализация муниципальной  программы ремонта  жилого фонда  и благоустройства в районе

Разработка и реализация муниципальной  программы по обустройству родников и колодцев, благоустройству внутридворовых территорий при участии жителей  района

Восстановление сетей уличного освещения.

Создание условий для привлечения  инвестиций в сферу ЖКХ

Повышение квалификации специалистов коммунальных предприятий и привлечение молодых  кадров

Задача 1.2. Улучшение состояния дорог  района и работы общественного транспорта

Развитие дорог и маршрутов  общественного транспорта

Реализация на территории района мероприятий  по принятию в муниципальную собственность  МО «Великолукский район» автодорог  вне населенных пунктов.

Разработка и реализация целевой  программы по развитию, капитальному ремонту и содержанию автодорог  МО «Великолукский район»

Разработка и реализация программы  по созданию и развитию пассажирского  автотранспортного предприятия  в МО «Великолукский район»

Задача 1.3. Повышение качества и доступности  медицинских услуг с учетом приоритетного  национального проекта «Здоровье»

Создание условий для улучшения  здоровья населения района

Поддержка и развитие деятельности молодежных общественных объединений, ориентированных  на планирование семьи и здорового  образа жизни.

Подготовка и распространение  в детской, подростковой и молодежной среде буклетов антинаркотической  и антиалкогольной направленности.

Реорганизация врачебных амбулаторий  и ФАПов в индивидуальные и  групповые общие врачебные практики.

Реорганизация стационарной помощи, организация работы дневных стационаров, стационаров на дому, центров (кабинетов) амбулаторной хирургии, расширение внебольничного сектора для оказания реабилитационных услуг и услуг по уходу за хронически больными.

Организация выездных бригад для оказания отдельных видов услуг для  обеспечения сельского населения  первичной медико-санитарной  помощью, например, кампаний по вакцинации, а  также для обеспечения оказания консультативно-диагностической помощи.

Задача 1.4 Совершенствование системы  образования района с учетом приоритетного  национального проекта «Образование»

Создание условий для обеспечения  доступного и качественного образования

Создание муниципальной локальной  сети образовательных учреждений.

Разработка и реализация среднесрочной  муниципальной программы «Дети  Великолукского района», подпрограммы «Одаренные дети»

Реорганизация начальных школ –  детских садов.

Переход на новую систему оплаты труда работников образования, ориентированной  на оплату труда в зависимости  от квалификации работников, качества и результатов педагогического  труда, сложности выполняемых работ.

Расширение общественного участия  в управлении образованием на основе управляющих и попечительских советов.

Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями  здоровья в общеобразовательных  школах, внедрение системы «инклюзивного» обучения.

Разработка и реализация механизма  по предоставлению возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать  индивидуальные образовательные программы  на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Развитие системы учреждений дополнительного  образования.

Задача 1.5 Обеспечение безопасности проживания и борьба с преступностью

Сокращение угроз человеческой жизни  и создание комфортных условий проживания

Реализация районной целевой программы  профилактики правонарушений в МО «Великолукский район».

Реализация комплексных мер  по противодействию незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ на территории МО «Великолукский район».

Реализация программ муниципальных  образований района по пожарной безопасности.

Реализация комплекса дополнительных мероприятий с  подростками, осужденными  судом к условной мере наказания.

Совершенствование работы учреждений дополнительного образования детей, расширение сети кружков и объединений  технической направленности

Совершенствование работы кружков, любительских объединений и студий учреждений культуры.

Организация работы с детьми и молодежью  по месту жительства

Восстановление и строительство  дворовых площадок

Проведение конференций, круглых  столов, семинаров, дискуссий с детьми, подростками и их родителями, педагогами по профилактике детской преступности, аддиктивного поведения несовершеннолетних.


 

Второе стратегическое направление - повышение инвестиционной привлекательности 

Таблица 9

Перечень  программ

 

Цели второго стратегического  направления:

1. Создание благоприятного хозяйственного  и инвестиционного климата для  развития промышленных предприятий,  сельскохозяйственных производств,  малого бизнеса

2. Поддержка действующих и создание  перспективных производств 

 

3. Поддержка развития малого  и среднего бизнеса 

 

4. Развитие зон отдыха для  населения

Наименование комплекса мероприятий  для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную  перспективы

Задача 1. Создание благоприятного климата для привлечения инвестиций

Создание условий для стабильного  развития бизнеса на территории района и увеличение на этой основе доходной части бюджета

Создание деловых связей с организациями, способствующими развитию базовых  отраслей экономики 

Участие в конференциях, семинарах  по вопросам повышения инвестиционной привлекательности территорий

Разработка комплекса мер, стимулирующих  инициативу муниципального образования  по созданию новых предприятий на территории района

Развитие торговой сети на территории Великолукского района

Создание структуры в администрации  района и разработка мероприятий  по привлечению инвестиций

Создание подразделения, определяющего  и контролирующего  инвестиционные процессы

Разработка нормативно-правовой базы для обеспечения инвестиционной привлекательности района

Анализ муниципальной собственности, включая инвентаризацию, регистрацию  и передачу в собственность поселений

Выделение площадок под строительство  новых производств

Создание условий по информационному продвижению товаров, работ, услуг предприятий, расположенных на территории района

Представление муниципальной инвестиционной политики и размещение стратегии  развития муниципального образования  в сети Интернет и СМИ

Размещение информации в сети Интернет о предприятиях района и их бизнес - предложений

Формирование на сайте муниципального образования актуальных ссылок на другие сайты, способствующие привлечению  инвесторов

Размещение в СМИ местных  нормативных актов по созданию инвестиционной среды


 

3.2 Механизм реализации концепции

Механизм  взаимодействия участников реализации концепции  социально-экономического развития муниципального образования «Великолукский район» представлен на схеме 1

Схема 1

Схема взаимодействия участников реализации

Стратегии социально-экономического развития

муниципального  образования «Великолукский район»


 

 


 


 

 


 


 

 


 


 


 

 


Достижение поставленных стратегией целей и приоритетов  социально-экономического развития муниципального образования «Великолукский район» возможно лишь при тесном взаимодействии администрации муниципального образования  «Великолукский район», Собрания депутатов  Великолукского района, хозяйствующих  субъектов и общественности.

3.3 Ожидаемые результаты реализации концепции

 

Основными результатами  реализации концепции социально-экономического  развития  муниципального образования «Великолукский район» станут:

  - формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, увеличение притока инвестиций на территорию района, рост численности занятых в сельском хозяйстве, промышленности и в малом предпринимательстве;

- обеспечение  устойчивого функционирования жизнеобеспечивающих  секторов экономики;

- улучшение  демографической ситуации в результате  осуществления мер по снижению  заболеваемости и смертности, создания  предпосылок для стабилизации  и увеличения рождаемости. 

Обобщающие результаты реализации концепции приведены в таблице 10.

 

Таблица 10

Ожидаемые показатели социально-экономического развития

№ пп

Наименование показателей

Ед. изм.

2011 год 
отчет

2015 год

Темп роста, в %

1

Численность населения, в том числе:

тыс. чел.

22,8

22,1

96,9

сельское

тыс. чел.

22,8

22,1

96,9

2

Уровень рождаемости 

чел. на 1 тыс. населения

10

20

200

3

Уровень смертности

чел. на 1 тыс. населения

22,2

21,5

96,8

4

Обеспеченность населения жильем

м2 /чел.

26,3

26,4

100,4

6

Доля школьников, обучающихся в  общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям  качественного образования

%

64

90

140,6

8

Число учреждений культуры

единиц

40

40

100

10

Доля регулярно занимающихся физкультурой и спортом

%

8,2

16

В 1,9 раза

11

Численность занятых в малом бизнесе  на 1000 жителей

чел.

43

44,1

102,6

12

Доходы бюджета 

Млн. руб.

67,5

70,4

104,3

13

Объем инвестиций в основной капитал  за счет всех источников финансирования на 1 жителя

тыс.руб.

9,1

22,6

В 2,4 раза

14

Оборот розничной торговли на душу населения

тыс.руб.

26,7

69,3

В 3,6 раза

15

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ  и услуг собственными силами по промышленным предприятиям в действующих ценах

млн. руб.

258,5

300

116

16

Выпуск продукции сельского хозяйства  всеми сельхозпроизводителями (в  действующих ценах)

млн. руб.

402

550

136,8

18

Уровень зарегистрированной безработицы

%

11,6

7,7

В 1,5 раза

19

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника 

руб.

9965

13000

в 1,3 раза

Информация о работе Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района