Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования………………………………………………….
1.1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования…………………………………………………
1.2. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования……………….
1.3. Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………
Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………
2.1. Стартовые условия и оценка ……………………………………………….
2.1.1. Историческая справка……………………………………………………..
2.1.2. Общая характеристика……………………………………………………
2.1.3. Анализ социально-экономического развития…………………………
2.1.4. Анализ социальной сферы района………………………………………
2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………
2.3. «Точки роста» Векиколукского района……………………………………
3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………
3.1. Стратегические цели и приоритеты развития Великолукского района….
3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….
3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

В 2011 году по сравнению с 2009 годом общий объём социальных выплат возрос в 1,6 раза. Доля пенсионеров на протяжении рассматриваемого периода уменьшается в среднем на 1,2%. Средний размер пенсий по району за 2009-2011 годы вырос в 1,6 раза.

Образование

За последние 10 лет система образования Великолукского района значительно изменилась. Если в 1999-2001 учебном году насчитывалось 20 школ (8 средних, 11 неполных и 1 начальная, то в настоящее время из 20 (9 средних, 2 основных). В состав средних школ входят 1 отделение и 1 филиал. В состав основных школ входят 3 отделения. Десять лет назад в районе было 10 детских садов, сейчас их только 6, в состав детских садов входят 5 отделений.

Реструктуризация школьной сети и дошкольных учреждений проводилась в различных пределах, законодательно правильно, с условием не нарушать права ребенка на образование везде, где для этого были необходимые условия, прежде всего наличие контингента для обучения молодых семей.

Сложившаяся за последние годы образовательная  система оптимальна для района, постоянно  обновляется, работает в режиме развития и позволяет всем школьникам получить среднее полное общее образование.

В течение  последних лет в районе не закрыто  ни одно учебное заведение и демографическая  ситуация сейчас такова, что в ближайшие 2 года сеть учреждений образования  останется прежнего уровня.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных школ без совместителей с учетом дополнительных услуг в 2010 году увеличилась на 1,2 раза по сравнению с 2009 годом и составила 13800 рублей.

Ежемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных  школ увеличится:

- уменьшением  педагогических работников;

- увеличением  нагрузки.

На конец 2009-2010 учебного года в образовательных учреждениях района в 1-11 классах обучалось 1278 школьников, из них 71 человек составили призеры интеллектуальных и творческих соревнований. Детские сады посещают 1202 ребенка.

Количество  учащихся на «4» и «5»  составило 39,2% к общему количеству учащихся.

В мае 2010 года во всех образовательных учреждениях  проведены административные контрольные  работы.

В 2010 году продолжается процесс модернизации образовательной системы района, укрепляется материально-техническая  база, продолжает совершенствоваться воспитательная система, что обеспечивает реализацию государственных гарантий на качественное образование граждан.

Культура

Культура  как часть инфраструктуры определяет качество жизни населения, оказывает  непосредственное влияние на социально-экономические  процессы, в том числе на состояние  трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа территории. Учреждения культуры дают возможность не только общения, но и развития творческих способностей жителей, особенно детей.

       Муниципальное учреждение культуры «Информационно-культурный центр», со статусом юридического лица, в составе которого районная библиотека, 22 сельских библиотеки, 14 культурно-досуговых учреждений (Домов культуры и клубов), музей и детская музыкальная школа. В отрасли работает 95 человек.

        Одним из важнейших направлений деятельности в 2009-2010 гг. было и остается укрепление материально-технической базы учреждений культуры. В 60% учреждений культуры необходимо проводить косметический ремонт. Требуют капитального ремонта Борковский, Полибинский, Черпесской Дома культуры. Также необходимо продолжить работу по оснащению объектов культуры социальным оборудованием.

       В связи с недостаточностью финансирования ежегодно рассматривается вопрос об оптимизации районной сети учреждений культуры.

С 1 сентября 2009 года в структуре Администрации  Великолукского района произошли значительные изменения. Комитеты по физической культуре и спорту были упразднены и создан комитет по социальной политике.

       В настоящее время в районе работает 25 штатных физкультурных работника, 22 из которых имеют высшее физкультурное образование. Это учителя общеобразовательных школ, преподаватели профтехобразования, инструктора, методисты, тренеры.

           Количество занимающихся спортом составляет 2778 человек или 8,17% от общей численности населения района.

      Количество спортивных сооружений  на протяжении ряда лет остается  не низменным. В 2011 году планируется  увеличение количества спортивных  сооружений. Количество спортивных  залов увеличится на 1 единицу.  Увеличение произойдет за счет  строительства спортивного зала  по областной Программе строительства  плоскостных спортсооружений в  д. Переслегино.

          Также прогнозируется построить в 2011 году спортивную площадку в д. Борки и в 2013 году в д. Иваново. Прогнозируется открыть тренажерно-гимнастические залы в д. Марьино и д. Иваново.

       Расширение материально-спортивной базы положительно отразится на динамике численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах по видам спорта и группах физкультурно-оздоровительной направленности.

Молодежная  политика

Учреждения  культуры Великолукского района уделяют  активное внимание вовлечению молодежи в социальные процессы.

     Одним из приоритетов их деятельности на современном этапе является поддержка талантливой молодежи, оказание помощи в реализации творческих способностей и профессиональном самоопределении.

     Работа в этом направлении строится по районной целевой программе «Культура Великолукского района в 2006-2010 годах» раздел «Культура — дети — молодежь».

       В рамках реализации программы ежегодно проходят молодежные районные акции и фестивали: «Юные таланты 21 века»; Праздник славянской письменности и культуры; «Под флагом России достойно путь вершим»; «Мы против наркотиков»; День молодежи; Праздники народного календаря.

    Творческая молодежь имеет хорошую возможность реализации своих способностей, трудоустраиваясь в летнее время в учреждениях культуры, а так же в работе 12 клубных формирований.

    Для поддержки творчества юным дарованиям Администрация района ежегодно учреждает и выплачивает ежемесячные стипендии.

        За период 2009 и половину 2010 годов в УК проведено более 250 различных тематических и конкурсно-познавательных мероприятий, как за пропаганду здорового образа жизни, так и патриотического направления.

 

2.2 Внешние и внутренние факторы

Для более  четкого и системного представления  о процессе развития муниципального образования следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на его развитие. Целесообразно разделить  эти факторы на внутренние и внешние.

Таблица 5

Внутренние  и внешние факторы

Внутренние факторы

Внешние факторы

1. Политика органов местного самоуправления  муниципального образования

1. Федеральное и региональное законодательство  влияющие на жизнедеятельность  и перспективы развития муниципального  образования

2. Функционирование общественных  организаций муниципального образования

2. Элементы федеральной и региональной  политики

3. Деловая активность в муниципальном  образовании

3. Ценовая и тарифная политика  естественных монополий

4. Значительный экономический потенциал  муниципального образования

4. Диспаритет цен на готовую  сельскохозяйственную продукцию

5. Наличие сырьевой базы в муниципальном  образовании

5. Государственная поддержка развития  отдельных секторов экономики  и социальной сферы

6. Функционирование различных видов  экономической деятельности в  муниципальном образовании

6.  Потенциальная заинтересованность  инвесторов

7. Состояние и уровень развития  социальной инфраструктуры муниципального  образования

7. Востребованность ресурсов


 

На основе оценки исходной социально-экономической  ситуации муниципального образования  для обеспечения всестороннего  учета местной специфики, анализа  внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ  и проблем, тормозящих прогрессивное  движение, негативных моментов и тенденций, проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования  «Великолукский район».

Уникальность, конкурентные преимущества, которые  должны быть использованы для перспективного развития муниципального образования  «Великолукский район», и ключевые проблемы района, требующие решения  для достижения высокого уровня развития и на решение которых будет  направлена стратегия социально-экономического развития муниципального образования  «Великолукский район» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы

Сферы

Уникальность, конкурентные преимущества

Ключевые проблемы

1. Ресурсный потенциал

1.1. Географическое положение

  • Прохождение по территории района автомагистрали «Москва-Рига» и Октябрьской железной дороги
  • Отдаленность районного центра к областному центру ( 297 км).

1.2. Природно-ресурсный потенциал

  • Благоприятный климат
  • Наличие месторождений сырья для производства строительных материалов (глина, песок)
  • Наличие водных объектов
  • Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности.
  • Недостаточно эффективное использование полезных ископаемых, водных и земельных ресурсов.

 

2. Качество жизни населения

2.1. Демография

 

  • Снижение уровня детской смертности.
  • Высокий удельный вес молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.
  • Сокращение численности сельского населения.
  • Высокий уровень смертности населения.
  • Превышение смертности над рождаемостью.
  • Высокий удельный вес населения пенсионного возраста.
  • Естественная убыль населения за счет увеличения смертности и низкой рождаемости

2.2. Уровень жизни населения. Заработная  плата 

  • Рост номинальной заработной платы.
  • Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере.

2.3.Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство

  • Централизованное снабжение материально-техническими ресурсами
  • Оперативное финансовое управление
  • Оптимизация расходов на аппарат управления
  • Значительный износ коммуникаций (теплотрасс, канализации, водопроводов, электрических сетей).
  • Низкая эффективность работы коммунального хозяйства. Слабое внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий.
  • Высокая степень износа части жилого фонда.
  • Недостаток средств для проведения текущего и капитального ремонта жилого фонда.
  • Отсутствие производства по утилизации бытовых и промышленных отходов.

2.4. Потребительский рынок

  • Рост оборота розничной торговли на одну душу населения.
  • Рост количества услуг, оказываемых населению района
  • Недостаток предприятий общественного питания и бытового обслуживания.
  • Недостаток квалифицированных кадров.

2.5. Защита жизни и имущества граждан

  • Профилактика правонарушений и работа с подростками из неблагополучных семей
  • Рост уровня преступности несовершеннолетних.
  • Недостаточная материально-техническая база органов внутренних дел.
  • Отсутствие социальных гарантий для членов добровольных народных дружин.
  • Высокий уровень дорожно-транспортных происшествий.

2.. Пассажирский транспорт

  • Автомобильное транспортное сообщение с областным центром.
  • Наличие внутрирайонных автобусных маршрутов.
  • Организация перевозок населения маршрутными такси.
  • Высокий уровень износа пассажирского транспорта.
  • Отсутствие транспортного сообщения между отдельными сельскими населенными пунктами муниципального образования.
  • Убыточность автотранспортного предприятия

3. Экономический потенциал

3.1. Сельское хозяйство

    • Развитие растениеводства.
    • Участие в областных и федеральных программах поддержки сельхозпредприятий.
    • Проведение строительства новых и модернизации имеющихся животноводческих комплексов
    • Необходимость проведения строительства новых и модернизации имеющихся животноводческих комплексов
    • Неустойчивое финансовое состояние некоторых сельхозпредприятий.
    • Устаревшая материально-техническая база сельскохозяйственных предприятий.
    • Отдаленность от областного центра

4. Кадровый потенциал

4.1. Занятость населения

  • Проведение мини-ярмарок вакансий рабочих мест
  • Трудоустройство несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет
  • Дефицит квалифицированных кадров современных рабочих профессий.
  • Низкая заработная плата вакантных профессий.
  • Маятниковая миграция экономически активного населения.

5. Инвестиционный потенциал

  • Благоприятное географическое положение.
  • Наличие земельных ресурсов и свободных площадок для сельскохозяйственного, промышленного и иного использования.

 

  • Недостаточная работа администрации по повышению уровня инвестиционной привлекательности района.
  • Отсутствие четкого правового поля для инвесторов.
  • Отсутствие PR-компании по созданию инвестиционно-привлекательного имиджа муниципального образования.
  • Отсутствие структурного подразделения в администрации района по привлечению инвестиций.

 

 

2.3 «Точки  роста» Великолукского района

На следующем  этапе анализа определены возможности  социально-экономического развития муниципального образования «Великолукский район», а также угрозы, которые могут  препятствовать дальнейшему развитию.

 

Таблица 7

Примерный перечень возможностей и угроз муниципального образования «Великолукский район»

Возможности

Угрозы

Экономические

- повышение роли муниципального  образования в социально-экономическом  развитии области;

- привлечение инвестиций в расширение, техническое перевооружение существующих  производств, создание новых производств,  новых видов продукции;

- увеличение объемов промышленного  производства за счет развития  переработки сельхозпродукции

- увеличение объемов сельскохоз  производства;

- развитие малого бизнеса в  сферах, не занятых средним и  крупным бизнесом;

- расширение сферы сбыта и  повышение качества производимой  продукции;

- развитие транспортной инфраструктуры;

- достижение максимально возможного  уровня занятости населения, эффективного  использования трудовых ресурсов, минимизация уровня безработицы,  увеличение доли занятых в  малом бизнесе;

- осуществление эффективного управление  муниципального образования, наличие  квалифицированных управленческих  кадров в органах местного  самоуправления

- истощение природных ресурсов  в результате неэффективного  и нерационального их использования;

- отсутствие притока инвестиций  в экономику;

- неэффективное сельскохозяйственное  производство;

- недостаточная поддержка сельхозтоваропроизводителей  со стороны органов местного  самоуправления;

- недобросовестная конкуренция  и демпинг со стороны крупного  бизнеса;

- моноотраслевая экономика;

- неразвитость малого бизнеса  вследствие отсутствия поддержки  со стороны государства и органов  местного самоуправления;

- сокращение собственных доходов  бюджета, неэффективное расходование  бюджета, увеличение дефицита;

- рост уровня безработицы населения,  нехватка квалифицированных кадров, в особенности в сельской местности;

- осуществление управления муниципальным  образованием без учета интересов  населения

Социальные

- стабилизация и улучшение демографической  ситуации (увеличение численности  населения, рост рождаемости,  снижение смертности, в том числе  детской, миграционный прирост  населения за счет притока  экономически активного населения,  рост продолжительности жизни);

- значительный рост покупательной  способности и заработной платы  во всех социально-экономических  сферах;

- высокий уровень развития сферы  услуг, высокое качество услуг;

- завершение реформирования ЖКХ,  достижение высокого качества  жилишно-коммунальных услуг и  благоустройства;

- формирование современной эффективной  системы здравоохранения, развитие  спорта, укрепление здоровья населения,  снижение заболеваемости населения;

- формирование современной эффективной  системы образования, повышения  уровня образованности населения;

- повышение уровня культуры, организации  досуга населения;

- укрепление правопорядка;

- благоприятная экологическая  обстановка;

- здоровое, образованное, культурное, занятое трудовой деятельностью  молодое поколение

- ухудшение демографической ситуации (снижение уровня рождаемости,  повышение уровня смертности, «вымирание»  села, «старение» населения, значительный  отток активной части населения);

- снижение уровня доходов населения,  обнищание населения;

- увеличение степени износа  инженерных сетей, неплатежи за  жилищно-коммунальные услуги;

- снижение качества услуг здравоохранения,  ухудшение здоровья населения;

- снижение уровня образованности  и культуры населения;

- неразвитость торгового и бытового  обслуживания на селе;

- рост преступности;

- экологический кризис;

- низкий уровень политической  активности населения, утрата  органами местного самоуправления  доверия населения.

 

 

 

 

Информация о работе Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района