Государственный бюджет: формирование и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью нашей работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 28.48 Кб (Скачать файл)

Введение  
 
     Важную  роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). 
     Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств. 
     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан. 
     Целью нашей работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего  экономические отношения в обществе.  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный  бюджет - ведущее  звено финансовой системы государства  
       1.1 Государственный  бюджет и его  функции  
 
     Государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, играет большую роль в  формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств производится через государственный бюджет. 
     С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. 
     Государственный бюджет можно рассматривать с  двух позиций: как экономическую  категорию и как финансовый план. 
     Основным  финансовым планом является государственный  бюджет, который даёт органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов. Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству  и тем самым определяет налоговую  политику в стране. Конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего валового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективного регулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП. 
     Бюджетные отношения как экономическая  категория являются составной частью финансовых отношений, и им присуща  денежная форма и основные функции финансов. 
 Бюджет  выполняет следующие задачи: 
 перераспределение ВВП; 
 государственное регулирование и стимулирование экономики; 
финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики государства; 
государственный контроль за поступлением и использованием бюджетных средств.  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Бюджетная система и бюджетное  устройство     

Организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования характеризует  бюджетное устройство. Оно устанавливается  и регламентируется законодательными актами, которые определяют права  центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.  
     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. 
     Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. 
     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. 
     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств. 
     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. 
     Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ  процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. 
     Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета. 
     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный  бюджет: формирование и исполнение  
 2.1 Принципы формирования  государственного  бюджета 
     Бюджетная классификация - это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется: 
для составления, утверждения и исполнения бюджета; 
контроля  за выделением и использованием бюджетных средств; 
обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; составления консолидированных бюджетов всех уровней.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исполнение государственного  бюджета

Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов. 
     Расходы направлены на: 
   государственное и муниципальное управление 
     национальную  оборону 
     правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности 
     осуществление международной деятельности 
     поддержку отраслей сферы материального производства 
     фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 
     содержание  учреждений социальной сферы и социальная защита населения 
     охрану  окружающей природной среды и  природных ресурсов 
     обслуживание  и погашение государственного долга  и долговых обязательств территориальных органов власти. 
     Органы  государственной власти и местного самоуправления определяют направление  использование бюджетных средств. 
     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы. 
     Текущие расходы бюджетов, предназначенные  для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  функционирование и т. п.. 
Капитальные расходы бюджетов предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходами  бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для  инвестиций в действующие и вновь  создаваемые предприятия, организации  и учреждения в соответствии с  утверждённой инвестиционной программой. Основной целью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства и местного самоуправления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате изучения данной темы, можно сделать следующие выводы: 
 
1. Определяющая роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. 
 
2. Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. 
 
3. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. 
 
4. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. 
 
5. Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. 
 
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. 
 
7. Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 

 


Информация о работе Государственный бюджет: формирование и исполнение