Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.docx

— 208.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования

 

3.1.Напараления совершенствования работы Администрации муниципального образования

 

Одним из требований Федерального закона №131 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» является максимальное приближение органов местного самоуправления к населению и в этом плане  – повышение эффективности их работы, что невозможно без учета  того опыта работы, который уже  накоплен на муниципальном уровне за годы реформ. Без такого опыта, положения  закона просто повисают в воздухе19.

Во многих городах действует  комплексно-целевой подход, реализуются  множество среднесрочных муниципальных  целевых программ, они включают все  сферы жизнедеятельности города, отлажен механизм контроля за их выполнением. Программы обсуждаются коллегией при Главе города, в экспертизе участвуют опытные специалисты и население20.

Важно знать, что любая  субъективная управленческая деятельность не может осуществляться без целевых  установок и понимания тех условий, в которых она реализуется. С точки зрения организации целенаправленной управленческой деятельности в конкретных условиях городов, необходимо подчеркнуть, что меры по повышению эффективности работы аппарата начинают реализовываться, когда, во-первых, всенародно избранный Глава города своим постановлением определяет задачи перед администрацией города на предстоящий период, во-вторых, завершена организация органов местного самоуправления, то есть имеется принятый и зарегистрированный Устав города, сформирована и структурирована исполнительная власть.

Меры по повышению эффективности  работы администрации необходимо направить  на решение в основном двух задач:

создание и внедрение  управленческих механизмов, обеспечивающих повышение эффективности работы муниципальных служащих;

создание оптимальных  организационных, информационных, методических условий для управленческой деятельности муниципальных служащих.

Разработку и реализацию первой задачи целесообразно проходить  два этапа. На первом этапе – обеспечить структурную перестройку администрации  и подготовку новых положений  о подразделениях администрации  города. На втором этапе – разработать  и внедрить нормативные правовые документы, определяющие управленческую роль администрации в решении  социально-экономических проблем21.

Проводя работу по структурной  перестройке администрации, необходимо понимать, что структура управления – это упорядоченное соотношение  полномочий, функций, прав, обязанностей, ответственности между Главой города, администрацией, а также между  управленческими структурами и  исполнительными звеньями22.

Важно также наличие следующих  документов у муниципального образования:

Устав города;

Постановление Главы города о штатном расписании;

Постановление Главы города о структуре районной администрации;

Постановление Главы города об утверждении положений о подразделениях администрации.

Организационная структура  муниципального управления территорией  ориентирована на одновременное  обеспечение функционирования местного самоуправления и его развитие, где  приоритетной является социальная сфера.

К примеру, в настоящее  время в городской администрации  города Улан-Удэ, нормативно закреплена деятельность нескольких структурных подразделений. Их совокупность, состав взаимосвязей (вертикальных и горизонтальных), образуют организационную структуру администрации, в которой сочетаются положительные качества функциональной и линейной форм организации управления.

Так, например, для функциональной системы положительным является наличие специализированных служб  и специалистов по определенным видам  деятельности. Для линейной системы  управления характерно построение на принципе иерархичности, четкого разделения на вышестоящие и нижестоящие  уровни. Данные признаки ярко выражены в новой структуре администрации.

Таким образом, сопоставляя  эти определения форм управления с настоящей структурой городской администрации г. Улан-Удэ и с положениями о подразделениях, можно отметить, что реализованная организационная форма городского административного управления является оптимальной с точки зрения теории и практики. Однако реализованная форма управления – это только схема; она начинает действовать, жить, тогда, когда сформированный аппарат управления начинает выполнять свои функции, включающие: аналитическую работу; планирование; координацию взаимодействия субъектов и объектов управления и их полномочий; стимулирование и активизацию работы персонала; проектирование предстоящей деятельности; контроль23.

Нет необходимости доказывать, что выполнение данных функций в  огромной степени зависит от качества работы всех специалистов управленческого  аппарата, результативности принимаемых  ими решений. Поэтому развитие местного самоуправления определяется и необходимостью реализации ряда организационных мер, направленных на повышение эффективности  работы персонала24.

Эти меры должны быть направлены на закрепление и развитие управленческих механизмов в деятельности администрации.

К таким механизмам относятся:

 функциональная обеспеченность  аппарата по реализации полномочий  Главы города;

программно-целевое обеспечение  деятельности администрации при  решении социально-экономических и хозяйственных проблем;

коллегиальность решения  постановочных вопросов;

плановость в реализации задач и нормативных документов и контроль за их исполнением.

Действие этих механизмов должно быть закреплено и обеспечивается целым рядом документов25.

 

3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования

 

Проводимая социально-экономическая  политика администрации города Улан-Удэ, реализуемая на базе решения Улан-Удэнского  городского Совета депутатов от 05.12.2007 № 726-75 «О комплексной Программе  социально-экономического развития городского округа «город г.Улан-Удэ» на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», позволила создать предпосылки для повышения конкурентоспособности города и усиления его значения как промышленного, культурного и образовательного центра Восточной Сибири и административного центра Республики Бурятия.

Между тем назрела необходимость  актуализации стратегического развития города и разработки Программы социально-экономического развития до 2020 года, что обусловлено  следующими причинами:

 принятием ряда долгосрочных  документов федерального уровня: Стратегии социально-экономического  развития Дальнего Востока и  Байкальского региона на период  до 2025 года, Стратегии социально-экономического  развития Сибири до 2020 года определяющих  приоритетные направления развития  как Республики Бурятия, так  и столицы субъекта – г.Улан-Удэ;

 завершением первого  этапа (2008-2010гг.) осуществления структурных  и институциональных преобразований  в реальном секторе экономики  города и республики, анализ которых  показал на необходимость формирования  многофункциональной, инфраструктурно  и технологически взаимоувязанной  наукоемкой экономики;

новыми требованиями к  промышленному, транспортному, инженерному, социо – культурному комплексу города предъявляемыми процессами интеграции г.Улан-Удэ в экономическую систему международных и межрегиональных отношений;

исчерпанием позитивных последствий  действия факторов роста промышленного  производства в г.Улан-Удэ не инвестиционного характера при использовании ряда разрешенных действующим законодательством мер поддержки и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов;

возрастающей активностью  институтов гражданского общества: общественных объединений, различных ассоциаций, союзов, ТПП, бизнес-групп, отстаивающих интересы граждан, промышленников и предпринимателей и требующих новых подходов во взаимоотношениях с органами муниципальной власти;

качественными «прорывами»  городов Сибири и Дальнего Востока  в процессе повышения геоэкономической конкурентоспособности (формирование крупных агломераций Красноярск, Иркутск);

необходимостью повышения  роли инвестиционного влияния корпоративных, системообразующих структур на ведущие  сектора экономики города в целях  ускорения перехода к выпуску  новых моделей и видов изделий, новых образцов высокотехнологичной и наукоемкой продукции, охватывающей всю или значительную часть технологической цепочки производства, разработки или приобретения новых высоких технологий.

Динамика численности  трудоспособного населения в  целом отражает демографические  тенденции Улан-Удэ. С начала 1990 годов  численность трудоспособного населения  возрастает с 221,2 тысяч человек до 248,9 тысяч человек в (2006 год), с 2007 года численность сокращается до 240,6 тыс. чел. (01.01.2010г.)

За годы экономических  реформ произошло существенное изменение  структуры занятости населения. Падение объемов промышленного  производства в первой половине 90-х  годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая  часть трудоспособного населения  занята теперь в сфере услуг, что  соответствует современным мировым  тенденциям развития крупных и средних  городов.

В малых организациях в 2009 году по оценкам было занято 77 тыс. человек (с учетом индивидуальных предпринимателей). Отмечается возрастающая маятниковая  миграция населения из прилегающих  к городу территорий, работающего  в организациях Улан-Удэ.

Вследствие старения и  сокращения трудоспособного населения  и «демографической ямы» 1990-х гг., в Улан-Удэ в последние годы отмечается увеличение коэффициента демографической  нагрузки (количество лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 человек трудоспособного  возраста). Если 1998 году данный показатель составлял 21,9 ‰, то в 2010 году достиг 26,4 ‰, дальнейшее его увеличение может  стать значительным сдерживающим фактором экономического роста города.

Численность экономически активного  населения г.Улан-Удэ на 1 января 2010 года составила 183,86 тыс. человек или 75,5% трудоспособного населения. Улан-Удэ концентрирует 37,4% экономически активного населения Республики Бурятия.

Среднесписочная численность  занятых на крупных и средних  предприятиях города в 2009 году составила 106,1 тыс. чел. или 63,9% от числа занятых26 в городе, в том числе: 104 тыс. человек без учета совместителей, 2,1 тыс. человек, занятных на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера.

В структуре замещенных рабочих  мест по видам экономической деятельности на крупных и средних предприятиях города примерно равные доли приходятся на обрабатывающие производства и образование: 19,4% и 17,1%, соответственно. Третье место  занимает государственное обеспечение  и обеспечение военной безопасности – 16,1%. Более 13% рабочих мест были замещены в сфере здравоохранения и  социального обеспечения. Аналогичное распределение занятых было характерно для предыдущих лет.

При этом среднесписочная  численность работников средних  и крупных предприятий в 2005-2008 гг. характеризуется положительной  динамикой при незначительном изменении  абсолютных значений показателей. В 2009 году численность работников по крупным  и средним предприятиям города вследствие экономического кризиса сократилась  на 3% по сравнению с 2008 годом. Также  вследствие кризиса увеличилась  и численность безработных граждан  зарегистрированных в службе занятости города.

 

 

 

 

 

Рисунок 1-Движение и численность безработных, зарегистрированных в центре занятости г. Улан-Удэ

Источник: Официальный сайт Администрации г. Улан-Удэ

 

В результате реализации антикризисных  мероприятий и мероприятий по снижению напряженности на рынке  труда удалось избежать значительных высвобождений и сокращений работников, тем самым снизить социальную напряженность в обществе.

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие  выводы, что:

наличие дисбаланса спроса и предложения на рынке;

наличие дефицита работников инженерно-технических специальностей основного рабочего потенциала развития производств;

проблема трудоустройства выпускников;

высокий уровень численности населения, работающего не по полученной специальности, занятого в сфере обслуживания;

недостаточное развитие системы  стимулирования населения для обучения прикладным и научным знаниям, саморазвития и повышения собственного квалификационного уровня;

слабо развита взаимосвязь спроса на рынке труда и системы профессионального образования, системы профессионального заказа, инвестирования в обучение необходимых для развития субъектов экономики и социальной сферы рабочих и  специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что значимость социальной сферы  трудно  переоценить,  где  бы  ни проводилась подобная политика в  этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики – часть политики государства, которая  своими действиями смягчает негативные последствия  индивидуального  и  социального  неравенства, социально-экономических  потрясений в обществе. Эффективность  выполнения местными администрациями  своих функций, может быть оценена  через конечный результат деятельности администрации – повышение качества жизни населения. На эффективность  деятельности администрации большое  влияние оказывает человеческий фактор, в первую очередь, личность главы администрации27.

Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании