Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - исследование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и разработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и сущность системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
2. Проанализировать систему организационного и правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих;
3. Дать характеристику состояния и тенденций развития системы кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ……………….
1.1. Понятия и сущность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………..
1.2. Правовое регулирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих…………….
1.3. Состояние и тенденции развития кадров государственной гражданской службы как объекта образовательного воздействия……?? Может системы управления кадрами или кадровой политики. Подумайте.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕНННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Характеристика системы опережающего профессионального образования государственных служащих как методологической основы инновационных подходов к формированию учебных программ и планов………….
2.2. Анализ основных тенденций в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих……………………………
2.3. Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих: стратегия дополнительности………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

диплом-РАМИЛЬ.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляется в течение всего периода прохождения государственной службы.

Дополнительное профессиональное образование – это результат обучения в образовательных учреждениях для совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, подготовки кадров к новым видам профессиональной деятельности в связи с реструктуризацией, которая часто сопровождается установлением новых квалификационных требований к должностям.

Основными задачами дополнительного профессионального образования являются:

  • обновление и пополнение знаний, полученных специалистами ранее в различных образовательных учреждениях системы профессионального образования;
  • адаптация персонала к конкретным условиям профессиональной деятельности;
  • совершенствование профессиональных навыков работников в связи с необходимостью решения новых задач (получения новой специализации) в смежных с базовой специальностью областях;
  • приобретение знаний, профессиональных навыков и умений по новой специализации в том случае, когда базовая специальность работника не находится в смежных с получаемой специальностью областях.

В начале 2007 года вступил  в действие Указ №1474 Президента России «О дополнительном профессиональном образовании  государственных служащих» (в ред. Указов Президента РФ от 06.12.2007 N 1643, от 04.12.2009 N 1382). Важно, что теперь все вопросы, связанные с этой работой, объединяет один общий документ, а также принятое «Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации». На основании этих нормативных правовых актов профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка федеральных государственных гражданских служащих осуществляется, начиная с 2008 года на основе государственного заказа Правительства РФ.

Положением определен  механизм формирования, утверждения, финансирования, размещения и исполнения государственного заказа, а также осуществления  контроля за ходом его реализации. Кроме того, установлен порядок выбора вида, формы и продолжительности получения дополнительного профессионального образования гражданским служащим в зависимости от группы и категории замещаемой им должности государственной гражданской службы.

Впервые нормативным  правовым актом Президента РФ регулируются финансовые и организационные вопросы, связанные со стажировкой гражданских служащих в российских государственных органах и иных организациях.

Особенность  этого документа в следующем: Основу Указа составляет Положение, которое определяет, как формируется контингент государственных гражданских служащих, которые должны пройти повышение квалификации. В самом Указе есть несколько общих положений, и важно то, что здесь утверждается государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации: «Утверждать государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год…» (п. 3 пп. б). Его утверждает Правительство РФ. Во-вторых, Указом предусмотрено создание федерального органа государственной власти, который будет заниматься вопросами государственной службы. В п. 2 Указа мы находим: «До образования федерального государственного органа по управлению государственной службой…» — что говорит о том, что этот орган управления рано или поздно должен быть создан.

Теперь смотрим далее  — то, чего ранее не было, а теперь появится: «Государственные требования к профессиональной переподготовке» и «Положение о стажировке государственных служащих». Положение — это еще один важный документ, поскольку составной частью дополнительного профессионального образования является стажировка — самостоятельный вид ДПО.

Что же касается Положения, которое утверждено Указом №1474, то оно определяет порядок формирования контингента на ДПО, который министерства и ведомства должны ежегодно формировать. В Положении четко расписаны последовательность, порядок и учет стажа работы, образования, опыта предыдущей работы; в общем, все то, что необходимо принимать во внимание при решении вопросов о направлении государственного служащего на дополнительное государственное образование.

Определяется, что за гражданским служащим сохраняются  на период переподготовки, в частности, занимаемая должность и денежное содержание. Это очень важно, так как это гарантия того, что человек, получив квалификационное повышение, вернется на свое рабочее место. Так было всегда, только без официального закрепления в документах.

Далее, здесь четко формулируются задачи: гражданский служащий, впервые принятый на должность, направляется на обучение по истечении испытательного срока или шести месяцев с момента поступления на гражданскую службу — абзац 2 п. 5 Положения. Это уже четкие временные рамки.

В п. 7 Положения коротко  дается определение «стажировки», о  которой впоследствии должно быть принято отдельное положение. П. 8 Положения обращает внимание на профессиональную переподготовку и повышение квалификации «…служащих, занимающихся гражданской службой в категории «руководители». К этой группе государственных служащих возможно применение такой формы обучения, как самостоятельное, в частности — «с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий». В п. 10 второй абзац гласит: «…Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих». Гражданские служащие разрабатывают для себя индивидуальные планы, которые аккумулируются по ведомству и служат основой для формирования государственного заказа. Эта процедура, правда, немного в иной форме, уже действует с 1998 г. Указ президента №983-У от сентября 1998 г. эти задачи уже ставил, и он же определил сегодняшнюю структуру повышения квалификации. Но такого жесткого требования, что у каждого гражданского служащего должен быть индивидуальный план роста, — не было. Сегодня, в структурах власти, эти планы повышения квалификации уже существуют.

Все положения вытекают из Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Здесь есть один важный момент — всё направление на дополнительное профессиональное образование напрямую связано с финансированием.

Далее определяется процедура  согласования государственного заказа, где прописано, что и как необходимо делать на уровне министерства, ведомства, и как обобщают эти материалы федеральные министерства. Государственный заказ будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством — п. 19: «Размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой в образовательных учреждениях и научных организациях в порядке, установленном законодательством РФ о размещении заказов…».

В настоящее время организационно-правовые формы профессиональной подготовки специалистов госслужбы регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативные документы Министерства образования и науки РФ. В зависимости от целей обучения различают следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка.

Повышение квалификации (специалистов) – это вид дополнительного профессионального образования, направленный на регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Чаще всего повышение квалификации включает следующие виды обучения: краткосрочное (72 – 100 часов), длительное (свыше 100 часов). Обычно повышение квалификации кадров проводится в организации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, если другие требования не обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами. Например, для государственных гражданских служащих установлена периодичность прохождения повышения квалификации не реже одного раза в три года в течение всего периода службы.

Повышение квалификации включает следующие виды профессионального обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 учебных часов) тематическое обучение по направлениям определенной профессиональной деятельности. Организуется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей квалификационного экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по конкретным научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная  переподготовка – вид дополнительного профессионального образования, направленный на получение специалистами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, знаний, умений и навыков по образовательным программам. Здесь предусматривается изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Программы профессиональной переподготовки рассчитаны на их освоение в ходе 500-часового обучения. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Переподготовка проводится для получения новой специальности и осуществляется в несмежных с базовой специальностью областях. Целью переподготовки кадров является получение новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается диплом о присвоении им соответствующей квалификации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на договорной основе. Договора заключаются образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями или учреждениями различных форм собственности.

Стажировка – форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия индивида в соответствующей профессиональной деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного дополнительного профессионального обучения. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных ранее в результате теоретической подготовки или профессиональной деятельности. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Основанием для направления  гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего

Типовые положения о  структурных подразделениях повышения  квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, которые реализуют требования единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Практика показывает, что в современной системе  профессионального образования  государственных служащих России имеется немало «узких мест».

Общими недостатками системы профессионального развития и образования работников государственного аппарата выступают:

1) отсутствие конкуренции  государственных и негосударственных  образовательных учреждений за  право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих;

2) полная подчиненность  образовательных учреждений, своим  заказчикам, их ведомственная зависимость  от них: это обеспечивает быструю  реакцию на ведомственные требования, но сковывает, инициативу образовательных учреждений;

3) широкое и не всегда  оправданное привлечение чиновников-практиков  для участия в образовательных  программах в качестве преподавателей;

4) оторванность системы  дополнительного профессионального  образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ: следствие этого — мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общегуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификаций;

5) проблемы с качеством  разработки правовой базы профессиональной  подготовки, переподготовки и повышение  квалификации чиновников: фрагментарность  регулирования и юридическая  неопределенность многих понятий  профессионального развития государственных служащих (например, какое образование следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным и какое требуется дополнительное профессиональное образование и др.). Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих», основное назначение которого — сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

Информация о работе Разработка опережающей и поддерживающей модели в обучении государственных служащих