Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

Культура (в том числе  религиозная) накладывает свой отпечаток  на процесс воспроизводства человеческого  капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально–политическую, идеологическую, образовательную и духовно–моральную структуру.

В своем развитии от рождения до смерти человек проходит через  ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется  особым состоянием его природных  и приобретенных свойств и  определяет особенности его участия  в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности. На каждой стадии требуются особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью  возместить никакими запоздавшими затратами  на последующих стадиях.

Проведенный анализ показывает, что одним из основных факторов стабильного  развития Республики Беларусь является достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала страны.

Таким образом, согласно докладу ООН 2009 года «О человеческом развитии» Беларусь занимает 68–е место в общем рейтинге, входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все страны СНГ. По уровню образования Беларусь находится на второй позиции в СНГ, уступая только Казахстану. В 2009 году снижается доля населения в возрасте 40–49 лет, однако растет доля населения возрасте 25–34 года, которое является наиболее инициативным, что положительно для развития человеческого капитала.

С уровнем грамотности  взрослого населения – 99,6% Беларусь опережает многие развитые страны, такие как: Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. По сравнению с 2000 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межгосударственном ранжировании Республики Беларусь.

 Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными  являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно  продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, на 20% — от экологических условий, 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека. К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения в Республике Беларусь, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные  научные разработки. Организации Национальной академии наук Беларуси выполняют значительный объем научных исследований и разработок по заданиям президентских, народнохозяйственных, социальных, научно–технических, международных программ, инновационных проектов, а также в рамках исследовательских грантов отечественных и зарубежных фондов, таких как: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учеными Новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный научно–технический центр (МНТЦ) и др.

Культура (в том числе  религиозная) накладывает свой отпечаток  на процесс воспроизводства человеческого  капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий.

Одним из основных факторов стабильного развития Республики Беларусь является достаточно высокий уровень накопленного человеческого капитала страны.

2.2 Проблемы формирования  и накопления человеческого капитала, проблема человеческого капитала  в белорусской экономике

Интенсификация инновационных  процессов в экономике, широкое  распространение информационных и  компьютерных технологий, интеллектуализация труда, глобализация экономической  активности приводят к неизбежной трансформации  содержания и структуры человеческого  капитала, характера влияния его  активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс его  формирования, накопления и условия  эффективной практической реализации. Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования  и саморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик  человеческого капитала. Если ранее  основное значение для экономического развития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационной компоненты.

Существует корреляционная зависимость между различными составляющими  человеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшего капиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д. Следует отметить, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, а выступают как часть текущих затрат, осуществляемых с целью воспроизводства человеческого капитала определенного качества и поддержания нормальной жизнедеятельности его носителя - человека.

В современных условиях актуализируется  значимость развития сферы культуры в подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальной мобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей, становлении и развитии личности [19, c. 14].

Исследование человеческого  капитала как совокупности взаимосвязанных  и взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестиций в сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных его активов.

Анализ реальных процессов  воспроизводства человеческого  капитала в развитых странах показывает, что государство, являясь одним  из главных его субъектов, осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитие национального человеческого  капитала. В отличие от других субъектов, оно в большей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественных параметров, поскольку  именно высококвалифицированные работники  и успешные предприниматели являются гарантом достижения высокой экономической  эффективности, что ведет к увеличению объемов общественного производства и в целом к экономическому росту. С этих позиций человеческий капитал рассматривается как  объект перспективных и чрезвычайно  важных инвестиций, обладающих свойствами не только внутреннего синергетического, но и внешнего эффектов. При этом внешние эффекты, производные от накопления человеческого капитала, находят свое отражение на микро-, макро- и мегауровнях развития экономики.

Интенсивное накопление человеческого  капитала предполагает необходимость  определенных затрат, осуществляемых на различных уровнях общественной иерархии, направленных на активизацию  производительных и предпринимательских  способностей человека, преумножение его производственных возможностей посредством расширения функций  и увеличения трудового и предпринимательского потенциала путем сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья, получения высококачественного образования, непрерывного приобретения знаний, профессионального и общекультурного совершенствования.

В качестве важнейшей предпосылки  формирования и накопления человеческого  капитала выступает инвестирование в его активы как целенаправленный процесс вложений в человека с  целью совершенствования его  качественных характеристик и формирования потенциальных способностей приносить  доход. Преумножение активов человеческого капитала в значительной мере зависит от социально-экономической среды и системы институтов, воздействие которых способно стимулировать либо замедлять развитие тех или иных производительных и предпринимательских способностей, качественных характеристик работников, оказывать влияние на научно-образовательный, профессиональный уровни населения, мотивы и стимулы трудовой и предпринимательской деятельности, состояние физического, психического и социального здоровья человека, возможности его адаптации к изменяющимся условиям как потенциальной способности преобразования человека и общества в целом [19, c. 16].

Отметим, что отдача от инвестиционных вложений в человеческий капитал  зависит, во-первых, от его объема и  качественных характеристик, во-вторых, от воздействия совокупности факторов, относящихся преимущественно к  спросу на труд и предпринимательские  способности (обеспечение институциональных  и социально-экономических условий  для эффективной практической реализации накопленного человеческого капитала; распределение отдачи от него между  субъектами экономической деятельности; наличие материальной базы воспроизводства человеческого капитала, а также отлаженного механизма передачи накопленного опыта, интенсивного обмена полученной информацией но рационализации трудовой и предпринимательской деятельности).

Наряду с необходимостью обеспечения эффективной реализации накопленного человеческого капитала важное значение, по мнению автора, имеет степень отлаженности рыночного мотивационного механизма, коррелирующего уровень оплаты труда с образовательно-квалификационным и интеллектуальным потенциалом работников и активизирующего систему стимулов к инвестированию в человеческий капитал.

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной  стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки  зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные  в социальной сфере в целях  будущего увеличения производительности труда и способствующие росту  будущих доходов как отдельных  носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято  использовать в анализе эффективности  таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

Данный вид инвестиций неоднороден по своему составу и  конкретизируется по видам затрат. В экономической литературе состав инвестиционных расходов отличается, хотя обычно включает три вида:

- расходы на образование,  включая общее, специальное, подготовку  на рабочем месте, повышение  квалификации;

- расходы на медицинское  обслуживание, создание бытовых  условий и улучшение среды  обитания, которые удлиняют срок  жизни и повышают работоспособность;

- расходы на поддержание  мобильности трудовых ресурсов, что обеспечивает их перемещение к мету потребности в них [20, c. 61].

Таким образом, инвестиции в  капитал здоровья являются базой  для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким  образом, замедляют физический износ  человеческого капитала. На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической  категории используется специальный  термин общественное здоровье (Public Health as a resource) - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы. В литературе рассмотрен и процесс морального старения накопленного научно-образовательного потенциала. Данный вид износа замедляется посредством инвестиций в переобучение и повышение квалификации.

Эффект от инвестиций в  капитал культуры для общества имеет, прежде всего, социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает предпосылки  для социальной мобильности человека или социальной группы, передает культурное достояние общества из поколения  в поколение. Вместе с тем, в сфере  культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и исследования, подтверждающие зависимость эффективности  труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.

По сложившейся в экономической  теории традиции разграничивают труд и капитал выделяют в два самостоятельных фактора общественного производства. Человеческому капиталу в определенной степени присущи черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессом использования человеческого капитала. Так же как и основной капитал, человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влиянию научно-технического прогресса. Для него характерен закон снижающейся предельной отдачи: по мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования сокращается с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности, а альтернативные издержки растут по мере роста доходов. Вместе с тем, в отличие от основного капитала, на эффективность использования человеческого капитала влияет субъективный фактор психофизиологических свойств и личностных мотиваций конкретного работника. Что касается основного капитала, то продуктивность его использования зависит от квалификации и работоспособности персонала предприятия. Поэтому экономическая теория рассматривает вопрос инвестиционного поведения работодателя в отношении интеллектуального потенциала работников как источника экономической эффективности.

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь