Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………5
1.Понятие и структура государственного бюджете Республики Беларусь…………7
1.1Понятие государственного бюджета……………………………………………….7
1.2Сущность и структура государственного бюджета Республики Беларусь………9
1.3Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь……………………12
2.Формирование государственного бюджета Республики Беларусь…………….15
2.1Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………………….15
2.2Налоговая политика Республики Беларусь…………………………………….20
2.3Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………………..24
3.Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Мой курсовой по макро.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

     Все бюджетные расходы в зависимости  от их роли в процессе общественного  воспроизводства делятся на текущие  и капитальные. [8,с.214].

     Таким образом, планирование и  исследование государственного  бюджета и его составляющих  является важным направлением государственной экономики.

1.3 Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

Бюджетная политика государства в сжатом выражении  – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов  в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета.  Все эти действия направлены на активное регулирование экономических  процессов, обеспечивающих рост объемов  производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Так как  наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной  политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
  • В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

1) повышение  конкурентоспособности применяемой  в республике налоговой системы  при безусловном выполнении расходных  обязательств бюджета, поддержание  его дефицита и долговых обязательств  страны на экономически безопасном  уровне 

2) совершенствование  структуры и механизмов взимания  установленных налогов и сборов  с ориентацией на максимальное  приближение по их составу  и периодичности уплаты к налоговым  системам развитых стран;

3) радикальное  упрощение процедур налогового  администрирования и контроля, укрепление  позиций страны в мировых рейтингах;

4) концентрация  бюджетных средств на приоритетных  направлениях социально-экономического  развития страны;

5) оптимизация  бюджетных расходов и повышение  эффективности использования бюджетных  средств

6) снижение  государственного долга республики.

7) повышение  эффективности расходования бюджетных  средств и управления государственными  финансами.

8) сохранение  государственного долга республики  на экономически безопасном уровне. [15]

         Таким образом, анализ бюджетной  политики, являющейся одним из  основных направлений экономической  политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. Доходы и расходы бюджета в Республики Беларусь.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы страны. Это  воздействие бюджет оказывает через  соответствующие группы бюджетных  отношений – доходы и расходы  бюджета.

Доходы  бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных  кредитов, средств от возврата бюджетных  займов и бюджетных ссуд. [1, статья2]

Доходы  бюджета представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства.

Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе  анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета  за текущий год. Проводится диагностика  методов мобилизации государственных  доходов. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем уровням, исходя из прогнозных макроэкономических показателей.

Доходы  бюджета классифицируются по следующим  группам:

1) налоговые  доходы;

2) взносы  на государственное социальное  страхование;

3) неналоговые  доходы;

4) безвозмездные  поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

1) республиканские  налоги, сборы (пошлины), местные  налоги и сборы и другие  налоговые доходы;

2) пени, начисленные за несвоевременную  уплату налогов, сборов (пошлин);

3) проценты  за пользование отсрочкой и  (или) рассрочкой уплаты налогов,  сборов, таможенных платежей и  пени, налоговым кредитом.

Налоги  являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными  видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами  и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

К неналоговым  доходам относятся доходы:

  1. от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  2. от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  4. финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

К безвозмездным  поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления  от:

1) иностранных  государств;

2) международных  организаций;

3) другого  бюджета в форме межбюджетных  трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в  доходах того бюджета, которому эти  средства предоставляются.

Важным  источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства;

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее  функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным  отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие  стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную  и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные  для инвестиций в действующие  или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы. Капитальные расходы связаны  с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и  материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы  бюджета также включают в себя расходы на создание государственных  запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности.

Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

1) расходы  на функционирование бюджетных  организаций;

2) бюджетные  трансферты населению;

3) субсидии  организациям и физическим лицам;

4) бюджетные  трансферты за границу;

5) межбюджетные  трансферты;

6) расходы  на увеличение стоимости основных  средств, нематериальных активов  и материальных запасов;

7) бюджетные  ссуды, бюджетные займы;

8) бюджетные  кредиты;

9) расходы  на обслуживание долговых обязательств;

10) другие  формы расходов в соответствии  с бюджетным законодательством.

В расходной  части республиканского бюджета  предусматривается создание резервных  фондов. Средства резервных фондов расходуются на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.

В расходную  часть бюджета входят государственные  целевые бюджетные фонды –  фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством  Республики Беларусь в составе бюджета  за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или иных поступлений использующихся по отдельной смете.

Подобными бюджетными фондами могут являться республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, республиканский дорожный фонд, фонд национального развития, инновационные фонды.

Помимо  целевых бюджетных фондов существуют и государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета  и бюджетов местных органов власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.

Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета  отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость  их классификации. Бюджетная классификация  представляет собой систематизированную  группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также  источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

 

    1. Налоговая политика Республики Беларусь

          Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

Принципиально важным является то, что упрощение  налоговой системы не является разовым  шагом, а эта работа носит планомерный  характер. Соответствующие мероприятия  в данном направлении последовательно  прорабатываются в рамках созданной  Правительством Республики Беларусь межведомственной рабочей группы для подготовки предложений  по упрощению налоговой системы  и реализуются в налоговом  законодательстве.

Информация о работе Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ