Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.docx

— 208.24 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет  совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система  управления здравоохранением носит  иерархический характер. Основной объем  массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном  уровне. Муниципальная система здравоохранения  включает в себя находящиеся в  муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную  собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения9.

Главная цель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах  сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных  минимальных социальных стандартов. Федеральное законодательство возлагает  решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные  районы и городские округа. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные  полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления. К ним относятся:

контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

формирование органов  управления муниципальной системой здравоохранения;

осуществление мер по обязательному  медицинскому страхованию граждан;

регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;

создание и обеспечение  деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами;

организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

Субъектами здравоохранительной  деятельности на муниципальном уровне являются в основном муниципальные  учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Федеральным законодательством  для ряда категорий населения  установлены широкая система  льгот при оплате лекарственных  средств, бесплатный отпуск отдельных  лекарств по рецептам врачей, а также  лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.

Для муниципальных учреждений местная администрация может  выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения  и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные  средства. Одной из важных задач  органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать  население, в том числе через  средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих опасность  для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной  информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих  на него вредное влияние. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно  гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Одной из самых сложных проблем  муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит  многоканальный характер.

За счет бюджетных средств  финансируется профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) 10.

Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств  государственного внебюджетного Фонда  обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских  услуг. Этот набор определяется в  перечнях, утверждаемых органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные  программа обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального  налога. Нормативы взносов устанавливаются  федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего  времени выплачивались из местных  бюджетов, причем муниципальные образования  были крупными должниками ФОМС. Затем  эти функции были переданы органам  государственной власти субъектов  РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими  учреждениями и оплачивают оказанные  ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов  и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий  полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможности  выбора между лечебно-профилактическими  учреждениями, что позволяет создать  конкурентную среду в медицинском  обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного  медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в  серьезном реформировании.

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные  дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования. Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов. В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Одним из направлений развития здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой  служат следующие обстоятельства:

недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы, наращивания  научно-практического потенциала, материального  стимулирования работников;

повышение спроса населения  на высококвалифицированную медицинскую  помощь, комфортные условия пребывания в стационаре; наличие законодательной  базы для оказания платных медицинских  услуг.

Для осуществления собственной  и переданной компетенции в области  охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. При муниципальных  органах здравоохранения могут  создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных  программ здравоохранения, в частности  определения видов, объемов и  объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными  с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния  здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных  ресурсов отраслевой системы.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной  социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения  на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ11.

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  был первым отраслевым законом и  послужил основой для формирования регионального законодательства в  сфере культуры12.

Культура – это исторически  сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать  людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области  культуры.

Культурные ценности –  нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и  искусства, результаты и методы научных  исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении  территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное наследие народов  РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных  и муниципальных музеев, архивов  и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий  художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения  и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага –  услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Формирование и осуществление  осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать  культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. К  полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете  необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы  в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые  программы, а также необходимые  для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно- методические документы, предоставляется  материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в  сфере культуры строится на основе общих принципов государственной  политики. Федеральный закон относит  к вопросам местного значения поселений  и городских округов создание условий для обеспечения жителей  услугами организаций культуры, организацию  библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора). Органы местного самоуправления осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий. В собственности муниципальных образований могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты (музеи, галереи, библиотеки и т.д.).

Финансирование муниципальной  сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или  на договорной основе создавать фонды  для финансирования культурной деятельности. В качестве соучредителей фондов могут выступать также и органы местного самоуправления13.

Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании