Целевая программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании.
К задачам данной курсовой работы можно отнести: рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования; выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода; определить основные направления реформирования бюджетной системы РФ; исследовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 4
1 Планирование бюджетных расходов в РФ 5
1.1 Методы бюджетного планирования 5
1.2 Сущность программно-целевого метода составления бюджета 8
2 Реформирование бюджетной системы РФ 14
2.1 Основные направления реформирования 14
2.2 переход от нормативного метода планирования бюджетных расходов к программно-целевому методу 16
3 Пути совершенствования программно-целевых методов планирования 22
3.1 Повышение качества целевых программ 22
3.2 Требования, предъявляемые к целевым программам 24
Заключение 26
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

мой кур.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

Благодаря планированию бюджета целевыми программами  обеспечивается прозрачность расходования бюджетных средств в сравнении с постатейным методом, который не дал возможность понять, что именно финансируется под той или иной функцией.

Необходимым элементом внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является использование среднесрочного бюджетного планирования.

Среднесрочное бюджетное планирование – это  определение главными распорядителями  бюджетных средств на основании  бюджетной стратегии Правительства Российской Федерации плана своей деятельности на среднесрочный период и объема необходимых средств, для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе.

Среднесрочное бюджетное планирование: дает возможность участникам бюджетного процесса согласовать свои стратегические планы деятельности с имеющимися бюджетными средствами, как в плановом году, так и на следующие периоды; способствует переходу к формированию долгосрочной бюджетной политики.

Внедрение среднесрочного бюджетного планирования необходимо с целью: улучшение макроэкономического баланса путем разработки согласованных и реалистических прогнозов доходов в бюджет; определение общих целей бюджетной политики и обеспечение для их достижения на протяжении многих лет; определение и соблюдение четких приоритетов в сфере государственных расходов; обеспечение возможности инициирования изменений в бюджетной политике и механизмов контроля за их реализацией; усовершенствование разделения бюджетных средств, направленных на достижение стратегических приоритетов, как по функциям, так и между соответствующими функциями; увеличение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за эффективное и рациональное использование бюджетных средств; усиление общего бюджетного контроля.

Преимущества  программно-целевого метода: обеспечение прозрачности и эффективности бюджетного процесса, четкое определение целей и задач, на достижение которых тратятся бюджетные средства; увеличение эффективности контроля за результатами выполнения бюджетных программ; позволяет оценить деятельность участников бюджетного процесса относительно достижения поставленных целей и выполнения заданий, а также проведение анализа причин неэффективного исполнения бюджетных программ; упорядочивает деятельность главного распорядителя бюджетных средств относительно формирования и исполнения бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы между ответственными исполнителями бюджетных программ; способствует увеличению эффективности распределения и использования средств бюджета; позволяет государству сосредотачиваться на наиболее приоритетных направлениях при распределении финансовых ресурсов; усиливает связь между задачами распорядителей средств и бюджетным финансированием; способствует увеличению качества разработки бюджетной политики.

Несмотря  на ряд достоинств, всё же программно-целевой  метод имеет недостатки: методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, так как для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме "цель - система мероприятий – система управления"; программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем. Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе; «забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению; отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ. В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы; недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно "всплывают на поверхность", однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить.

Таким образом, программно-целевой метод имеет  как преимущества при применении, так и недостатки. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.

 

2 РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

 

2.1 Основные направления реформирования

Основные  направления реформирования бюджетной  системы РФ определены в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249.

Целью предусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть  этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления  бюджетными ресурсами (затратами)»  на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции «управления ресурсами» бюджет в основном формируется путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

В рамках концепции «управления результатами»  бюджет формируется исходя из целей  и планируемых результатов государственной  политики.

Основой новой  организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть состоит в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо  создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям: реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета; выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; совершенствование среднесрочного финансового планирования; совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается  приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

Второе  и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое (основное) направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного (нормативного) планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов (бюджетно-целевое планирование).

Пятое направление  предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Таким образом, главным направлением реформирования бюджетного процесса РФ, является переход  от нормативного (сметного) к программно-целевому методу планирования бюджетных расходов.

2.2. Переход от нормативного метода  планирования бюджетных расходов к программно-целевому

Суть  программно-целевого метода бюджетного планирования состоит в системном  планировании выделения бюджетных  средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Под целевой  программой понимается комплексный  документ, целью которого является решение приоритетной для государства на определённый период времени задачи. Например, экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, Развитие транспортной системы России.

Срок  реализации программы зависит от многих факторов. Программы, в среднем, принимаются на срок от 2-х до 10 лет.

Следует отметить, что принципы программно-целевого планирования применяются  и в настоящее время, но этот метод  используется в бюджетном процессе как вспомогательный, а не основной. Так, в приложении 21 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" определяется перечень федеральных целевых программ, финансирование которых предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Программно-целевой метод  планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на: программы  развития отраслей; программы развития регионов; программы решения социальных задач.

Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. Например, Федеральная целевая программа «Мировой океан» включает в себя подпрограмму «Военно-стратегические интересы России в мировом океане».

Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам.

Таблица 1 – Распределение бюджетный ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ на плановый период 2013 и 2014 годов

 

"

п\п

Наименование программы

Сумма (тыс. рублей)

2013 год

2014 год

1

Федеральная целевая программа

"Культура России (2012 - 2016 годы)"

21 758 522,9

21 758 522,9

2

Федеральная целевая программа

"Мировой океан" 

737 262,8

 

3

Федеральная целевая программа

"Русский язык" на 2011 - 2015

 годы

482 800,0

440 300,0

4

Федеральная целевая программа

Государственная граница  Российской Федерации (2012 - 2020 годы)"

3 928 050,0

3 905 000,0

5

Федеральная целевая программа

"Социальное развитие  села до 2013 года

7 720 000,0

 

6

Федеральная целевая программа

"Развитие водохозяйственного  комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"

19 026 894,5

19 878 500,0

7

Федеральная целевая программа

"Развитие уголовно-исполнительной  системы (2007 - 2016 годы)

5 560 687,9

5 560 687,9

8

Федеральная целевая программа

"Развитие гражданской  авиационной техники россии на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

41 940 650,0

27 541 100,0

9

Федеральная целевая программа

"Исследования и разработки  по приоритетным направлениям развития научно – технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"

23 300 000,0

 

10

Федеральная целевая программа

Развития Калининградской  области на период до 2015 года

6 320 000,0

6 319 280,1

11

Федеральная целевая программа

"Социально-экономическое  развитие Курильских островов (Сахалинская  область) на 2007 - 2015 годы"

3 964 949,0

2 679 105,0

12

Федеральная целевая программа

"Юг России (2008 - 2013 годы)"

6 602 100,0

 

13

Федеральная целевая программа

"Создание системы базирования  Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах"

9 725 160,0

2 725 160,0

14

Федеральная целевая программа

"Развитие Российских  космодромов на 2006 - 2015 годы"

19 860 000,0

29 147 800,0

15

Федеральная целевая программа

"Развитие физической  культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"

11 841 501,4

11 496 625,6

16

Федеральная целевая программа

"Сохранение и восстановление  плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"

11 385 270,0

 

17

Федеральная целевая программа

"Совершенствование Федеральной  системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2015 годы)"

750 000,0

1 664 460,0

18

Федеральная целевая программа

"Развитие электронной  компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы

19 420 000,0

16 537 940,0

19

Федеральная целевая программа

"Обеспечение ядерной  и авиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года"

20 715 900,0

20 579 360,0

20

Федеральная целевая программа

"Развитие гражданской  морской техники" на 2009 – 2016 годы

19 693 000,0

18 255 600,0

21

Федеральная целевая программа

"Национальная система  химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)"

8 081 100,0

6 222 976,0

22

Федеральная целевая программа

"Модернизация Единой  системы воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)"

2 329 300,0

2 147 230,0

23

Федеральная целевая программа

"Научные и научно-педагогические  кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы

17 552 554,0

 

24

Федеральная целевая программа

"Совершенствование системы  комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)"

6 151 600,0

3 037 600,0

25

Федеральная целевая программа

"Повышение устойчивости  жилых домов, основных объектов  и систем жизнеобеспечения в  сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы"

2 814 100,0

2 826 937,5

26

Федеральная целевая программа

"Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

15 405 400,0

15 300 600,0

27

Федеральная целевая программа

"Развитие телерадиовещания  в Российской федерации на 2009 - 2015 годы"

16 590 300,0

10 765 000,0

28

Федеральная целевая программа

"Социально-экономическое  развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"

4 501 100,0

4 499 600,0

29

Федеральная целевая программа

"Преодоление последствий  радиационных аварий на период  до 2015 года"

1 841 100,0

1 831 100,0

30

Федеральная целевая программа

"Развитие фармацефтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

15 784 000,0

17 454 000,0

31

Федеральная целевая программа

"Жилище" на 2011 - 2015 годы

40 990 860,0

40 821 000,0

32

Федеральная целевая программа

Развития образования  на 2011 – 2015 годы

11 264 000,0

9 836 670,0

33

Федеральная целевая программа

"Охрана озера Байкал  и социально – экономическое  развитие Байкальской природной  территории на 2011 - 2020 годы"

1 000 000,0

2 990 000,0

34

Федеральная целевая программа

"Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

3 000 000,0

 

35

Федеральная целевая программа

"Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 - 2015 годах"

1 500 000,0

3 835 000,0

36

Федеральная целевая программа

"Снижение рисков и  смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

2 357 657,0

2 682 933,0

37

Федеральная целевая программа

"Промышленная утилизация  вооруженной и военной техники на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года"

4 340 707,0

3 721 671,0

38

Федеральная целевая программа

"Сохранность и реконструкция  военно-мемориальных объектов в  2011 - 2015 годах"

500 000,0

500 000,0

39

Федеральная целевая программа

"Развитие внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

2 500 000,0

4 900 000,0

40

Федеральная целевая программа

"Поддержание, развитие  и использование системы ГЛОНАСС  на 2012 - 2020 годы"

21 594 820,0

23 222 820,0

41

Федеральная целевая программа

"Национальная технологическая  база" на 2007 - 2011 годы

4 283 000,0

4 759 000,0

42

Федеральная целевая программа

"Экономическое и социальное  развитие Дальнего Востока и  Забайкалья на период до 2013 года"

42 943 376,1

14 000 000,0

43

Федеральная целевая программа

"Развитие транспортной  системы России (2010 - 2015 годы)"

347 802 936,2

336 102 639,9

Информация о работе Целевая программа