Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………5
1.Понятие и структура государственного бюджете Республики Беларусь…………7
1.1Понятие государственного бюджета……………………………………………….7
1.2Сущность и структура государственного бюджета Республики Беларусь………9
1.3Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь……………………12
2.Формирование государственного бюджета Республики Беларусь…………….15
2.1Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………………….15
2.2Налоговая политика Республики Беларусь…………………………………….20
2.3Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………………..24
3.Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Мой курсовой по макро.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………………5

1.Понятие  и структура государственного  бюджете Республики Беларусь…………7

1.1Понятие  государственного бюджета……………………………………………….7

1.2Сущность  и структура государственного  бюджета Республики Беларусь………9

1.3Особенности  бюджетной политики в Республике  Беларусь……………………12

2.Формирование  государственного бюджета Республики  Беларусь…………….15

2.1Доходы  и расходы бюджета Республики  Беларусь…………………………….15

2.2Налоговая  политика Республики Беларусь…………………………………….20

2.3Анализ  платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов  бюджета………………………………………………………………………………..24

3.Пути совершенствования  формирования доходов бюджета  Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Тема, рассматриваемая в данной курсовой работе, в современных условиях является довольно актуальной т.к. ведущим звеном финансовой системы любой страны является госбюджет. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики.

 Экономические  и политические реформы, проводимые  в Республике Беларусь в последнее  время не могли не затронуть   бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, в условиях современного финансово-экономического кризиса  дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  её структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  населения.

Существование бюджета как особой категории  правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей  суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время  необходимо больше уделять внимание бюджетному устройству и бюджетной  системе государства, так как  сильная устойчивая  система регулирования  денежных потоков способствует надёжному  функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

 Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

Объектом исследования является структура  бюджета Республики Беларусь.

Предметом исследования является бюджетный  механизм Республики Беларусь.

Целью данной работы является изучение экономической  сути таких понятий как государственный  бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.

Поставленная  цель требует решения ряда задач. Необходимо:

  1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
  2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
  3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
  4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.

При написании  работы широко использовалась как отечественная, так и зарубежная литература по изучаемой  теме, а также широкий круг белорусских  периодических изданий и ряд  официальных сайтов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Понятие Государственного  бюджета

Прежде чем говорить о бюджетном  устройстве РБ , необходимо определить, что, собственно, представляет собой  бюджет государства. В самом общем  виде им является план доходов и  расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно  выделить в отдельную экономическую  категорию,  отражающую денежные отношения  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету  свойств, его использование в  качестве инструмента распределения  и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит  свое выражение в создаваемом  государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

    1. Сущность и структура государственного бюджета

В финансовой системе любого государства главным  звеном является государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство  концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. [9,с.511 ].

  Государственный  бюджет обеспечивает выполнение  функций соответствующих представительных  органов государственной власти. Органы государственной власти  и государственного управления  составляют, рассматривают, утверждают  и исполняют бюджет. Эта деятельность  органов государственной власти  и государственного управления  называется бюджетным процессом,  она регламентирована соответствующими  законами и принятыми в соответствии  с ними иными нормативными  актами. Составной частью бюджетного  процесса является бюджетное  регулирование, представляющее собой  частичное перераспределение финансовых  ресурсов между бюджетами разных  уровней в целях сбалансирования  их доходов и расходов.

     В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой  системы, оказывая им при необходимости  “помощь”. Бюджетная система (рисунок 1), являясь составной частью финансово-кредитной системы республики, включает в себя самостоятельные звенья – бюджеты.

Рисунок 1 – Бюджетная система Республики Беларусь

 

 

Консолидированный бюджет



Республиканский бюджет

 

Местные бюджеты



Бюджет г. Минска

 

Бюджеты областей



    Самостоятельность бюджетов обеспечивается  наличием у каждого органа  государственной власти собственных  источников доходов и права  определять направления их использования.  Она находит выражение в том,  что каждый Совет народных  депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается,  утверждается и исполняется. Не  допускается вмешательство любых  органов и организаций в этот  процесс. Местные бюджеты нижестоящих  административно-территориальных единиц  не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

В настоящее  время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система  в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных  бюджетов. В соответствии с территориальным  уровнем местных Советов депутатов  местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. единства;

2. полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов;

3. сбалансированности  бюджетов;

4. гласности;

5. самостоятельности  бюджетов;

6. эффективности  использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

8. достоверности  бюджетов;

9. адресности  и целевого назначения бюджетных  средств;

10. ответственности  участников бюджетного процесса. [1, статья8]

   Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

     В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности.  Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством  на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием  международных отношений и рядом  других факторов.

     Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие  их называется “балансом дохода”.

     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут  иметь место сбалансированность  доходов и расходов, превышение  расходами размера доходов либо  наоборот превышение доходами  расходов.

     Доходы бюджета классифицируются  по следующим группам:

- налоговые  доходы;

- неналоговые  доходы;

- безвозмездные  поступления. [1,статья 24]

Информация о работе Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ