Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.docx

— 208.24 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

Определим роль муниципального образования в реализации социальной политики. Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика – это система целей, задач  и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными  услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования1

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную  социальную политику реализуются как  собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная сфера и  социальная политика (государственная  и муниципальная) может рассматриваться  в широком и более узком  смысле слова. В широком смысле к  социальной сфере относят все, что  обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная  политика является социальной. В более  узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства  самого человека, его физических и  духовных параметров, тогда как воспроизводство  материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.

Социальная политика государства  представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и  допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп  и слоев населения, при котором  они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает  как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между  текущими и перспективными интересами общества.

Состояние социальной сферы  в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики  страны, гуманности юриспруденции и  политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности  сообщества, его устойчивости, возможности  динамичного развития, недопущения  социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях  публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого  уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными  полномочиями.

Таким образом, муниципальная  социальная политика направлена на обеспечение  населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Далее в выпускной квалификационной работе рассмотрим механизмы реализации муниципальной социальной политики.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного  решения. Государственная и муниципальная  социальная политика реализуется через  социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами2.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных  социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень  удовлетворения социальных потребностей населения.

примеры минимальных социальных стандартов:

 минимальный уровень  оплаты труда;

 минимальный уровень  социальных пенсий и других  социальных выплат;

 обязательные стандарты  и программы, в пределах которых  образование является бесплатным;

 перечень лечебно-профилактических  услуг, оказываемых за счет  бюджетных средств.

Минимальные социальные стандарты  призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции  современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный»  уровень социальных благ, гарантированных  каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, то есть частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты  выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или  групповые для однородных территорий меры социальных потребностей.

 норма обеспеченности  населения учреждениями социально-культурной  сферы;

 нормы наполняемости  школьных классов и групп в  детских дошкольных учреждениях;

 нормы обеспечения  населения отдельными социальными  услугами;

 нормы кадрового и  материального обеспечения при  оказании социальных услуг.

Соблюдение минимальных  социальных стандартов и норм требует  крупных бюджетных расходов. За последние  годы в России было принято большое  количество федеральных законов, устанавливающих  те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения  общего количества социальных льгот  и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной  социальной политики, правовое регулирование  отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального  развития страны, разработка и утверждение  государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение  государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают  основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории;

устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие  государственные минимальные социальные стандарты;

заботятся о сохранении и  укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности  субъектов РФ;

организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения;

обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван  конкретизировать методы, способы и  механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к  особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования .3

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению  органами местного самоуправления таков:

 комплексные центры  социального обслуживания ветеранов  и других социальных групп;

 социально-реабилитационные  центры и социальные приюты  для несовершеннолетних;

 дома инвалидов и  престарелых;

 детские дома;

 центры психолого-педагогической  помощи населению и так далее.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия  и содержат организационные структуры  по борьбе с наркоманией, с детской  беспризорностью, содействуют организации  занятости населения, участвуют  в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных  образований, в разрешении трудовых споров.

Отметим, что современный  период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления. Составляя  одну из основ конституционного строя  правового государства, местное  самоуправление позволяет демократизировать  аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.  Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.

Российская Федерация  после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе  социального управления, включающего  государственное управление и местное  самоуправление.

Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ  и государства, главной задачей  которого является согласование соответствующих  интересов.

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной  власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся  на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление  местного самоуправления тормозится рядом  нерешенных проблем, связанных с  несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении  местного самоуправления с институтами  государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение  активности населения в решении  вопросов управления государственно-общественными  делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.4

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального  управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как  единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции  к вопросам совместного ведения  относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Такая взаимосвязь государственных  и самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших  политических задач.

 

    1. Муниципальное управление основными отраслями

социальнойсферы

 

Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам  равные права и условия для  труда, а нетрудоспособным (социально  уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными  фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку  во всех формах.

Социальная поддержка  – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных  категорий граждан в кризисной  ситуации.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных  районов и городских округов. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения  являются:

денежные пособия;

помощь в натуральной  форме (продукты, одежда);

субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

компенсации (возмещение некоторых  расходов)5.

Муниципальная политика в  области социальной защиты и социальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных и  переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации  комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан  от попадания в зону крайнего социального  неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным  гражданам.

Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании