Федеральная целевая программа «Жилище»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

содержание федеральной целевой программы «Жилище».doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…….3

 1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6

1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы  «Обеспечение жильем 

молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6

1.2. Структура и функции управления  по жилищным вопросам мэрии 

городского округа Тольятти……………………………………..……………...15

1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение  жильем молодых семей» федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной   целевой   программы   «Жилище»   на   2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18

 2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31

2.1. Реализация подпрограммы в  городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31

2.2. Основные проблемы, возникающие  на местном уровне при реализации  подпрограммы «Обеспечение жильем  молодых семей» федеральной целевой  программы «Жилище»…………………………………………………………..40

2.3. Проблемы несовершенства существующей  нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46

 3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы  «Жилище»………………………………………………..………53

3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы   «Жилище» …………………………....….53

Заключение……………………………………………………………...………..61

Список использованной литературы……………………………………..…….63

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение качества жизни граждан Российской Федерации является ключевым вопросом государственной политики.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что эффективная   государственная   поддержка   молодых   семей   при   решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;

- проанализировать особенности  реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;

- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы  «Жилище».

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности решения жилищных проблем молодых семей с помощью реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» как в отдельно взятом муниципальном образовании (г.о. Тольятти), так и в России в целом.

Объектом данного дипломного проекта является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы в городском округе Тольятти.

Предметом являются теоретические и практические проблемы реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы в городском округе Тольятти.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Теоретическую основу работы составили положения и выводы, сформулированные в отечественной государственно-правовой науке такими учеными как: Андреева Л.А., Зотов В.Б., Афонина А.В., Бабочкин П.И., Мерсиянова И.В., Чернова Ж.В. и другие.

Эмпирической основой выступает законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и Самарской области.

Методологической основой работы являются применяемые в общественных науках методы социологического, диалектического, общелогического и общефилософского анализа, а также системный, формально-юридический и сравнительно-правовой подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические и законодательные  основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы

 

1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»

 

В настоящее время в социальной политике государства молодая семья не выделена как объект, требующий особой поддержки, соответственно ее социальная защищенность находится на низком уровне. А ведь жильё является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. И для того, чтобы вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания человек должен иметь, прежде всего, жильё, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим, духовным, позволяющим ему вести достойное существование. А также обеспеченность жильем оказывает существенное влияние на социальную напряженность и демографические процессы в целом, решение жилищных проблем молодежи должно стать составной частью демографической и социальной политики.

Необходимость государственной и муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы обусловлена финансовой недоступностью жилья и схем ипотечного жилищного кредитования в связи с отсутствием у большинства молодых семей накоплений на оплату первоначального взноса. В тоже время молодые люди в возрасте до 35 лет находятся в наиболее активном, в карьерном плане, трудоспособном возрасте. Многие молодые семьи при отсутствии собственных денежных накоплений имеют достаточный для получения ипотечного жилищного кредита уровень доходов. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что у молодежи имеется и перспектива роста заработной платы по мере повышения квалификации.

При этом государственная и муниципальная помощь в виде предоставления денежных средств на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита будет являться стимулом для дальнейшего профессионального роста молодых людей. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы создаст условия для стабилизации жизни наиболее активной части населения города, обеспечит привлечение денежных ресурсов в жилищное строительство, а также повлияет на улучшение демографической ситуации. Если раньше практически единственной возможностью улучшить жилищные условия было получение государственного жилья, то сегодня эта проблема в основном решается самостоятельно молодыми семьями через приобретение или строительство жилья за счет собственных сбережений без кредитов и рассрочек. И поэтому у большинства молодых семей нет возможности в улучшении жилья из-за отсутствия необходимых сбережений и возможности их накопления.

В рамках целевой федеральной программы «Жилище» действует специальная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Ее цель -это помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Эта помощь оказывается в виде предоставления субсидий на приобретение жилья, а так же в виде создания условий, при которых молодые семьи смогут получить ипотечные кредиты. В качестве ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы планируется создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей, привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников, развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе.

Механизм реализации подпрограммы предусматривает разработку и принятие аналогичных целевых программ на региональном и местном уровнях. Наличие   подпрограммы   в   субъекте   Федерации   является   обязательным условием предоставление региону целевого финансирования из федерального бюджета.

Целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Суть, основные цели и принципы реализации программы.

Федеральная   целевая   программа   «Жилище»   на  2011   -  2015     годы предусматривает:

- формирование  рынка доступного  жилья  экономкласса,  отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

- комплексное      решение      проблемы      перехода      к      устойчивому функционированию     и     развитию    жилищной     сферы;

- доступность   жилья    для    граждан,    безопасные    и    комфортные   условия проживания в нем;

- стимулирование    платежеспособного     спроса    на    жилье,    включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;

- повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда1. В рамках реализации Программы отработан комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки, как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.

Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки»2.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2009 году составила 47,8 процента.

Информация о работе Федеральная целевая программа «Жилище»