Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Отметим, что совершенствовать деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной поддержки населения, необходимо многим муниципальным образованиям. Основные требования к реализации социальной поддержки населения наиболее уязвимых слоев населения состоят, по мнению автора, в следующем:
первостепенная и превалирующая роль местного самоуправления в осуществлении этой защиты;
перенос центра тяжести, в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях;
необходимость организации социальной защиты населения, прежде всего, через помощь семье;
усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест.
обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определённый контингент нуждающихся;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой муниципального образования
Роль муниципального образования в управлении социальной сферы………………………………………………………………………. …...10
Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы…………………………………………………………………………... 18
2 Анализ социально-экономического развития и системы управления социальной сферой муниципального образования железнодорожного района
2.1 Организация деятельности Администрации Железнодорожного района
г. Улан-Удэ и кадровый состав отдела развития социальной сферы ………….38
2.2 Оценка социально-экономического развития г. Улан – Удэ ….....................43
2.3 Анализ системы управления социальной сферой в муниципальном образовании…………………………………………………………………………48
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования
3.1 Направления совершенствования работы Администрации муниципального образования ………………………………………...………………………….......53
3.2 Проект программы по социальной поддержке населения и развитию муниципального образования……………………………………………………..56
Заключение …………………………………………………………………….......62
Список литературы …………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.docx

— 208.24 Кб (Скачать файл)

К основным критериям для  оказания социальной поддержки отдельным  категориям граждан на муниципальном  уровне относятся следующие:

низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного  законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается  в социальной поддержке. Нормативное  значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

нетрудоспособность, следствием которой является невозможность  самообслуживания;

утрата жилища и имущества.

Категории граждан, нуждающихся  в социальной поддержке:

а) нетрудоспособные:

1) пенсионеры;

2) инвалиды;

3) граждане, находящиеся  на попечении государства (в  домах престарелых, инвалидов  и т.д.);

4) дети;

б) малоимущие;

в) попавшие в экстремальные  ситуации:

1) безработные;

2) пострадавшие при чрезвычайных  ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения  и т.д.);

3) беженцы и переселенцы.

Для каждой из перечисленных  категорий государством разрабатываются  специфические программы социальной защиты, а на местном уровне –  программы социальной поддержки.

Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы).

Для реализации муниципальной  политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образования  создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  – органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Социальное обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются  в порядке, установленном Правительством РФ.

Финансирование муниципального сектора системы социального  обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций  из средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального  обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные  и региональные перечни. Размер субвенций  определяется ежегодно при утверждении  соответствующих бюджетов.

Проблема занятости населения  является одной из важнейших для  муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации  и упадка, безработица – главная  социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два  аспекта. Это во- первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.

Сложность муниципального регулирования  вопросов занятости состоит в  том, что основное правовое регулирование  этих вопросов относится к сфере  федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные  структуры федеральной службы занятости. Большая часть трудоспособного  населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности.

Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений  может заключаться в следующем:

разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание  бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)

формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных  рабочих мест;

формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения  по профессиям, пользующимся спросом  на рынке труда;

создание муниципальной  службы профориентации выпускников  школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников  школ и профессиональный учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

организация и проведение мониторинговых исследований рынка  труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально– квалификационной структуры спроса на рабочую силу6.

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований  спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения  на уровне муниципального образования  должны стать:

 содействие занятости  выпускников школ и профессиональных  учебных заведений;

оказание адресной материальной и психологической поддержки  лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

развитие новых форм взаимодействия с работодателем;

повышение конкурентоспособности  рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования).

Хорошо зарекомендовавший  себя формой содействия занятости населению  служат ярмарки вакансий. Одним из действенных механизмов реального  содействия занятости населения  на уровне муниципального образования  является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными  работами понимаются общедоступные  виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

На уровне муниципальных  образований важна помощь в трудоустройстве  лицам, особо нуждающимся в социальной защите.

Образовательный уровень  населения – одна из важнейших  характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность  и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в  сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:

гуманистический характер образования,

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,

свободного развития личности;

общедоступность образования,

адаптивность системы  образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

 свобода и плюрализм  в образовании.

В России расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Реформа в сфере образования  ведет к разрушению прежней единообразной  системы учебных заведений, поэтому  содержание образования с его  разно уровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые  только создаются. В результате возникают  проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к  управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада  ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования7.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении  федеральной программы развития образования», «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты8.

 Данные законы детализируются  в указах Президента РФ, постановлениях  Правительства РФ, приказах Минобразования  России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов: образовательных программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных  учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных  органов управления образованием и  подведомственных им учреждений и организаций.

Деятельность муниципальных  образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании, учреждениями соответствующих типов  и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли.

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной  политики в области образования  переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры  и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов  управления образованием.

На территории муниципального образования может располагаться  большое количество образовательных  учреждений различного профиля и  форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют  с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

Изменения в системе образования  требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования  с помощью специальных форм, методов  и средств, дающих поднять эффективность  образования на должный уровень.

Муниципальное управление в  сфере здравоохранения.

Здравоохранение является одним  из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и  созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения  в условиях рыночной экономики;

приоритетность в системе  здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения  эпидемий;

защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового  образа жизни.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в  области охраны здоровья населения  является Конституция РФ, федеральные  законы «О медицинском страховании  граждан в РФ», «О лекарственных  средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также  иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Информация о работе Совершенствование управление социальной сферой в муниципальном образовании