Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

В области занятости государство  обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в  первую очередь одиноким и многодетным  родителям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

В области пенсионного  обеспечения предусмотрены льготы по снижению возраста при уходе на пенсию для многодетных матерей, получение государственной пенсии при потере кормильца.

При обеспечении жильем льготы предоставляются молодым, многодетным  семьям, семьям при рождении близнецов [24, c. 57].

Льготы имеют малоимущие и многодетные семьи по оплате за содержание детей в детских  дошкольных учреждениях, за пользование  учебниками.

Лицам, имеющим на иждивении  троих и более детей в возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет), пособие  по временной нетрудоспособности выплачивается  с первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы.

Одиноким родителям (опекунам или попечителям), имеющим детей  в возрасте до 18 лет, а также родителям, имеющим троих и более детей  в возрасте до 18 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), предоставляется  стандартный налоговый вычет  в размере 150 тыс. рублей на каждого  ребенка в месяц.

Трудовым кодексом также  предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможности участия  в воспитании детей отцу наравне  с матерью.

Право матери на дополнительный свободный от работы день в месяц (неделю) распространено на отца, опекуна, попечителя, предусмотрена возможность  разделения этих дней между родителями.

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию  семьи вместо матери предоставляется  отцу либо другому родственнику, осуществляющему  уход за ребенком.

Работникам, жены которых  находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется право  использовать свой трудовой отпуск в  период отпуска по беременности и  родам, предоставляемого жене.

Значительное внимание уделяется  вопросам повышения уровня материальной поддержки семей в связи с  рождением и воспитанием детей.

Повышены размеры единовременного  пособия в связи с рождением  первого ребенка до пятикратной  величины бюджета прожиточного минимума (БПМ), второго и последующих - до семикратной величины БПМ; пособий  по уходу за ребенком - до 100% БПМ.

Системой государственных  пособий охвачено свыше 440 тыс. детей, что составляет около 25% их общего количества в республике. При этом ежемесячные  пособия на детей до 3 лет назначаются  безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет - с  его учетом. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи. Существенной формой социальной поддержки  семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей  первых двух лет жизни.

Право на этот вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой  доход в месяц не превышает 100% среднедушевого БПМ.

Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание  для детей первых двух лет жизни  предоставляется независимо от совокупного  дохода семьи. Такие семьи также  имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего  возраста.

Кроме того, малообеспеченным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, предоставляется государственная  адресная социальная помощь в виде ежемесячного и единовременного  пособий.

Принятые меры по поддержке  семьи способствовали как повышению  уровня жизни семей с детьми, так  и росту рождаемости, который  наблюдается в республике с 2004 года [24, c. 58].

Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусь стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;

стимулирование развития науки и образования как важнейших  предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация человеческого  капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономической системы, укреплять  позиции и авторитет Республики Беларусь.

Таким образом, если ранее  основное значение для экономического развития имела образовательная  составляющая человеческого капитала, то на современном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействия  человеческого капитала на экономическое  развитие посредством его инновационной  компоненты.

Существует корреляционная зависимость между различными составляющими  человеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшего капиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и с уровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д.

Исследование человеческого  капитала как совокупности взаимосвязанных  и взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенный вид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестиций в сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу о возникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияния накопления различных его активов.

Анализ реальных процессов  воспроизводства человеческого  капитала в развитых странах показывает, что государство, являясь одним  из главных его субъектов, осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитие национального человеческого  капитала. В отличие от других субъектов, оно в большей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественных параметров.

В качестве важнейшей предпосылки  формирования и накопления человеческого  капитала выступает инвестирование в его активы как целенаправленный процесс вложений в человека с  целью совершенствования его  качественных характеристик и формирования потенциальных способностей приносить  доход. Отметим, что отдача от инвестиционных вложений в человеческий капитал зависит, во-первых, от его объема и качественных характеристик, во-вторых, от воздействия совокупности факторов, относящихся преимущественно к спросу на труд и предпринимательские способности (обеспечение институциональных и социально-экономических условий для эффективной практической реализации накопленного человеческого капитала; распределение отдачи от него между субъектами экономической деятельности; наличие материальной базы воспроизводства человеческого капитала, а также отлаженного механизма передачи накопленного опыта, интенсивного обмена полученной информацией но рационализации трудовой и предпринимательской деятельности).

С экономической точки  зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные  в социальной сфере в целях  будущего увеличения производительности труда и способствующие росту  будущих доходов как отдельных  носителей капитала, так и общества в целом. Инвестиции в капитал  здоровья являются базой для человеческого  капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категории  используется специальный термин общественное здоровье (Public Health as a resource) - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Процесс воспроизводства  человеческого капитала как части  национального богатства страны невозможен без соответствующих  инвестиций. На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.

В ближайшей перспективе  в Республике Беларусь государственная  политика в области финансового  обеспечения образования будет  направлена на:

сохранение прямого бюджетного финансирования;

создание условий для  привлечения внебюджетных средств  методами экономического стимулирования;

развитие платных услуг  в сфере образования;

введение в практику образовательного кредита;

разработку механизма  инвестирования отраслями народного  хозяйства подготовки для них  кадров необходимых специальностей;

поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусь стоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:

эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;

стимулирование развития науки и образования как важнейших  предпосылок инновационной активности в стране;

концентрация человеческого  капитала на важнейших направлениях исследований исходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрация инвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволит стране занять достойное место в мире, будет способствовать становлению  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономической системы, укреплять  позиции и авторитет Республики Беларусь.

2.3 Перспективы развития  человеческого капитала в Республике  Беларусь

 

Перспективы и возможности  устойчивого социально-экономического развития страны во многом определяются процессами формирования человеческого  капитала, степенью его реализации в общественном производстве, созданием  условий для сохранения, накопления и эффективного использования человеческого  капитала. По имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет около 60 %. [25, с. 34]

В современной теории человеческий капитал рассматривается как  адекватная постиндустриальном этапу  развития общества форма организации  и функционирования производительных сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека, включенных в систему  социально ориентированной экономики  рыночного типа в качестве ведущего элемента общественного воспроизводства  и решающего фактора экономического роста. Человеческий капитал, как фундаментальная экономическая категория современности, отражает глубинные изменения в производительных силах и экономических отношениях и раскрывает новые социально значимые характеристики человека в условиях современного инновационно развивающегося производства при обеспечении гармоничного функционирования всей экономической системы. При таком характере экономики актуальным для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития страны становится накопление человеческого капитала, которое характеризует состояние здоровья населения, его научно-образовательный, профессиональный, культурный уровни с экономической точки зрения, т.е. с позиции его способностей к воспроизводству общественного капитала. К важнейшим активам человеческого капитала относятся все элементы, соответствующие основным формам инвестиций в человека: здоровье, рождение и воспитание детей, общее и специальное образование, миграция, поиск экономически значимой информации, духовная стабильность и интеллектуальная мобильность человека и др.

 При характеристике  понятия «человеческий капитал»  необходимо учитывать следующие  его особенности.

1. Человеческий капитал  – это форма выражения производительных  сил (качеств, свойств, способностей, функций, ролей) человека, включенных  в систему социально ориентированной  рыночной экономики в качестве  ведущего элемента общественного  производства, содействует росту  производительности труда и эффективности  производства.

2.Человеческий капитал  представляет собой такой запас  навыков знаний, способностей, который  целесообразно используется человеком  в той или иной сфере общественного  производства, содействует росту  производительности труда и эффективности  производства.

3. Формирование и развитие  человеческого капитала требует  от самого человека и от  всего общества существенных  затрат, которые способны обеспечить  значительный по объему, длительный  по времени и интегральный  по характеру экономический и  социальный эффект.

4. При формировании человеческого  капитала имеет место двусторонний  множительный эффект, обеспечивающий  в будущем получение более  высоких доходов, которые, в  свою очередь, стимулируют и  заинтересовывают человека путем  вложений увеличить, накопить  новый запас навыков, знаний  и мотиваций, чтобы в дальнейшем  его вновь эффективно применить.  При этом мотивация, являясь  важнейшим элементом человеческого  капитала, должна содействовать  тому, чтобы процесс воспроизводства  (формирования, накопления, использования, восполнения, инвестирования) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

5.Человеческий капитал  не только подвержен физическому  и моральному износу, но и способен  накапливаться и умножаться, причем  по мере накопления человеческого  капитала его доходность повышается  до определенного предела, ограниченной  верхней границей активной трудовой  деятельности.

6. Не всякие инвестиции  в человека могут быть признаны  вложениями в человеческий капитал,  а лишь те, которые общественно  целесообразны и экономически  необходимы.

7. Независимо от источников  формирования, которые могут быть  государственными, семейными, частными  и др., использование человеческого  капитала и получение прямых  доходов контролируется самим  человеком.

8. Функционирование и  развитие человеческого капитала, степень отдачи и его применения  обусловлены свободным волеизъявлением  субъекта, его индивидуальными интересами  и предпочтениями, его материальной  и моральной заинтересованностью,  ответственностью, мировоззрением, общем уровнем культуры, в том числе экономической. [26, c. 41 – 42]

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь