Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, а также пути его формирования.
Поставленная цель требует решения ряда задач. Необходимо:
1. Раскрыть сущность, роль и структуру государственного бюджета.
2. Рассмотреть понятия доходов и расходов бюджета, а также пути их формирования.
3. Произвести анализ платежей предприятий в бюджет.
4. Рассмотреть пути совершенствования формирования доходов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………5
1.Понятие и структура государственного бюджете Республики Беларусь…………7
1.1Понятие государственного бюджета……………………………………………….7
1.2Сущность и структура государственного бюджета Республики Беларусь………9
1.3Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь……………………12
2.Формирование государственного бюджета Республики Беларусь…………….15
2.1Доходы и расходы бюджета Республики Беларусь…………………………….15
2.2Налоговая политика Республики Беларусь…………………………………….20
2.3Анализ платежей предприятий в бюджет, их роль в формировании доходов бюджета………………………………………………………………………………..24
3.Пути совершенствования формирования доходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Мой курсовой по макро.docx

— 74.69 Кб (Скачать файл)

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

         Поскольку именно налоговые платежи являются основой формирования доходной части бюджета государства, то именно это направление в первую очередь подлежит совершенствованию. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: со стороны предприятия и со стороны государства. Каждое предприятие в отдельности стремится оптимизировать налоговые платежи. Наиболее доступным способом оптимизации является налоговое планирование, начинать которое следует с определения общего уровня налоговой нагрузки.

Рассмотрим  проблему общего уровня налоговой нагрузки. Прежде всего отметим, что само понятие  налоговой нагрузки требует уточнения. Показатели фактически уплаченных и  начисленных налогов заметно  различаются. Превышение текущих обязательств над выплатами (приводящее к накоплению налоговой задолженности) свидетельствует  либо о завышенности налоговых ставок, либо о мягкости бюджетных ограничений (когда власти прощают нарушителей). Для предприятия важно и то, сколько оно платит в бюджет, и  то, насколько оно обременено долгами, то есть имеют значение оба определения  налоговой нагрузки. Еще сильнее  расхождение между номинально подлежащими  уплате и фактически начисленными налогами (возникающее в результате занижения  налоговой базы, или уклонения). Величина номинальной налоговой нагрузки важна, поскольку именно это бремя  ложится на законопослушных налогоплательщиков, а значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) налоговыми ставками серьезно искажает условия конкуренции, причем ставит в выигрышное положение тех, кто нарушает закон [13, c. 29].

Известно, что, согласно неоклассическим моделям, долгосрочные темпы экономического роста не зависят от показателей  фискальной политики: снижение налогов  может дать здесь лишь краткосрочный  положительный эффект. Данный вывод  остается в силе независимо от того, сопровождается ли снижение налогов  сокращением расходов или оно  финансируется за счет заимствований. Согласно моделям эндогенного роста, налоги влияют на его долгосрочные темпы за счет снижения отдачи на капитал  и трудовые усилия, однако подобный эффект может быть как отрицательным, так и положительным. Общий характер связи между налоговой нагрузкой  и экономическим ростом в моделях  данного класса зависит от оценки продуктивности государственных расходов. В ряде эмпирических исследований показано, что многие виды предоставляемых  государством услуг или осуществляемых им расходов оказывают значимое положительное  влияние на развитие экономики. К  числу наиболее эффективных направлений  бюджетных расходов относятся: обеспечение  безопасности и законности, предоставление услуг всеобщего образования, инвестирование в развитие инфраструктуры - задачи, которые частный сектор не берется  в полной мере решать самостоятельно. Анализ моделей эндогенного роста, учитывающих положительное влияние  государственных расходов на эффективность  частного сектора и/или на накопление человеческого капитала, позволяет  сделать вывод о существовании  оптимальных «размеров государства» (то есть отношения расширенного бюджета  к ВВП), выраженных в зависимости  от характера предполагаемого влияния  величиной доходов либо расходов. Такой оптимум обеспечивает компромисс между бременем налогообложения  и выгодами от предоставления общественных благ, а отклонения от оптимальных  размеров бюджета как в одну, так  и в другую сторону оказываются  равно нежелательными, приводя в  обоих случаях к замедлению экономического роста.

Ни в  одном теоретическом исследовании не было получено надежных оценок оптимального уровня налогообложения или бюджетных  расходов. За последние 15 лет было проведено множество межгосударственных исследований факторов роста с использованием самых тонких методов эконометрического анализа. Один из главных выводов состоит в том, что наличие огромного числа оказывающих воздействие на результат и тесно взаимосвязанных переменных обусловливает сравнительную неустойчивость полученных результатов: в зависимости от набора рассматриваемых факторов, временного периода и выборки стран оценка роли определенной переменной может заметно меняться. Такая ситуация способствовала развитию «метаисследований», в которых делается попытка формальными или неформальными методами выделить наиболее устойчивые связи. В число факторов, продемонстрировавших устойчивое влияние на темпы роста, следует включить:

- исходный  уровень душевого ВВП (при прочих  равных условиях бедные страны  растут быстрее);

- качество  институтов (защищенность прав собственности,  исполнение законов и т.п.);

- качество  экономической политики государства  и бюрократического аппарата;

- степень  открытости экономики; 

- некоторые  показатели качества «человеческого  капитала» (например, продолжительность  жизни).

Отсутствие (или слабость) эмпирической связи  между экономическим ростом и  «размерами государства» при теоретически обоснованном наличии его оптимальных  размеров свидетельствует о том, что либо экономический рост вообще нечувствителен к уровню налогообложения, либо фактические показатели налоговой  нагрузки в среднем находятся  близко к оптимуму. В первом случае ускорить рост за счет снижения налогов  вообще невозможно. Во втором случае это  реально только в тех странах, где налоговая нагрузка чрезмерна (намного больше, чем в сопоставимых по душевому доходу странах). Только тогда  снижение налоговой нагрузки целесообразно, а при сравнительно низком уровне налогообложения его дальнейшее уменьшение может даже оказаться вредным [13,с.28].

Следовательно, проблема каждого предприятия становится проблемой государственной. Однако, не стоит забывать, что интересы предприятия не могут в корне  отличаться от интересов всего государства  в целом.Решение задачи налоговой  нагрузки на каждом предприятии в  отдельности скажется на решении  этой проблемы в государственном  масштабе, что приведет к выходу на второй этап.

Анализируя  доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2011 гг., можно определить основные особенности его развития:

1. Усиление  централизации финансовых ресурсов  в государственном бюджете, что  выражается, например, включенностью  различных фондов целевого назначения  в государственный бюджет.

2. Поддержание  социальной направленности системы  финансирования расходов государственного  бюджета. 

3. Наличие  недостаточно рациональной структуры  доходов и расходов бюджета. 

Кроме того, существенным фактором является значительное увеличение внешнего долга. Данное явление  связано с мировым финансовым кризисом, однако оно еще долгое время будет оказывать существенное влияние на финансы государства, поскольку средства, направленные на обслуживание внешнего долга – это  средства, которые не были вложены  в здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли экономики. Следовательно, – обслуживание внешнего долга –  это отрицательный фактор и чем  выше внешний долг, тем сильнее  его негативное влияние на экономику  страны. Еще одним следствием данного  обстоятельства является то, что государство  будет стремиться к увеличению доходной части бюджета с тем, чтобы внешний долг составлял бы в итоге не слишком большую часть расходов или, проще говоря, чтобы бюджету было легче обслуживать внешний долг.

Значительное  влияние на финансовую систему Республики Беларусь оказало вступление с 1 января 2012года в Таможенный союз с Россией  и Казахстаном. Данный вид интеграции позволит Беларуси получить свободный  доступ на рынки этих стран, а также  доступ к ресурсам на условиях полного  равноправия субъектов хозяйствования. Однако, следует учитывать также  и то, что и на рынок Республики Беларусь получают свободный доступ предприятия России и Казахстана. Объективно данное явление безусловно имеет положительную направленность в виде усиления конкуренции, однако на первоначальном этапе конкуренция  может быть и не в пользу отечественных  предприятий. В любом случае пребывание Республики Беларусь в таможенном союзе  будет оказывать прямое влияние  на состояние финансовой системы  государства, в том числе на объем  доходной части бюджета.

Вступление  в таможенный союз и увеличение внешнего долга – это два взаимоисключающих  обстоятельства, каждый из которых  окажет свое влияние (положительное  и отрицательное) на формирование доходов  бюджета в долгосрочной перспективе. Степень их влияния на бюджет страны будет определяться эффективностью финансовой политики государства и  в разные периоды времени может  быть разным.

Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования  основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

1. Применение  более прогрессивных методов  планирования и прогнозирования,  переход к многовариантному составлению  проекта бюджета; повышение обоснованности  макроэкономических показателей  как основы планирования доходов  бюджета; 

2. Проведение  реструктуризации доходов бюджета  с целью поиска оптимального  сочетания прямых и косвенных  налогов, доходов бюджета и  целевых фондов; усиление роли  рыночных источников в формировании  доходов бюджета (поступлений  средств от приватизации государственной  собственности, продажи принадлежащих  государству акций и др.);

3. Совершенствование  налогового планирования, использование  методов оптимизации налоговой  нагрузки; укрепление и развитие  законодательных основ налогообложения,  сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих  систему налогообложения. 

Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует  реализации ряда мероприятий с целью  повышения эффективности государственных  расходов. В частности, необходимо:

1. Усилить  приоритетность в выборе направлений  и объектов финансирования за  счет средств государственного  бюджета, а также роль собственных  источников в обеспечении текущей  деятельности предприятий и организаций. 

2. Разработать  и усовершенствовать механизм  предоставления адресных субсидий  для населения и организаций. 

3. Разработать  механизм перевода убыточных  отраслей на хозяйственный расчет  и самофинансирование; расширение  действия рыночных механизмов  в реальном секторе экономики  с постепенной отменой дотаций.  Снизить бюджетное финансирование  отраслей хозяйства за счет  сокращения государственного сектора  экономики в результате приватизации  объектов государственной собственности.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Практическая  реализация бюджетной политики требует  применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых  осуществляется бюджетное регулирование  в рыночной экономике.

Классифицирует  формы  и методы бюджетного регулирования  в зависимости от обслуживаемой  ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

формы и  методы бюджетного регулирования, действующие  в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

формы и  методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

При этом бюджетная политика позволяет реализовать  основные функции  государственной  власти, а налоговая обеспечивает  правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.

На основании  проведенного анализа доходной и  расходной частей бюджета Республики Беларусь, можно сделать вывод, что сохраняется социальная направленность бюджета, при этом происходит постепенный процесс снижения налоговой нагрузки при ужесточении требований и усилении ответственности по соблюдению налогового законодательства и использованию бюджетных средств.

При этом  социальная направленность бюджета  Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе.

Дальнейшее  развитие государственного бюджета  требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

1. Применение  более прогрессивных методов  планирования и прогнозирования,  переход к многовариантному составлению  проекта бюджета; повышение обоснованности  макроэкономических показателей  как основы планирования доходов  бюджета; 

2. Проведение  реструктуризации доходов бюджета  с целью поиска оптимального  сочетания прямых и косвенных  налогов, доходов бюджета и  целевых фондов; усиление роли  рыночных источников в формировании  доходов бюджета (поступлений  средств от приватизации государственной  собственности, продажи принадлежащих  государству акций и др.);

3. Совершенствование  налогового планирования, использование  методов оптимизации налоговой  нагрузки; укрепление и развитие  законодательных основ налогообложения,  сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих  систему налогообложения. 

Кроме того, совершенствование расходов бюджета  также оказывает влияние на его  доходную часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Информация о работе Государственный бюджет и особенности его формирования в РБ