Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим наиболее важные для национальной экономики количественные и качественные характеристики состояния  человеческого капитала в Беларуси, такие как демографические проблемы, развитие систем здравоохранения и  образования, а также миграция.

На протяжении всех послевоенных лет, вплоть до начала 1990-х гг., численность  населения страны постоянно росла. Однако интенсивность этого роста  стала снижаться уже с начала 1970-х гг. В 1993 г. смертность впервые  превысила рождаемость, и страна вступила в качественно новый  этап своего развития – депопуляцию, причем эта тенденция не только сохраняется, но и усиливается. Динамика превышения смертности над рождаемостью отражена на рис. 1. Уже более 10 лет в Республике Беларусь годовое количество умерших  превышает число родившихся и, несмотря на положительный миграционный прирост, численность населения в стране уменьшается, что в перспективе  окажет влияние на экономическое  развитие республики и на рынок труда, в первую очередь. С 1993 г. численность  населения Республики Беларусь (с  учетом миграционного прироста) сократилась  на 484,1 тыс. и на начало 2006 г. составляла 9750,5 тыс. человек. [27, с. 51]

 

 Рис. 1. Превышение смертности  над рождаемостью

 

По сравнению с большинством стран Беларусь отличает очень высокая  естественная убыль населения (- 5,3). Так, например, коэффициент естественного  прироста в США равен – 5,7, во Франции  – 4,3, в Канаде – 3,2, Финляндии – 1,8, Дании – 1,5, Бельгии – 1,4. В то же время высокую естественную убыль  имеют Россия (- 5,9) и Украина (- 7,5). [17, с. 67, 601] Следует заметить, что  демографическая проблема состоит  не в том, как меняются общие показатели воспроизводства населения, а в  том, за счет каких причин и какими темпами это происходит. Следствием такой демографической ситуации может стать количественное сокращение трудового потенциала Беларуси, так  как численность лиц, выходящих  за пределы трудоспособного возраста, значительно превысит численность  входящей на рынок труда молодежи.

Основной тенденцией рождаемости  в республике в 1990 – 2005 гг. было уменьшение числа рождений, в результате суммарный  коэффициент рождаемости или  среднее число рождений в расчете  на одну женщину, снизился с 1,9 в 1990 г. до 1,2 в 2005 г. [27, с. 73] Для обеспечения простого воспроизводства данный коэффициент должен быть не менее 2,15. В настоящее время по этому показателю Беларусь занимает одно из последних мест в мире. По некоторым расчетам, при уровне рождаемости 1,5 ребенка на 1 женщину (при условии сохранения существующего показателя уровня смертности) численность населения сократится вдвое уже через 53 года, а при уровне рождаемости 1 ребенка на 1 женщину – через 24 года (без учета миграции).[28, с. 3] Снижение темпов рождаемости на современном этапе имеет под собой вполне объективные причины, обусловленные сложным экономическим положением переходного периода, снижением доходов и благосостояния, ухудшением условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Только стабилизация и подъем экономики страны способны повысить уровень и качество жизни населения, изменить ценностные ориентации в отношении семьи и большего количества детей.

Существенным проявлением  неблагополучного демографического развития является не только низкий уровень  рождаемости, но и прогрессирующий рост смертности, причем у наиболее трудоспособной части населения. Особую тревогу вызывает интенсивность смертности населения в возрастных группах 35 – 39 и 40 – 44 лет. Это наиболее активный и работоспособный контингент, составляющий основной компонент совокупного капитала страны. Если в 1990 г. В расчете на 1000 населения в возрасте 35 – 44 лет умирало 7,1 человека, то в 2005 г. – 10,3 человека. А в расчете на 1000 живущих мужчин в этом возрасте умирало в 1990 г. 11, в 2005 г. – 16,7 человека, т.е. смертность в этой самой продуктивной группе значительно увеличилась. [27, с. 74 – 75] Причем в сельской местности уровень смертности превышает средний по республике. Неблагоприятные тенденции смертности оказывают крайне негативное влияние не только на сокращение трудового потенциала страны, но и на увеличение диспропорций в половозрастной структуре населения и связанное с ним нарастание явлений овладения и безотцовщины.

Огромное негативное влияние  на развитие человеческого капитала в Беларуси оказывает фактор, связанный  с низкой продолжительностью жизни  белорусских граждан, особенно мужчин. Наиболее высокий показатель продолжительности  жизни в Беларуси – 72,9 года –  был достигнут в период 1964 – 1969 гг., в том числе у мужчин – 68,5 года, у женщин – 76,3 года. В последующие  годы продолжительность жизни населения  снижалась и в настоящее время  составляет 68,8 года, в том числе 62,7 года – у мужчин и 75,1 года у женщин, что значительно меньше, чем в  развитых странах мира. [27, 95]

 Статистика свидетельствует,  что происходит резкое ухудшение  здоровья населения республики, а это снижает качество совокупного  человеческого капитала страны  и закладывает негативные тенденции  на будущее. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В этой связи наиболее важными являются инвестиции, связанные с охраной здоровья человека, которые будут способствовать сокращению заболеваемости и смертности населения, продлению трудоспособной жизни человека, а следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.

 О неблагополучном  состоянии качественных характеристик  человеческого капитала также  свидетельствует уровень психического  и социального здоровья населения.  Вызывает большую тревогу высокая  смертность из-за несчастных случаев,  дорожно-транспортных происшествий, преступных действий, насилия, самоубийств  и других причин не связанных  с болезнями. Кроме того, по-прежнему  актуальной для Беларуси остается  проблема табакокурения, алкоголизма, нарко- и таксокомании. Очевидно, что наше общество нуждается в утверждении новых ценностных приоритетов по отношению к жизни и здоровью своих граждан, и наиболее значимая роль здесь принадлежит государству. [25, c. 45 – 46]

Существенное влияние  на социально-экономическое развитие страны оказывает состав населения  по возрасту. Анализ динамики возрастной структуры населения за период с 1990 – 2005 гг. представлен на рис. 2. Численность и доля населения старше трудоспособного возраста в Беларуси постоянно увеличивается. В настоящее время каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте, в сельской местности – каждый третий. [29, c. 47] На начало 2006 г. лица в возрасте старше 65 лет составляли 14,6% всего населения (в 1989 г. – 10,4%). Население, в котором эта доля превышает 7%, считается старым.

 

Рис. 2. Динамика возрастной структуры населения

 

Увеличение доли населения  старшего возраста ведет к возрастанию  нагрузки на работающих граждан, а также  требует значительного увеличения расходов на пенсионное обеспечение, совершенствование  медицинской помощи, организацию  специальной социальной помощи одиноким престарелым людям, а также на решение других проблем пожилых  людей.

 Не менее острой  остается проблема снижения доли  населения младших возрастных  групп. Доля детей в возрасте  до 15 лет уменьшилась с 21,2% в  1999 г. до 15,1% в 2006 г. Особенно  значительно упала численность  детей в возрасте до 10 лет. Это  связано с резким сокращением  рождаемости в 1990-е гг. Снижение  доли детей и молодежи в  общей численности населения  негативно скажется на уровне  рождаемости в последующих поколениях. [29, c. 47]

Кроме того, вызывает тревогу  высокий уровень младенческой смертности, ухудшение детского и материнского здоровья, снижение репродуктивного  здоровья населения, которые также  негативно сказываются на качественном состоянии всего совокупного  человеческого капитала страны.

В целом демографическая  ситуация в Беларуси кризисная и  чрезвычайно опасная. Демографические  тенденции характеризуется достаточно высокими темпами снижения рождаемости  и ростом смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Стабилизация ситуации требует выработки  адекватной государственной политики. В сфере здравоохранения следует  обеспечить дальнейшее совершенствование  системы выявления и лечения  социальноопасных заболеваний, укрепление первичного звена медицинской помощи, оптимизацию работы стационарных медицинских учреждений. При этом необходимо помнить, что существующие угрозы для здоровья населения носят в большей мере социальный, чем медико-биологический характер. Следовательно, меры по совершенствованию системы медицинского обслуживания должны сопровождаться профилактическими усилиями, что, в конечном счете, невозможно без улучшения морально-нравственного климата в обществе.

Меры по повышению рождаемости  должны быть направлены в первую очередь  на молодые семьи, которые хотят  иметь больше детей, но не имеют возможности  реализовать свои желания.

 Опыт подсказывает, что  одной из наиболее распространенных  причин снижения рождаемости  является повышенный риск бедности, с которым сталкиваются многодетные  семьи. Для решения этой проблемы  необходима тщательно продуманная  политика, направленная на расширение  экономических возможностей семей.  Важным элементом такой политики  является снижение фактической  дискриминации в области занятости,  которой более всего подвержены  матери с детьми. Эффективным  средством ее реализации могли  бы стать меры по компенсации  государством расходов нанимателей,  связанных с трудоустройством  уязвимых категорий населения.  Для преодоления демографического  кризиса в стране необходима  также активная политика по  укреплению семьи, предусматривающая,  в числе прочего, расширение  сети дошкольных учреждений, усиление  служб социальной помощи семьям, улучшение работы учреждений  охраны материнства и детства.

 Следует также отметить  неблагоприятные изменения в  миграционной подвижности населения.  В 1990-е гг. появились новые проблемы, с которыми Республика Беларусь  ранее не сталкивалась: устойчивый  поток эмигрантов из республики  в «дальнее зарубежье» и связанная  с ним «утечка умов», «челночная»  и нелегальная миграция. Внутренние миграционные потоки в стране, как и ранее, в основном направлены из сельской местности в города, из небольших населенных пунктов в более крупные, следствием которых является деформация возрастной структуры сельского населения, что отрицательно отражается не только на показателях воспроизводства населения, но и обусловливает трудности в обеспечении сельского хозяйства рабочей силой.

 В структуре внешних  миграционных потоков Беларуси  в 1990-е гг. главную роль играл  обмен населением со странами  СНГ и государствами Балтии. В  этот период республика имела  положительное сальдо миграции  с этими странами (за исключением  1994 г., когда отток населения в  Россию несколько превысил число лиц, прибывших в Беларусь из Российской Федерации). Сальдо миграции населения из бывших республик СССР достигло максимального значения в 1992 г., затем стало снижаться и в 2003 г. составило всего 8,3 тыс. человек. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном. В 1990-е гг. и в начале XXI в. в Беларуси имел место существенный приток населения из стран СНГ и Балтии не только в города, но и в сельскую местность. Значительная часть из них осела в районах, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. [29, c. 48 – 49]

Резкое ухудшение социально-экономической  и экологической ситуации в республике в конце 1980-х – начале 1990-х гг. существенно увеличили отток  городского населения за границу. Количество выезжающих за рубеж превысило приток населения из-за границы.

 Наибольшую долю в  объеме эмиграции занимают Израиль,  США, Германия. Следует отметить, что в 1991–2005 гг. миграционный  оборот со странами дальнего  зарубежья уменьшился примерно  в 8 раз. В последние годы  происходят важные изменения  в мотивационных причинах выезда. Если раньше они носили преимущественно  этнополитический характер, то теперь  стали смещаться в сторону  экономических и социальных. Выезд за границу (а уезжают в основном в страны с наиболее высоким уровнем жизни населения) можно рассматривать как поиск белорусскими гражданами лучшего материального положения для себя и своей семьи за рубежом. Наиболее активно в дальнее зарубежье уезжают люди в молодом трудоспособном возрасте (20–24 года) и в возрасте наибольшей профессиональной активности (30–49 лет). Более 90% выезжающих за рубеж на постоянное место жительства имеют высшее и среднее специальное образование. Если среди всего населения республики лица с высшим образованием составляют 14%, то среди выезжающих за границу – около 25%. Выезд населения за пределы страны на постоянное место жительства превращается в серьезную проблему «утечки умов». [29, c. 49]

 По данным Центра  мониторинга миграции научных  и научно-педагогических кадров  Института социологии НАН Беларуси, из числа уволившихся научных  и научно-педагогических работников  за период 1991–2003 гг. на постоянное  место жительства за рубеж  уехали (или остались там после  временного пребывания за рубежом) 856 человек, из них 67 докторов  и 352 кандидата наук. На долю  научной эмиграции приходится  около 2,5% ежегодного оттока кадров  из научно-исследовательских институтов  и высших учебных заведений.  В первой половине 1990-х гг. научные  и научно-педагогические работники  уезжали в большей степени  в Израиль, Россию, США, во второй  половине 1990-х гг. – во Францию  и Германию. В 2001–2005 гг. большинство  научных и научно-педагогических  кадров, выехавших из Беларуси  на постоянное место жительства  за рубеж, осели в России, Германии  и США. Среди эмигрировавших  за рубеж исследователей существенно  больше, чем научно-педагогических  работников, причем эта тенденция  имеет устойчивый характер.

 Наиболее распространенной  формой интеллектуальной миграции  в настоящее время является  временная работа по контрактам  и грантам, а также стажировки. Особенно активным был поток  работающих за границей по  контрактам в середине 1990-х гг. В последние годы поток научных  и научно-педагогических работников, выезжавших за рубеж для работы  по контрактам, сократился. Увеличиваются  масштабы международной трудовой  миграции. Для Беларуси пока характерны  небольшие объемы регистрируемой  трудовой миграции. Более половины  всех выехавших на основе официально  подписанных договоров и контрактов  на работу в другие страны  составляет молодежь в возрасте  до 24 лет. Основными государствами  трудоустройства для трудящихся-мигрантов  из республики становятся Россия, Молдова, Чехия, Украина, Венгрия.  Преобладающими сферами деятельности  для белорусских граждан за  границей являются сельскохозяйственное  производство и строительство. 

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь