Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………5
1.Понятие и структура государственного бюджете Республики Беларусь…………7
1.1Понятие государственного бюджета……………………………………………….7
1.2Сущность и структура государственного бюджета Республики Беларусь………9
1.3Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь……………………12
2.Формирование государственного бюджета Республики Беларусь…………….15
2.1Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………………….15
2.2Налоговая политика Республики Беларусь…………………………………….20
2.3Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………………..24
3.Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Мой курсовой по макро.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

Работа  по упрощению налоговой системы  проводится комплексно и включает в  себя следующие мероприятия:

1. Сокращение  количества применяемых налогов,  сборов (пошлин). За период 2006 – 2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы  включено в состав государственной  пошлины.

  1. С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе [6, c. 32]:

– уменьшение ставки сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;

– установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 %;

– уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

– исключение из объекта обложения налогом  на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению  в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе  не завершенные строительством.

С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного  налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной  шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для  индивидуальных предпринимателей установлена  единая ставка подоходного налога в  размере 15 процентов. Одновременно был  увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в  отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.

Установление  единой ставки подоходного налога с  увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение  налогообложения и снижение налоговой  нагрузки на граждан.

В общую  систему налогообложения налогом  на прибыль включены доходы юридических  лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.

В настоящее  время в состав налоговой системы  республики входит 30 платежей, имеющих  налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие  на регулярной основе исчисляет и  уплачивает только налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, налог  на недвижимость, экологический и  земельный налоги.

  1. 2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008 – 2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8% от валовой выручки (5% – для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности [7, c. 33].

Упрощенный  порядок налогообложения применяется  также при реализации индивидуальными  предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной  деятельности.

Обеспечено  дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:

– из состава  объектов обложения налогом исключены  объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения  и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

– введено  обложение налогом объемов производимых и (или) импортируемых товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов  летучих органических соединений, что  позволило исключить требование об уплате экологического налога за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух при нанесении покрытий во время проведения строительных и  ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов;

– отменен  налог с объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, для которых  не устанавливаются нормативы предельно  допустимых выбросов, объемов захоронения  отходов производства 50 и менее  тонн в год.

3. Завершение  кодификации налогового законодательства  и введение в действие Особенной  части Налогового кодекса.

С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная  часть Налогового кодекса, ставшая  единым налоговым законом, который  объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных  налогов, сборов (пошлин), а также  особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в  ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как  состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых  ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и  предоставления налоговым органам  налоговых деклараций (расчетов) о  суммах, подлежащих уплате в бюджет.

Ее введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых  в Республике Беларусь, а также  реализовать мероприятия по дальнейшему  упрощению налоговой системы:

4. Упрощение  процедур налогового контроля  и налогового администрирования.

В этих целях  плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых  деклараций (расчетов) в электронном  виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при  отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые  органы сведений и документов. Такие  сведения и документы налоговые  органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный  кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование  правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой  правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие  в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

2.3  Анализ платежей предприятий  в бюджет, их роль в формировании  доходов бюджета

Объем ВВП  за 2011 год составил 105,3% к уровню 2010 года, производство промышленной продукции  – 109,1%, сельского хозяйства — 106,6%, инвестиций в основной капитал – 117,9%. Инфляция на потребительском рынке  составила 108,7% [28].

 В  2010 году в консолидированный бюджет  поступило 85,6 трлн. рублей. Это на 75,6 % больше, чем в 2010 году, в реальном  выражении - на 14,6% (скорректировано  на индекс потребительских цен). Удельный вес доходов консолидированного  бюджета в ВВП составил 31,2% (в  2010 году – 29,7%) [28].

Основная  доля доходов формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год  в бюджет поступило 73,4 трлн.рублей налоговых  доходов. По сравнению с 2010 годом  поступления увеличились на 63,7% (в  реальном выражении -на 6,9%).Основными  доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налоги на доходы и прибыль  и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 76,2%. При этом 40,6% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 23,2% – налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности[28].

 

Таблица 1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 годы, %

 

2009

2010

2011

1. ДОХОДЫ – всего

46 740,8

48 754,2

85 608,4

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

41 304,7

44 874,9

73 445,9

Подоходный налог

4 305,3

5 380,8

9 316,4

Налог на прибыль

4 607,7

5 580,4

8 688,9

Налоги на собственность

1 626,7

1 850,1

2 549,2

НДС

12 083,1

16 226,6

26 498,5

Акцизы

3 637,4

4 350,2

5 599,5

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 969,5

5 776,2

15 146,9

1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

5 322,0

3 769,6

12 000,5

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

49 200,8

52 979,8

79 428,2

2.1 Общегосударственные расходы

8 053,5

10187,7

15 842,7

2.1 Национальная оборона

1 323,7

1 543,0

2 719,8

2.3 Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

2 433,9

2941,4

4 294,5

2.4 Национальная экономика

16 359,9

12 411,7

15517,2

2.5 Охрана окружающей среды

396,9

495,9

557,3

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и  жилищное строительство

3042,6

3896,1

6 208,2

2.7 Здравоохранение

5 354,0

6 462,4

10 382,5

2.8 Физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации

1 414,2

1730,8

2 594,7

2.9 Образование

6 767,1

8 341,9

13 711,5

2.10 Социальная политика 

4 055,0

4 968,9

7 599,6

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

49 200,8

52 979,8

79 428,2

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

33 059,8

39 428,0

63 847,8

Заработная плата

9 257,9

11531,7

18 616,3

Начисления на заработную плату

2 470,8

3 078,9

4 991,0

Обслуживание государственного долга  Республики Беларусь

1 069,3

1 110,0

3 296,5

Текущие бюджетные трансферты

11 584,7

13 709,7

21 591,3

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

11 161,5

13 633,0

15 157,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4979,5

-81,2

423,4

Дефицит (профицит)

-2 459,9

-4 225,6

6 180,2

Финансирование

2 459,9

4225,6

-6 180,2

Внутреннее финансирование

-9 023,2

-409,8

-15306,4

Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4

9126,3


 

Примечание  – Источник: [28] 

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что изменение  структуры налоговых доходов  по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности.

Значительное  влияние на расходы бюджетных  средств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В 2011 году инфляция составила 108,7% против 9,9% в 2010 году. В данных условиях были введены ограничения на бюджетные  расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение  государственного долга, обеспечение  функционирования бюджетных учреждений, расходы на медицинское обслуживание, оплата потребленных энергоресурсов. В результате текущие расходы  консолидированного бюджета за 2011 год  были на 2,1% (в реальном выражении) ниже уровня 2010 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической  классификации текущие расходы  занимали 80,3% (в 2010- 74,4%), в том числе  расходы на заработную плату рабочих  и служащих и начисления на нее  – 29,7%(в 2010 году-27,6%), обслуживание государственного долга – 4,2%(в 2010 году- 2,1%).

В целом  капитальные расходы за 2011 год  профинансированы на 19,1% ,что меньше уровня 2010 на 27,4%, а их доля в расходах бюджета составила 19,1% [28].

В 2011 году консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 6,2трлн. рублей, или 2,3% к ВВП.

Доходы  республиканского бюджета за 2011 год  составили 85608,4 млрд. рублей, расходы  – 79428,2 млрд. рублей, профицит – 6180,2 трлн. рублей (2,3% к ВВП) [28].

Таким образом, в доходной части бюджета 2011 г. 10,9% составляют поступления от выплат подоходного  налога. 14% – это неналоговые поступления, т.е. пени, штрафы и прочие доходы. Следовательно, оставшиеся 75,1% – это налоговые  платежи юридических лиц, т.е. именно такую долю доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. Следует отметить, что в предыдущем году эта доля составляла 81,3%, т.е. доля платежей предприятий и организаций снижается, что вызвано сокращением налоговых платежей как по количеству, так и по сумме.

В 2011 г. 14% неналоговых платежей также в  большей степени выплачена предприятиями  и организациями и таким образом, можно утверждать, что доходная часть  бюджета страны более чем на 90% зависит от уровня платежей субъектов  хозяйствования, из которых большая  часть приходится на налоговые платежи.

При таких  пропорциях поступлений роль платежей юридических лиц более чем  велика, поскольку именно она обеспечивает возможность наполнения бюджета.

Уплата  налогов, сборов, пошлин юридическими лицами производится из разных источников. доход бюджет формирование

Часть из них – косвенные налоги и отчисления – формируют отпускную цену товара или услуги у производителя и  уплачиваются непосредственно за счет выручки от реализации. К таким  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость, налог с продаж автомобильного топлива, отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автодорог, акцизы, отчисления в местный  целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и  целевые сборы.

Вторую  группу составляют налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг: отчисления в фонд занятости, платежи за землю, налог за пользование  природными ресурсами, отчисления в  инновационный фонд.

Третью  группу составляют налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли: налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, налог на приобретение транспортных средств, транспортный сбор, местные  налоги и сборы.

Таким образом, юридические лица, обеспечивая положительный  финансовый результат своей деятельности, обеспечивают функционирование государственных  финансов. В связи с этим достаточно актуальным как для юридических  лиц, так и для государства  является понятие налоговой нагрузки. Фактически, поиск компромисса финансовых интересов государства и предприятий  происходит всегда.

Известные закономерности позволяют на определенных этапах развития экономики снижать  или повышать эту налоговую нагрузку, тем самым обеспечивая влияние  государства на деятельность субъектов  хозяйствования в той или иной сфере. С другой стороны стремление предприятий к сокращению налогового бремени также позволяет им оказывать  опосредованное влияние на финансовую политику государства. Следовательно, все субъекты бюджетных (налоговых) отношений заинтересованы в создании неких паритетных условий, устраивающих все стороны.

В созданной  бюджетной системе ведущую роль платежей предприятий в создании финансовой системе государства  невозможно отменить или снизить, поскольку  других надежных источников налоговых  платежей у государства нет. Поэтому, в качестве вывода, можно утверждать, что развитие существующих предприятий, а также увеличение их количества, общее улучшение их финансового  положения – это прямой интерес  государства и этот интерес полностью  совпадает с интересами предприятий.

Информация о работе Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ