Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

диплом-РАМИЛЬ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Названным актом закладывается  организационная и правовая основа планирования ДПО ГГС в соответствии с принципом государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. Госзаказ формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, которые, в свою очередь, основаны на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих, и утверждается для Российской Федерации постановлением Правительства, для субъектов Российской Федерации – их органами государственной власти.

Тем самым вводится в  обязательном порядке составление  каждым гражданским служащим подобного  индивидуального плана сроком на три года и утверждаемого в  порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане  указываются цель, вид, форма, продолжительность получения ДПО гражданским служащим, направление соответствующей образовательной программы (экономика, юриспруденция, управление персоналом, т.п.), ожидаемая результативность обучения (стажировки).

В свою очередь, каждый государственный  орган составляет программу  профессионального развития гражданских служащих, утверждаемую его руководителем по согласованию с государственным органом по управлению государственной службой, создание которого предусматривается названным указом Президента Российской Федерации. До образования такого органа функции  организации исполнения государственного заказа на ДПО ГГС, контроля за ходом исполнения госзаказа осуществляется: на федеральном уровне – Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на уровне субъектов Российской Федерации – государственными органами по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации, а до их создания - государственными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с их законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2008 № 284 установлены функции Министерства здравоохранения и социального развития по управлению федеральной государственной службой.

Государственный заказ (структура, объем финансирования) формируется соответствующим государственным органом по управлению государственной службой (федеральным и субъекта Российской Федерации) на основе заявок, представляемых государственными органами в соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг. Рассчитанные предложения по объему финансирования госзаказа и о приоритетных направлениях ДПО ГГС (на федеральном уровне) вносятся в период формирования федерального бюджета на соответствующий год в Правительство Российской Федерации. Утвержденный после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете Правительством госзаказ размещается на конкурсной основе государственными органами с участием государственного органа по управлению государственной службой. Следует иметь в виду, что размещению подлежит заказ только на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Однако, также в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов для государственных нужд, осуществляется организация выполнения работ и оказания услуг по научно-методическому, учебно-методическому, информационно-аналитическому обеспечению ДПО.

Цели, задачи государственной  гражданской службы, обусловленная  ими уникальность содержания образования  гражданских служащих определяют и  установление специальных требований к порядку проведения их обучения и стажировки, что выражается в нормативном закреплении правил профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих, в частности в форме уже названных Требований. Установленные постановлением Правительства Российской Федерации как определенный правовой институт, такие требования закреплены Законом РФ «Об образовании» лишь в 2008 г. и являются своего рода аналогом государственного образовательного стандарта, который предусматривает обязательность для исполнения требований к образовательным программам того или иного образовательного уровня и определенной направленности и необходимые условия их реализации. Применительно к программам дополнительного образования законом предусматривается установление не государственных образовательных стандартов, чье правовое положение регулируется законом, а государственных требований.

Эти требования вводят общие  характеристики образовательного процесса для всех видов ДПО ГГС, в частности, предельный объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих при обучении с отрывом и без отрыва от гражданской службы или с частичным отрывом от нее; предельное число обучающихся в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий; предельную удельную долю лекционных занятий; обязательность государственной итоговой аттестации.

Основу ДПО ГГС составляют дополнительные профессиональные образовательные  программы, которые формируются  в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми на сегодняшний день Министерством образования и науки Российской Федерации.

Устанавливаются отдельные  государственные требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих, к их повышению квалификации и  стажировке, включающие назначение и цели того или иного вида ДПО ГГС, сроки освоения образовательных программ, формы государственной итоговой аттестации, а также виды документов государственного образца, выдаваемых по результатам проведения обязательной итоговой аттестации.

Отдельно регламентируются особенности организации ДПО  ГГС за пределами территории Российской Федерации.

Пожалуй, впервые в  нормативном правовом порядке закреплены содержание профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и отличия этих видов ДПО.

Так, под профессиональной переподготовкой понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых  для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности, в то время  как повышение квалификации заключается в обновлении знаний и совершенствовании навыков служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В содержание стажировки входит изучение государственным служащим передового опыта, закрепление теоретических знаний, полученных в ходе профессиональной переподготовки или повышения квалификации, а также приобретение практических навыков и умений. Стажировка может рассматриваться как составная часть программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, а также как самостоятельный вид ДПО ГГС.

Следует констатировать, что на сегодняшний день заложена правовая основа профессионального  образования государственных гражданских служащих, которая подлежит дальнейшему развитию и совершенствованию, а часть проблем носит взаимосвязанный характер и требует скорейшего разрешения.

Так, во-первых, необходимо разработать, в соответствии с законодательством  о размещении госзаказа, специальные правила о размещении государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку гражданских служащих с учетом особенностей сферы образования. Немаловажной задачей при этом представляется и создание методической основы размещения госзаказа для названных целей.

Во-вторых, следует разработать  и нормативно закрепить требования к образовательным учреждениям, осуществляющим ДПО ГГС. Такие требования должны лечь в основу лицензирования, аккредитации образовательных организаций, реализующих программы ДПО ГГС, а также применяться при проведении конкурсов и установлении котировок в процедурах размещения государственного заказа на проведение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки госслужащих.

В-третьих, в связи с вышесказанным Минобрнауки необходимо сформировать и утвердить общие требования к образовательным программам ДПО, которые отсутствуют на сегодняшний день.

В-четвертых, учитывая специфический  характер образовательных программ ДПО ГГС и особенности их реализации, отраженные в названных нормативных правовых актах, целесообразной представляется разработка отдельных правил лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих обучение гражданских служащих, а также их методического обеспечения.

В-пятых, названными указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации  предусматривается проведение ДПО  ГГС, в т.ч. в имеющих государственную  аккредитацию образовательных учреждениях  дополнительного профессионального образования, в то время как законы об образовании не устанавливают проведение государственной аккредитации для подобных образовательных учреждений.

Видимо, с учетом уже  введенных государственных требований к ДПО ГГС следует внести соответствующие изменения в законодательные акты в области образования.

В-шестых, на сегодняшний  день не решены проблемы правового  разрешения конфликтов, связанных с  организацией и проведением ДПО  ГГС, в частности в связи с  возникающими претензиями к качеству получаемого госслужащими образования, а также к  организации и исполнению госзаказа.

В-седьмых, в примерной  форме государственного контракта  на профессиональную переподготовку и  повышение квалификации федеральных  государственных гражданских служащих не отражены право исполнителя заказа – образовательного учреждения на самостоятельную разработку образовательных и учебных программ по переподготовке и повышению квалификации, расписания занятий, а также иные права, установленные законами об образовании и конкретизируемые применительно к ДПО ГГС.

В-восьмых, в постановлении  Правительства Российской Федерации  о реализации Минздравсоцразвитием Российской Федерации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих не названа закрепленная соответствующим указом Президента Российской Федерации функция контроля за ходом исполнения государственного заказа.

В-девятых, это проблема, являющаяся весьма актуальной на сегодняшний день и которая заключается в том, что представитель нанимателя гражданских служащих, в частности, руководители подразделений органов государственной власти нередко весьма неохотно командируют своих подчиненных на обучение и стажировку, фактически не создают надлежащих условий для их профессионального образования.

В настоящее время  организационно-правовые формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

 

1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия.

Важным компонентом  и направлением организации и развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих является мониторинг состояния их профессиональной подготовки. Повышение качества и эффективности гражданской службы как вида профессиональной деятельности невозможно без обогащения и повышения уровня компетентности тех, кто осуществляет эту деятельность.

Необходимой предпосылкой решения этой стратегической задачи является учет состояния кадрового состава государственной гражданской службы, как объекта образовательного воздействия, его потенциальных возможностей и перспектив развития; причем и как субъекта управления, и как объекта управленческого воздействия. Без этого нельзя определить задачи, формы и методы актуализации и интенсификации профессионального образования гражданских служащих, содержание и объемы роста образовательных услуг, темпы обновления и стабилизации кадрового состава аппарата, карьерного роста работников, механизмы и технологии их рационального использования. В ходе изучения состава этих кадров важно выявить, насколько он соответствует современным задачам и требованиям, а следовательно – насколько эффективна государственная кадровая политика.

К сожалению, эта проблема несколько упрощается, часто сводится только к регулированию количественных параметров состава государственных служащих с надеждой на то, что сокращение состава кадров будет повышать качество и эффективность работы аппарата. Однако, как показала практика последних лет, при систематическом принятии решений о сокращении численности служащих их число систематически увеличивалось.

Уже ряд лет прошло с тех пор, как была определена стратегическая задача – сделать аппарат государственных органов профессиональным, компактным, эффективно работающим. Многое сделано по реализации этой задачи, особенно на основе федеральных законов о государственной службе. Но и до сих пор немало проблем в формировании и оптимизации ее кадрового состава, в обеспечении его профессионализма. Определяя стратегию развития России до 2020 г., оценивая работу органов власти, 8 февраля 2008 г. В.В. Путин отмечал: «сегодняшний государственный аппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой - не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие».

В разработке путей и  механизмов реализации новых задач, устранения уже ставших устойчивыми недостатков системы кадрового обеспечения стратегии инновационного развития страны необходим учет реального состояния кадров государственной службы, выбор научно-обоснованных методов и показателей характеристики этой категории управленческих кадров.

Знание состава государственных  служащих как объекта образовательного воздействия, особенно его профессионального  уровня, крайне необходимо для определения  перспектив развития системы дополнительного профессионального образования, для оптимизации количественных и качественных параметров служащих, для выбора образовательных программ, определения форм и сроков обучения.

Информация о работе Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих