Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3

    1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
    1. Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
    1. Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
    2. Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
    1. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
    1. Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
    1. Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
    2. Перспективы развития человеческого капитала

в РБ……………………………………………………..53

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

 

Введение

 

Теория человеческого  капитала накопила достаточный научный  инструментарий для четкого определения  сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория  стал одним из общеэкономических  стержневых понятий, позволяющих описать  и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические  процессы. Состав производительных сил  и капитала, образование и распределение  доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение  в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Первооткрыватели человеческого  капитала как целостной концепции  Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое  благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к  росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью  человеческих способностей, что и  превращает их в особую форму капитала. В новой экономической парадигме  в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики  к эффективным, качественным и структурным  сдвигам, что напрямую зависит от человека.

И в абсолютном, и в  относительном выражении все  больше финансовых, материальных и  трудовых усилий, все больше совокупного  рабочего времени общества направляется именно на совершенствование человека: рост его образования, охрану здоровья, выявление и развитие творческих способностей. Этот процесс характерен в большей степени для развитых стран, но и в развивающихся побеждает  тенденция не утилитарного использования  работников как простой рабочей  силы, а роста образовательного уровня народа, возможность его самореализации.

Актуальность выбранной  нами темы заключается в том, что  человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся  у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют  огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Особенно актуальна  эта тема для Республики Беларусь в настоящее время. Реализация современной  парадигмы социально-экономического развития белорусского государства, заключающейся  в стремлении к социально ориентированной  рыночной экономике, требует новых  подходов к анализу процесса формирования, развития и эффективного использования человеческого капитала. Низкий уровень жизни, неравномерное распределение доходов, препятствия на пути получения образования и низкая продолжительность жизни сдерживают реализацию возможностей человека и свободу его жизненного выбора. В данной работе рассматривается широкий круг вопросов, влияющих на формирование человеческого капитала: динамика рождаемости, смертности и миграции, положение дел в области образования и здравоохранения. Предлагаются пути решения проблем, которые могут стать преградами для дальнейшего развития человеческого потенциала страны.

Целью данной курсовой работы является изучение теоритического аспекта исследования человеческого капитала и особенностей и перспектив развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- изучить современный  подход человеческого капитала;

- рассмотреть эволюцию подходов к концепции человеческого капитала;

- рассмотреть структуру человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки;

- рассмотреть состояние и тенденции развития человеческого капитала;

- рассмотреть проблемы формирования и накопления человеческого капитала, проблема человеческого капитала в белорусской экономике;

- рассмотреть перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь.

Предмет курсовой работы - специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике.

Объект курсовой работы - человеческий капитал как экономическая категория.

Методы курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.

 

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

 

 Теория человеческого  капитала изучает процесс качественного  совершенствования человеческих  ресурсов, образуя один из центральных  разделов современного анализа  предложения труда. С ее выдвижением  связан настоящий переворот в  экономике труда. Наибольшее значение  имели:

1) выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении  агентов на рынке труда;

2) переход от текущих  показателей к показателям, охватывающим  весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого  времени в качестве ключевого  экономического ресурса.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории  экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У. Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А. Смита, "Принципах" А. Маршалла, и работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. [1, стр.47]

Таблица 1.1 – Подходы к изучению человеческого капитала

Т. Щульц

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную  созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т.д.

 

Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться. По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес  понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил  как совокупность навыков, знаний и  умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты  на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность  образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил  следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал  доходы работников со средним общим  образованием. Издержками образования  считались как прямые затраты, так  и альтернативные издержки - упущенный  доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов  к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли. [2]

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии  и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных  знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и  значимые особенности ее продукции  и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и  корпорации, и они финансируют  ее. Эти работы Беккера стали основой  создания

современной теории фирмы  и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они  соглашаются на более низкую в  период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих  инвестиций. Напротив, специальная  подготовка финансируется по большей  части самими фирмами, которым поступает  и основной доход от нее. Понятие  специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди  работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте  текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вклад  Г. Беккера в теорию человеческого  капитала оказался особенно весом - это  анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат  кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г. Беккер сформулировал  универсальную модель распределения  личных доходов. Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в  природных способностях учащихся, тогда  как неодинаковое расположение кривых предложения - неравенство в доступе  их семей к финансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов  не только от труда (фактически - от человеческого  капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в  человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала  в человеческий капитал детей, поскольку  отдача от него сравнительно больше, а  затем, когда по мере убывания она  сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном  размере, тогда как семьи, не оставляющие  наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование. [3]




 

Развитие теории человеческого  капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия  исходный для неоклассиков принцип  оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные  сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для  изучения таких социальных явлений  и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать  как одно из проявлений этой общей  тенденции, получившей название "экономического империализма".

Под человеческим капиталом  понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков  и мотиваций. Его формирование, подобно  накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит  понятию внутренних норм отдачи. Они  строятся по аналогии с нормами прибыли  на капитал и позволяют оценивать  эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и  производственную подготовку. Теоретики  человеческого капитала исходят  из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно "обычным" предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостаточном инвестировании, низкие - об избыточном инвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего общества.

Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении  выгод и издержек. Например, доход  от высшего образования можно  представить как разность в пожизненных  заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней  школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися  за годы учебы. (По существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

 Второй подход исходит  из оценки параметров так называемой "производственной функции заработков", которая описывает зависимость  заработков человека (точнее - их  логарифма) от уровня его образования,  трудового стажа, продолжительности  отработанного времени и других  факторов. Разработка этого класса  функций связана с именем Дж. Минцера, доказавшего, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

Оценки внутренних норм отдачи критиковались на том основании, что высокие заработки образованных работников могут свидетельствовать  не о полезности приобретенных ими  знаний и навыков, а быть следствием их природной одаренности или  происхождения из более обеспеченных семей. Однако эмпирический анализ показывает, что как фактор способностей, так  и фактор социального происхождения  не играют большой самостоятельной  роли. Если они и оказывают воздействие  на заработки, то в основном косвенным  путем, влияя на объем и качество получаемого образования.

Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого  капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Глубокий анализ проблем  производственной подготовки был дан  в работах Дж. Минцера. Согласно его оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.

Благодаря теории человеческого  капитала вложения в человека стали  рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения.Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост. [1, стр.51-52] Было установлено, что на протяжении XX века накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост дохода на душу населения в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективной стратегией экономического развития.

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали  серьезное воздействие на экономическую  политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к  вложениям в человека. В них  научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для  ускоренного развития системы образования  и подготовки кадров во многих странах  мира.

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь