Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА…………………………5
1.1 Современный подход к пониманию и изучению категории «человеческого капитала»…………………5
1.2 Эволюция научных подходов к исследованию человеческого капитала……………………………….11
1.3 Структура человеческого капитала, факторы его развития и показатели оценки………………………..20
2. ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РБ……………….....27
2.1 Состояние и тенденции развития человеческого капитала в РБ…………………………………………..27
2.2 Проблемы формирования и накопления человеческого капитала……………………………………………..…34
2.3 Перспективы развития человеческого капитала
в РБ……………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………68

Файлы: 1 файл

Современный подход к изучению человеческого капитала.docx

— 204.88 Кб (Скачать файл)

Основоположниками современной  теории человеческого капитала считаются  Нобелевские лауреаты Г. Беккер и  Т. Шульц. Методология их исследований отличается тем, что разнообразные  аспекты человеческой жизни, ранее  являвшиеся предметом изучения других дисциплин, исследуются с применением  сугубо экономических понятий, таких  как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п. Например, Г. Беккер рассчитал  экономическую эффективность образования  путем сопоставления выгод от получения образования и его  издержек. Для определения чистой выгоды от образования из пожизненных  доходов лиц, окончивших колледж, вычитались пожизненные заработки лиц, получивших среднее образование. Основной статьей  издержек образования в подходе  Г. Беккера являются издержки упущенной  выгоды, то есть доход, недополученный человеком за годы учебы. Отношение  чистых доходов образования к  его издержкам, по подсчетам Г. Беккера, в среднем дает рентабельность, на 10-15% превышающую рентабельность большинства фирм [20, c. 62].

В странах бывшего СССР экономический анализ образования  впервые выполнил С. Струмилин. На базе статистики конца XIX - начала XX вв. он дал  количественную оценку факторов образования, рассмотрев вклад различных ступеней образования в бюджет государства  и бюджет работника. Как и Г. Беккер, С. Струмилин определял издержки на образование через потери заработка, рассчитал рентабельность образования  для отдельного человека и общества в целом.

Один из ключевых тезисов  теории человеческого капитала состоит  в том, что в условиях информационного  общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства  национального богатства и его  необходимым элементом. Т. Шульц  на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда следует  вывод, что странам с низким уровнем  реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно  осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку. Количественный анализ значительных массивов статистической информации с использованием экспертных компьютерных систем обеспечил практическую значимость исследований представителей теории человеческого капитала.

Можно заключить, что общий  подход рассматриваемой теории к  оценке инвестиций в человеческий капитал  методологически однотипен оценке эффективности инвестиций в другие виды активов, прежде всего в основные производственные фонды. Вместе с тем, при более подробном исследовании данного вопроса приходится преодолевать определенные методологические затруднения. Они связаны, во-первых, с невозможностью однозначного определения номенклатуры затрат, классифицируемых как инвестиции в человеческий капитал; во-вторых, с разнообразием результатов профессиональной деятельности трудовых ресурсов; в-третьих, с наличием продолжительного лага между вложением средств и получением результата; в-четвертых, с трудностью определения, какие результаты соответствуют конкретным вложениям, учитывая, что в масштабе национальной экономики процессы вложения капитала в отрасли социальной сферы и процессы получения отдачи от этих инвестиций непрерывны; в-пятых, с дифференциацией отдачи капитала образования в зависимости от территории, стажа работы и прочих, непосредственно не относящихся к обучению факторов. Нужно также учитывать, что затраты на образование являются производительным капиталом в том случае, если содержание приобретенных человеком знаний соответствует спросу на рынке труда, другими словами, «соблюдается количественное и качественное соответствие между структурными характеристиками совокупной рабочей силы и объективными потребностями общественного производства».

Таким образом, процесс воспроизводства  человеческого капитала как части  национального богатства страны невозможен без соответствующих  инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение  квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты  по охране труда; добровольное медицинское  страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная  помощь социальным институтам и т.п. [21, c. 81].

На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.

Отрасли социальной сферы  выступают механизмом воспроизводства  и амортизации человеческого  капитала, который в цивилизованном мире признается частью национального  богатства и важнейшим фактором экономического роста. Инвестиции в  человеческий капитал помимо социальных эффектов всегда предполагают стоимостной  эффект для лица, их осуществляющего. Для работника мотивацией к поддержанию  здоровья и получению образования  и формированию профессиональных навыков  является дифференциация его доходов. Для фирмы, вкладывающей деньги в  развитие персонала, речь идет о повышении  производительности труда. Для общества в целом эффект выражается в поддержании  конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.

Повышение конкурентоспособности  национальной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед  странами с переходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриального общества в условиях глобализации превращает инновации в главный фактор конкурентоспособности.

Далее оценим динамику инвестиций в человеческий капитал на основе изучения динамики расходов на образование.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет  возможность нормально функционировать  и развиваться, обеспечить полное общее  среднее образование для всех граждан страны, когда расходы  на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран.

 

Таблица 2.3 - Государственные  расходы на образование, %

Страна                        

Государственные расходы  на образование

 

К общему объему государственных расходов ВВП

Россия

12,0

3,6

Австралия

16,6

5,0

Австрия

10,8

6,0

Германия

9,7

4,6

Италия 

9,9

4,9

Канада                         

12,5

6,5

США                         

15,2

н.д.

Финляндия

12,8

6,6

Швейцария

13,0

5,4

Швеция

12,8

7,2

Япония 

10,7

3,6


 

 

Приведенные данные не позволяют  ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин государственных  расходов и ВВП. Тем не менее, приведенные  показатели имеют не очень значительный разброс, что может свидетельствовать  о наличии каких-то общих закономерностей  в определении государственных  расходов на образование.

В то же время объемы выделяемых образованию государственных средств практически повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенном смысле можно представить как постоянно действующий фактор - недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.

Охарактеризуем порядок  финансирования образования в Республике Беларусь.

В последние годы отрасль  образования из государственного бюджета  получала лишь 60-70% необходимых для  развития средств (табл. 1.4). На протяжении последних лет сумма бюджетных  ассигнований на содержание учреждений образования не превышала 7% от ВВП, что значительно ниже уровня, определенного  законом об образовании (не ниже 10%) и недостаточно для решения существующих проблем в образовании и проведения намеченных мероприятий по его преобразованию в соответствии с требованиями устойчивого  развития экономики страны. Выделяемые средства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами, чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие  в отрасли проблемы, и в первую очередь - технического оснащения учебных  заведений, обновления и расширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отрасли могли  бы внебюджетные источники. Однако они  занимают небольшой удельный вес  в общем объеме финансирования, что  объясняется отсутствием экономической  базы для создания развитой сети благотворительных  фондов, развития меценатства и спонсорства.

 Таблица 3.2 - Государственные  расходы на образование в Республике  Беларусь, % к ВВП

 

Год

Значение

1990

4,9

1995

6,8

1996

6,2

1997

6,5

1998

6,5

1999

6,4

2000

6,4

2001

6,5

2002

6,3

2003

6,1

2004

6,0

2005

6,2

2006

6,0

2007

5,7

2008

5,1

2009

4,9


Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода расходы  на образование в Беларуси не приближались к 10% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 1997,1998 и 2001 годах - 6,5%, по итогам 2009 года на образование было затрачено лишь 4,9% ВВП.

Структура государственных  расходов на образование в 2008-2009 годах  представлена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Государственные  расходы на образование, млрд. руб.

 

Статья расходов

2008

2009

Отклонение

Темп роста, % 

Дошкольное образование

10,6

14,7

4,1

138,7 

Общее среднее образование

18,6

44,3

25,7

238,2 

Профессионально-техническое  образование

15,9

28,9

13,0

181,8

Среднее специальное образование

291,0

387,5

96,5

133,2

Высшее и послевузовское образование

819,3

1156,6

337,3       

141,2

Повышение квалификации и

 переподготовка кадров 

51,0

71,3

20,2

139,8

Внешкольное воспитание и  обучение

16,9

26,8

9,9

158,6 

Прикладные научные исследования и научные программы 

18,3

20,0

1,7

109,3 

Прочие вопросы

36,6

24,6

-12,0

67,2 

Итого

1278,2

1774,8

496,6       

138,2


 

Итак, сумма расходов республиканского бюджета на дошкольное образование  в 2008 году составила 10,6 млрд. руб., в 2009 году - 14,7 млрд. руб., увеличившись на 4,1 млрд. руб. или на 38,7%. Расходы на общее  среднее образование по итогам 2009 года составили 44,3 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом  на 25,7 млрд. руб. или на 138,2%. Расходы  бюджета на профессионально-техническое  образование в 2008 году составили 15,9 млрд. руб., в 2009 году - 28,9 млрд. руб., увеличившись за год на 13 млрд. руб. или на 81,8%. Затраты на среднее специальное образование по итогам 2009 года составили 387,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 96,5 млрд. руб. или на 33,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование в 2008 году составили 819,3 млрд. руб., в 2009 году - 1156,6 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 337,3 млрд. руб. или на 41,2%. Расходы бюджета на повышение квалификации и переподготовку кадров по итогам 2009 года составили 71,3 млрд. руб., что превысило аналогичный показатель 2008 года на 20,2 млрд. руб. или на 39,8%. Расходы на внешкольное воспитание и обучение в 2008 году составили 16,9 млрд. руб., в 2009 году - 26,8 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 9,9 млрд. руб. или на 58,6%. Расходы бюджета на прикладные научные исследования и научные программы в 2008 году составили 18,3 млрд. руб., в 2009 году - 20 млрд. руб., увеличившись на 1,7 млрд. руб. или на 9,3%. Прочие расходы в области образования в 2008 году составили 36,6 млрд. руб., в 2009 году - 24,6 млрд. руб., снизившись на 12 млрд. руб. или на 32,8%. Общая сумма расходов республиканского бюджета на образование в 2008 году составила 1278,2 млрд. руб., в 2009 году - 1774,8 млрд. руб., увеличившись на 496,6 млрд. руб. или на 38,9%.

В ближайшей перспективе  в Республике Беларусь государственная  политика в области финансового  обеспечения образования будет  направлена на:

сохранение прямого бюджетного финансирования;

создание условий для  привлечения внебюджетных средств  методами экономического стимулирования;

развитие платных услуг  в сфере образования;

введение в практику образовательного кредита;

разработку механизма  инвестирования отраслями народного  хозяйства подготовки для них  кадров необходимых специальностей;

поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых на образование.

В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различных  уровней, в которых обучаются  и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся и студентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.

Принимаются последовательные меры по совершенствованию правового  регулирования общественных отношений  в сфере образования. Только за последние  годы в дополнение к закону «Об  образовании» были приняты законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями  психофизического развития (специальном  образовании)», «Об общем среднем  образовании», «О высшем образовании». Накопленный опыт законотворческой деятельности в образовательной  сфере позволил успешно решить такую  масштабную задачу, как создание Кодекса  Республики Беларусь об образовании. В  настоящее время завершается  работа по его подготовке для рассмотрения Палатой представителей Национального  собрания Беларуси во втором чтении. Проект кодекса не только сохраняет все  наиболее важные достижения национальной системы образования и учитывает  мировые тенденции, но и, что очень  важно, задает параметры и направления  развития отрасли на долгосрочную перспективу [22, c. 51].

Отвечающее современным  требованиям законодательство в  сфере образования, стабильное бюджетное  финансирование позволяют успешно  решать вопросы материального, кадрового  и учебно-методического обеспечения  отрасли. В нашей системе приняты  и неукоснительно выполняются десять социальных стандартов.

Последовательно укрепляется  материальная база учреждений образования. За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных  объектов. Это 49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилые дома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.

С 2009 года по поручению главы  государства реализуется такой  социально важный проект, как строительство  в Минске студенческой деревни. К 2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9 тыс. мест. Уже построено общежитие  на 1030 мест для студентов Белорусского государственного университета.

Информация о работе Перспективы развития человеческого капитала в Республике Беларусь