Особенности группы и ее взаимосвязь с поведенческой средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:29, контрольная работа

Описание работы

1. Группы, классификация и основные характеристики.
2. Групповые ценности и нормы. Взаимодействие индивида и группы.
3. Этапы и подходы к формированию эффективной команды

Файлы: 1 файл

организационное поведение - лекции для магистров(1).doc

— 602.00 Кб (Скачать файл)



Тема 3. Особенности группы и ее взаимосвязь с поведенческой средой.

 

Вопросы темы:

1. Группы, классификация  и основные характеристики.

2.  Групповые ценности и нормы. Взаимодействие индивида и группы.

3. Этапы и подходы к формированию эффективной команды

 

3.1. Группы, классификация  и основные характеристики.

 

Деятельность организации становиться эффективной только при результативной работе всего коллектива.   Высокий результат работы коллектива можно получить только при личном вкладе вкладом каждого из сотрудников. Решая проблемы, стоящих перед группой, люди должны объединить свои усилия, используя личный опыт и знания.

Но,  для достижения эффективных результатов трудовой деятельности нужно грамотно сформировать группу и научить ее членов совместно работать, объедения усилия с целью решения поставленных задач.

Взаимодействия в группе, человек часто изменяет свое поведение. Что обусловливает важность исследования и изучения проблем формирования и функционирования групп.

Группой   называют двоих и более лиц, которые взаимодействуют, влияют друг на друга в течение  определенного времени и воспринимают себя как «мы» (Д. Майерс1).


   

 Как отмечает отечественный  исследователь в области социальной  психологии Г.М.Андреева, группу  можно рассматривать с трех  позиций:

  1. как среду, в которой осуществляется поведение человека;
  2. как некое функциональное образование, обладающее собственными свойствами;
  3. как фактор, взаимодействующий с членами группы.

 

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности, которая обладает следующими признаками2:

    1. общими целями и задачами деятельности;
    2. внутренней организацией;
    3. закреплением традиций, символики.

 

Признаки социальной группы (Е.В. Андриенко):

  1. Наличие интегральных психологических характеристик
    • общественное мнение,
    • психологический климат,
    • групповые нормы

2. Наличие параметров группы, как единого целого:

  • Композиция – совокупность характеристик членов группы (численность, возраст, пол);
  • Структура – функции отдельных членов группы и межличностные взаимоотношения;
  • Групповой процесс – динамика группы, как социальный процесс отношений.

3. Способность индивидов к согласованным действиям показывает:

  • Уровень развития группы;
  • Социальную ситуацию;
  • Деятельность лидера;
  • И т.д.

4.  Действие группового давления

  • Определяет поведение членов группы:
  1. Установление определенных отношений в группе:
    • Формальных;
    • Неформальных

Основные мотивы вступления в группу:

    • Мотив аффилиации – реализация потребности быть в дружеских отношениях: а)желание быть любимым и желанным; б) страх быть одиноким.
    • Мотив безопасности  (снижается страх, тревожность)
    • Потребность в сравнение, в достижении, в самоуважении.

Статусные позиции в группе:

    • Лидер – член группы, имеющий наиболее высокий «+» статус;
    • Принятые – члены группы, имеющие средний «+» статус, поддерживают лидера;
    • Изолированные – имеют «0» статус, самоустраняются.
    • Отвергнутые – имеют «-» статус, часто находятся в конфликте с группой

 

Группы классифицируются по различным признакам: численностью, уровнем развития, сплоченностью, групповыми нормами, составом и др. Рассмотрим некоторые из видов групп, см. таблицу 1.

Классификация групп

Таблица 1

Признак классификации

Виды групп

Размер группы

Большие

Средние

Малые

Сфера совместной деятельности

Управленческие

Производственные

Продолжение таблицы 1

Признак классификации

Виды групп

Уровень развития

Высокоразвитые

Слаборазвитые

Реальности существования

Реальные

Условные

Степень формализации (принцип создания)

Формальные

Неформальные

Период функционирования

Постоянные

 
Временные


Рассмотрим некоторые из них.

Большие социальные группы - это социальные слои; профессиональные группы; этнические сообщества (нации, народности); возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

Средние социальные группы - производственные объединения работников предприятий; территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

Остановимся подробнее на основных особенностях малых групп, поскольку именно такие группы являются наиболее распространенными в организациях.   

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, имеет численность от 3 до 15-20 человек (причем члены этой группы должны быть объединены какой либо общей целью, находится в непосредственном общении и эмоциональной вовлеченности). Выделяю два типа малых групп:

1) первичные – небольшие группы, члены которых хорошо знают друг друга или большинство из их представителей, отношения в группе тесные и взаимозависимые (семья, группа друзей, производственная бригада);

 б) вторичные – более многочисленные, могут иметь в своем составе одну или несколько первичных групп; степень взаимовлияния в группе зависит от того, насколько глубоко членами группы интернализованы (усвоены) групповые ценности и нормы (трудовой коллектив, студенты одного курса, команда).

    Бизнес-психолог Г.Бардиер выявил закономерность продуктивной деятельности и особенностей поведения малой группы в зависимости от ее размера, и так 3:

7+/- 2 чел. –  наиболее   целостная группа,   где чаще добиваются согласованности решений, не подвержена делению на группировки. (Например, «кружки качества» в Японии)

14+/-2 чел. – группа  с наиболее широким диапазоном функциональных ролей, шире представлены индивидуальные интересы, мнения и оценки.   Вероятность ошибок ниже, а эффективность обучения – выше (например, тренинговая группа)

21+/-2 чел. – предел функционирования группы как целого. Достаточно эффективна, хотя организационные проблемы требуют определенных усилий. (например, производственная бригада, подразделение бизнес-структуры, штат филиала и пр.)

 Реальная группа — это группа людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными ощущениями.

Условная группа — это группа людей, объединенная для исследования по определенному, выделенному признаку. Это может быть возрастной, половой, национальный, профессиональный или какой-либо другой признак. Их выделение необходимо в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в реальных группах. Личности, включенные в условную группу, чаще всего не имеют никакого взаимодействия между собой.

 Формальные группы работников организуются  в соответствии со штатным расписанием.  Кроме них могут  существовать и рабочие группы, которые создаются для выполнения определенных задач, и в которые входят сотрудники из разных подразделений компании, а иногда и внешние специалисты (эксперты и др.)   Если формальные отношения предполагают  подразделение на группы, отделы, управления, то структура неформальных отношений состоит из малых групп.  

     Неформальные отношения ситуативны и изменчивы, не зафиксированы ни в каких документах и отражаются в социально-психологической атмосфере компании, о которой будет сказано ниже.

 Неформальные группы возникают  по причине потребности работающих людей в общении и  эмоциональном принятии.

     Формальные  и неформальные отношения всегда  характеризуются определенным взаимовлиянием.

    Неформальная  система отношений может совпадать  с формальной структурой, и, соответственно, групповые нормы могут соотноситься с социальными нормами. Неформальные отношения могут не совпадать с социальными нормами поведения, но положительно влиять на них. Неформальные отношения могут также находиться с в противоречии с социальными нормами.

В  этом случае в группе и между группами возникает напряжение и конфликты.

Уровень  развития группы зависит от степени проявления критериев, таких, как:

  • возможность контактов между членами группы;
  • наличие межличностных отношений;
  • наличие общих интересов  и  целей;
  • возникновение групповых интересов, реализуемых  в совместной деятельности;
  • появление эффекта внутригруппового единства в деятельности.

 

 

 

3.2. Групповые ценности и нормы. Взаимодействие индивида и группы.

 

 

Существенным фактором поведения личности в группе являются групповые ценности и нормы. Они выступают не только как ориентир поведения субъектов в различных ситуациях, но и как  и как  средство социального контроля со стороны группы за поведением ее   членов.

 

4Групповые нормы — это определенные правила, вырабатываемые группой, принятые, им должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют функцию регулирования по отношению к этой деятельности.


 

Нормы могут оказывать сильное влияние, как на поведение отдельной личности, так и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие ему. Они помогают членам группы определить, какое поведение и какая работа ожидается от них.

Воздействие норм на поведение связано с тем, что при соблюдении их человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.

Все нормы с позиции интересов организации в целом могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку.

 

К положительным нормам относятся те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей.

Отрицательные нормы создают противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации.


Нормы группы связаны с ценностями.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, ее опытом в организации определенной деятельности. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой и иметь большую или меньшую значимость для групповой жизнедеятельности. Они также могут по-разному соотноситься с ценностями общества. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются именно на групповые ценности.

Понять взаимоотношения человека с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему он так поступает.

 

Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него событий человек принимает решения и осуществляет свои действия.


 

Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.

 

Ценности бывают двух видов:

  1. ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.д. Например:
  • ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п.
  1. ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей:
    • касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.

 Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что собой представляет данная личность.

Информация о работе Особенности группы и ее взаимосвязь с поведенческой средой