Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение финансирования учреждений сферы общего образования.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть содержание и особенности деятельности бюджетных организаций общего образования;
2. Определить источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования;

Содержание работы

Введение 2-3
Глава 1.Теоретические основы бюджетного финансирования образовательной сферы 4-14
1.1 Общая характеристика системы образования и ее социальное значение 4
1.2. Источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования 8
1.3. Методика распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования 11
Глава 2. Финансовый анализ учреждения сферы общего образования на примере МОУ СОШ №106 15-22
2.1 Характеристика деятельности МОУ СОШ №106» 15
2.2.Анализ бюджетных смет и отчетов об их исполнении МОУ «СОШ №106» за 2010 – 2012 г 19
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения учреждений сферы общего образования 23-29
3.1. Основные проблемы финансового обеспечения сферы образования и их решение 23
Заключение 30
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бс.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Нижегородский Государственный Университет Им. Н.И.Лобачевского

 

Финансовый факультет

Дневное отделение

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Бюджетная система РФ»

на тему: «Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях»

 

 

                                                                                                       

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                                              студентка 4 курса,

                                                                                                                                группы 13406

                                                                                                                  специальности

                                                                                                                «Финансы и кредит»

                                                                                                                   Мурзина В.С.

                                                                                                                  Проверила:

                                                                                                              Поющева Е.В

                                                                            

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2013 г.

 

Введение                                                                                                                2-3

Глава 1.Теоретические основы бюджетного финансирования образовательной сферы                                                                                     4-14

    1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение    4

1.2. Источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования                                                                                                              8

1.3. Методика распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования                                                                                                            11

Глава 2. Финансовый анализ учреждения сферы общего образования на примере МОУ СОШ №106                                                                              15-22

2.1 Характеристика деятельности  МОУ СОШ №106»                                      15

2.2.Анализ бюджетных смет и отчетов об их исполнении МОУ «СОШ №106» за 2010 – 2012 г                                                                                                  19

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения учреждений сферы общего образования                                                     23-29         

3.1. Основные  проблемы финансового обеспечения  сферы образования и их решение                                                                                                               23

Заключение                                                                                                             30

Список используемой литературы                                                                       33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально – экономическом развитии страны.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний. В условиях экономического расслоения общества недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Цель работы: изучение финансирования учреждений сферы общего образования.

Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть содержание и особенности  деятельности бюджетных организаций  общего образования;

2. Определить источники финансирования  и назначения расходов учреждений  общего образования;

       3.Дать характеристику деятельности муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №106»;

4. Проанализировать бюджетные сметы и отчеты об их исполнении муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №106» за 2010 – 2012 гг.;

5. Выявить современные проблемы  развития и финансирования общего  образования в РФ и предложить  направления их решения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы бюджетного финансирования образовательной сферы

    1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение

Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах №12-Ф3    «Об образовании» от 1 января 1996г.,  №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751.

Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно-обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

-  дошкольные;

- образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- начального, среднего, высшего и послевузовского  профессионального образования;

- дополнительного  образования взрослых;

- дополнительного  образования детей;

- специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

- для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- другие  учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование.

Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

Федеральный уровень включает в себя два направления финансирования расходов:

— на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждений профессионального образования;

— на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», Федеральная инвестиционная программа, Программа развития образования и т.п.;

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться тремя путями;

-  предпринимательской,

- условно-предпринимательской  и специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;

Информация о работе Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях