Шпаргалка по "Бюджету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бюджету"

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ шпоры.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Налоговый гнет (налоговое  бремя) — это отношение общей  суммы налоговых сборов к совокупному  национальному продукту, которое  показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

На государственном  уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП). В России в последние пять лет это отношение находится в пределах 30-34%. Другой показатель — «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается как 40-45%).

Соотношение прямых и косвенных налогов — это  показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой. Структура налоговых поступлений  в федеральный бюджет России характеризуется  низкой долей прямых налогов в  доходной части бюджета и высокой долей косвенных налогов (75-80%). Такое соотношение обусловлено незначительными поступлениями в бюджет налога на доходы физических лиц.

Соотношение между  налогами от внутренней и внешней  торговли — другой экономический  показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12 : 1, в России — примерно 2:1.

налоговой системы  нашей страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль  организаций, налог на доходы физических лиц и др.). В меньшей степени применяется прогрессивное (налог на имущество физических лиц) и регрессивное (единый социальный налог) налогообложение.

Налоговая система  государства описывается также  с учетом политико-правовых характеристик. Эти характеристики отражают: 1) пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; 2) роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; 3) степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Технические решения  по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

*  разные налоги  — эта форма подразумевает  полное и неполное раз-.   деление прав и ответственности  различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а субъекты и органы на местах — региональные и местные налоги;

*  разные ставки  — означает, что основные условия  взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а территориальные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в бюджет конкретной территории;

*  разные доходы  — для этой формы характерна  ограниченность действий территориальных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Обычно на практике используются комбинации всех трех форм. Налоговая система Российской Федерации находится в процессе реформирования, т. е. преобразования, исходя из направлений государственной политики:

1) достижения  стабильности и определенности  налоговой системы. Основными  способами реализации этого направления  являются: определение исчерпывающего  перечня налогов и сборов; установление  предельных ставок региональных  и местных налогов; отказ от  практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения;

2) фискального  стимулирования. Предусматривает следующие  основные меры: введение рыночного  механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового  бремени на предприятия, перенос  части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Система  налоговых органов РФ

Система налоговых органов Российской Федерации состоит из трех уровней.

Во главе системы налоговых органов стоит Федеральная налоговая служба РФ (ФНС), которая до сентября 2004 г. ФНС называлось Министерством РФ по налогам и сборам.

Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС). Региональных управлений 89 - как и регионов в нашей стране. Эти управления располагаются в столицах регионов и отвечают за сбор налогов в них. В числе межрегиональных семь инспекций, курирующих семь федеральных округов: Центральный; Северо-Западный; Южный Приволжский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный. Они контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят.

Имеются еще три межрегиональные специализированные инспекции: по контролю налогообложения малого бизнеса и сферы услуг; по контролю за алкогольной и табачной продукцией; по контролю за проблемными налогоплательщиками. Они расположены в Москве, а их указания в пределах компетенции обязательны для региональных УФНС.

Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции МПС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками. Они есть практически во всех городах и районах.

Существуют специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков.

К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ (ПФР); Фонд социального страхования РФ (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

В эти фонды поступают единый социальный налог и взносы, за счет которых ПФР выплачивает пенсии, ФСС - пособия, а ФФОМС и ТФОМС финансируют медицинские учреждения. Они непосредственно не контролируют уплату единого социального налога, но все организации и индивидуальные предприниматели должны зарегистрироваться в территориальных отделениях этих фондов.

Таможенные органы во главе с Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) контролируют уплату налогов, взимаемых на таможне при ввозе или вывозе товаров: НДС, акцизов и таможенных пошлин.

Милиция может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов (см. ст.ст. 198 и 199 УК РФ). Для этой цели в милиции создано специальное подразделение - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Кроме того, милиционеры могут составлять протоколы и расследовать административные правонарушения фирм и предпринимателей. Но самостоятельно проводить налоговые проверки милиция не вправе, хотя может участвовать в проверке по запросу налоговой инспекции.

Налогоплательщики и контролирующие их органы в своих действиях по уплате налогов должны руководствоваться: федеральными, региональными и местными законами о налогах; подзаконными актами; решениями судов; международными договорами о налогах, заключенными нашей страной.

Применять закон, подзаконный акт или международный договор можно только после того, как он вступит в силу.

Из всех документов о налогах самой большой силой обладают федеральные законы, а среди них самый главный - ПК РФ. Федеральным законам должны соответствовать региональные и местные законы. Федеральные подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам, а региональные и местные подзаконные акты - региональным и местным законам. Но признать один документ противоречащим другому может только суд. Если Налоговому кодексу противоречит другой федеральный закон, применять нужно Налоговый кодекс.

По форме взимания налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика, и косвенные. Объектом обложения в этом случае выступают товары в услуги, а затем налег опосредованно перекладывается на покупателя-потребителя. Продавец товара в этом случае выступает сборщиком налога.


31. Бюджетный дефицит, профицит и дефицит бюджета

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами - дефицитом бюджета.

Для покрытия дефицита государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования. Первый способ приводит к существенному развитию инфляционных процессов. По этой причине государство для разрешения проблемы финансового дефицита обычно использует второй способ, т.е. прибегает к заимствованиям.

Размер бюджетного дефицита не должен переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, сопровождаться сокращением социальных программ.

Различают два вида профицита (дефицита):

  • первичный профицит (дефицит) - как разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, т.е. всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга;
  • конечный профицит, или дефицит как разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.

Для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения:

• в случае принятия дефицитного бюджета на очередной финансовый год соответствующим законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита;

  • текущие расходы бюджета субъекта Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Федерации, объем доходов местного бюджета;
  • размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году;
  • размер дефицита бюджета субъекта Федерации не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета;
  • размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.

32. Государственные заимствования РФ

Государственные внешние заимствования РФ - это кредиты и займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекту РФ или муниципальному образованию как заемщику или гаранту погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.


 

33. Виды и формы государственных займов

Государственный долг - это по существу сумма задолженностей государства по размешенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). И в зависимости от валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает внутренним или внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние - в рублях. Займы, которые правительство РФ берет у ЦБ РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу России.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

34. Принципы заемной и долговой политики

В процессе проведения заемной и долговой политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы: Общие принципы:

  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • единство внутренней и внешней заемной и долговой политики как части финансово-бюджетной политики РФ;
  • координация на этапах формирования и реализации заемной и долговой политики Правительства РФ с денежно-кредитной политикой Банка России;
  • приоритетность обеспечения интересов федерального бюджета РФ при проведении операций по привлечению заимствований, исключение конкуренции между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями РФ при осуществлении заимствований; защита интересов субъектов и муниципальных образований, а также хозяйствующих субъектов Федерации как международных заемщиков.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"