Шпаргалка по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бюджету"

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ шпоры.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Финансово-экономические принципы:

  • обеспечение экономической и финансовой эффективности и экономической целесообразности заимствований;
  • использование заимствований на цели покрытия дефицита федерального бюджета или кассовых разрывов, поощрение частных заимствований как источника инвестиционных ресурсов;
  • поддержка вторичного рынка долговых обязательств, эмитированных РФ. Административные и организационные принципы:
  • единство планирования внутренних и внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной политики РФ;
  • единство управления государственным долгом и мониторинга консолидированного долга РФ, координация действий на внутренних и внешних рынках капитала;
  • разграничение полномочий и ответственности государственных исполнительных и законодательных органов власти, а также контролирующих органов в сфере формирования и реализации заемной и долговой политики;
  • законодательное ограничение ежегодного объема заимствований, а также утверждение в форме принятия федерального закона предельных размеров государственного внутреннего и внешнего долга;
  • регулярный анализ и активное управление рисками, связанными с государственными заимствованиями и структурой государственного долга.
  • Функции органов и ветвей государственной власти в области управления государственным долгом должны распределяться следующим образом:
  • Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на среднесрочную перспективу, включая приоритеты в области управления государственным долгом.
  • Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного долга и предел государственных внутренних и внешних заимствований, а также программу государственных заимствований.
  • Правительство РФ определяет организационные основы системы управления государственным долгом и активами, утверждает стратегию в области управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и параметры заимствований.
  • Нейтральный банк России на стадии разработки и реализации стратегии в области управления государственным долгом согласует с Минфином России вопросы соответствия долговой политики денежно-кредитной политике и политике в области управления золотовалютными резервами, включая вопросы осуществления внутренних и внешних заимствований.
  • Министерство финансов РФ от имени Правительства РФ осуществляет внешние и внутренние заимствования, реализует утвержденную Правительством РФ стратегию в области управления государственным долгом, осуществляет бюджетное планирование в части государственного долга, проводит анализ заимствований на региональном и муниципальном уровне, а также заимствований негосударственного сектора экономики, осуществляет учет государственного долга.
  • Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет анализ эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований, участвует в реализации мероприятий по обслуживанию коммерческой задолженности РФ, регулирует долговую политику субъектов Федерации, прогнозирует внешние заимствования в рамках государственного прогнозирования социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Стабилизационный фонд, источники его образования

Создание Стабилизационного фонда продиктовано чрезмерной зависимостью экономики Российской Федерации от мировых цен на нефть и нефтепродукты, необходимостью нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики.

Стабилизационный фонд - это часть средств федерального бюджета, образуемая за счет повышения цены на нефть над ее базовой ценой.

Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс» определенная в порядке, представленном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 долл. США за одну тонну (27 долл./бар.).

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется на четко определенных принципах, утверждены бюджетным законодательством, а конкретные направления инвестирования - Правительством РФ.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ. При этом Минфин России может делегировать отдельные полномочия по управлению средствами стабилизационного фонда Центральному банку РФ.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации. С 01.02.2008 года Фонд реорганизован.

Использование нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

К нефтегазовым доходам относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета в объеме, используемом для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Резервный фонд. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения этого трансферта. Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.
  • Средства Резервного фонда могут быть использованы на долгосрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

Фонд будущих поколений. Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. Фонд будущих поколений формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

36. Цели создания Стабилизационного фонда

Создание Стабилизационного фонда продиктовано чрезмерной зависимостью экономики Российской Федерации от мировых цен на нефть и нефтепродукты, необходимостью нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние финансов, бюджета, денежно-кредитной политики.

Основной целью создания стабилизационного фонда РФ является аккумулирование части доходов, формируемых в экспортном секторе экономики в периоды высоких мировых цен на основные товары российского экспорта, и их использование для поддержания реального уровня непроцентных расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в периоды неблагоприятной конъюнктуры (из интернета).


37. Использование  средств Стабилизационного фонда

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется на четко определенных принципах, утверждены бюджетным законодательством, а конкретные направления инвестирования - Правительством РФ.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляет Министерство финансов РФ. При этом Минфин России может делегировать отдельные полномочия по управлению средствами стабилизационного фонда Центральному банку РФ.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации. С 01.02.2008 года Фонд реорганизован.


38. Государственный долг, формы долговых обязательств РФ

Государственным долгом являются все накопленные обязательства по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или от имени его уполномоченных органов перед кредиторами. Государственный долг - это по существу сумма задолженностей государства по размешенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним или внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние - в рублях. Займы, которые правительство РФ берет у ЦБ РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России. В соответствии с действующим законодательством (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Бюджетный процесс, сущность и задачи

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней, а также контроль их исполнения. Задачами бюджетного процесса являются:

  • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • усиление контроля финансовой деятельности юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.

40. Участники бюджетного процесса, их полномочия

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  1. Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.
  2. Органы исполнительной власти. Они осуществляют составление проектов бюджетов, внесение проекта бюджета на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.

В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:

  • финансовые органы (Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований);
  • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление делами Президента РФ, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, и т.д. и аналогичные органы Субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • органы, осуществляющие исполнение бюджета (Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации муниципальных образований);
  • органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган .местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);
  • иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"