Федеральная целевая программа «Жилище»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

содержание федеральной целевой программы «Жилище».doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, законодатель мог подразумевать, что подобный механизм будет определен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако прямо не указал это в документе. В принятых Правительством Самарской области нормативных документах данный аспект не рассматривался, что затрудняет работу органов местного самоуправления области и ведет к нецелесообразному разнообразию принимаемых решений муниципалитетами.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие реализацию подпрограммы, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, что должно служить стимулом к работе органов местного самоуправления в части продвижения необходимых муниципалитетам законопроектов на областном и федеральном уровне в порядке законотворческой инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»

 

3.1. Общие меры по совершенствованию реализации федеральной целевой программы   «Жилище» 

 

Ежегодно Правительством Самарской области в приоритетном порядке направляются бюджетные средства на предоставление государственной поддержки молодым семьям и отдельным категориям граждан на улучшение жилищных условий, в том числе с помощью ипотечного кредитования.

В Самарской области созданы основные условия для обеспечения спроса на ипотечное жилищное кредитование: работают областные ипотечные организации, утверждены стандарты ипотечного жилищного кредитования, создана система привлечения долгосрочных финансовых ресурсов через механизм рефинансирования ипотечных кредитов, принята необходимая нормативная правовая база, осуществляется взаимодействие с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию

В целях осуществления государственной поддержки молодых семей, проживающих на территории Самарской области Правительство Самарской области разработало областную целевую программу «Молодой семье -доступное жилье» на 2009 - 2015 годы.

Молодой семье - участнику областной подпрограммы, направленной на достижение целей и задач федеральной программы, при рождении (усыновлении) ребенка предоставлялась дополнительная социальная выплата в виде компенсации для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства, в размере, равном стоимости 18 кв. метров общей площади жилья по социальной норме, рассчитанном исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию,   установленного   органом   местного   самоуправления,   но   не превышающем норматив средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Самарской области, утверждаемый ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации47.

Предоставление социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка осуществляется некоммерческими организациями, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями, в Соответствии с соглашениями на оказание данными организациями государственных услуг по предоставлению указанных социальных выплат за счет соответствующих субсидий.

Критериями отбора указанных организаций для заключения с ними соглашения на оказание государственных услуг по предоставлению социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка являются следующие:

- целью деятельности организации в соответствии с учредительными документами является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области; основным видом деятельности организации в соответствии с учредительными документами является предоставление целевых займов, обеспеченных залогом недвижимости (ипотекой), на приобретение жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области; продолжительность деятельности организации на территории Самарской области составляет не менее 5 лет с даты ее государственной регистрации в качестве юридического лица48.

Перечень специализированных организаций, с которыми по итогам отбора на основании вышеуказанных критериев планируется заключение соглашения на оказание государственных услуг по предоставлению социальных  выплат в  виде  компенсации  молодым  семьям  при  рождении (усыновлении)    ребенка,    утверждается    министерством    экономического развития,   инвестиций   и   торговли   Самарской   области.   Предоставление социальной   выплаты   в   виде   компенсации   при  рождении   (усыновлении) ребенка   (далее   - социальная   выплата   при   рождении   ребенка)   носит заявительный характер.

В   соответствии   с   действующим   законодательством   право   на   получение социальной выплаты при рождении ребенка в рамках Программы имеют:

-     молодая семья, соответствующая требованиям областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2003 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 13-ГД, или подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» областной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 86-ГД, получившая ипотечный жилищный кредит (заем), родившая (усыновившая) ребенка до 15 мая 2009 года и обратившаяся в установленном порядке в специализированную областную ипотечную организацию с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка не позднее 1 сентября 2009 года;

-    молодая семья, соответствующая  требованиям областной целевой  программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2003 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 13-ГД, заключившая в период действия данной программы договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) и получившая денежные средства по указанному договору в специализированной областной ипотечной организации в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по предоставлению из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, на обеспечение государственных услуг по предоставлению ипотечных кредитов (займов) молодым семьям, и молодая семья,   соответствующая   требованиям   подпрограммы   «Молодой   семье  - доступное жилье» областной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года № 86-ГД, заключившая до 15 мая 2009 года договор о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) в специализированной областной ипотечной организации или кредитной организации до достижения одним из супругов 31-летнего возраста, получившие ипотечный жилищный кредит (заем) до 15 мая 2009 года, родившие (усыновившие) ребенка с 15 мая 2009 года до 1 июня 2010 года и обратившиеся в специализированные организации с 15 мая 2009 года до 15 мая 2010 года с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка;

-  молодая семья, возраст супругов  в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая  из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, постоянно проживающая на территории Самарской области, соответствующая требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на 2011-2015 годы постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 № 1075». и родившая (усыновившая) ребенка.

-  молодая семья, родившая (усыновившая) ребенка после 1 мая 2010 года, имеет  право на получение социальной  выплаты при рождении ребенка  в размере 5% от расчетной (средней) стоимости жилого помещения, исчисленной  в соответствии с Правилами  предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на 2011-2015 годы49.

При рождении (усыновлении) 3-го ребенка в период кредитования молодым семьям, предоставляется социальная выплата при рождении ребенка в размере оставшейся задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), рассчитанная по норме предоставления площади жилого помещения, но не превышающая размера стоимости общей площади жилого помещения, рассчитанной по норме предоставления.

Таким образов, с помощью областных программ Правительства Самарской области создаются доступные условия для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств, кредитных и ипотечных на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Создаются оптимальные условия для повышения доступности жилья молодым семьям. В 2011 году в Самарской области, как и в целом по Российской Федерации наблюдается стабилизация ситуации в ипотечном жилищном кредитовании. Так, объем ипотечного жилищного кредитования в Самарской области на отчетную дату в 1,8 раза больше, чем в 2010 году. Планируются достаточно серьезные темпы роста ипотечного жилищного кредитования на последующие годы. Основным фактором положительной динамики в этой сфере являются меры, реализуемые на федеральном уровне через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в Самарской области реализуется комплекс взаимоувязанных мероприятий, позволяющих эффективно использовать систему ипотечного жилищного кредитования.

Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, выступающий региональным оператором Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, при активном участии Правительства. Самарской области обеспечивает реализацию на территории Самарской области следующих направлений государственной поддержки:

- выдача   ипотечных   кредитов   по   стандартам   Агентства   по   ипотечному жилищному кредитованию и их рефинансирование;

- реструктуризация ипотечных жилищных  кредитов (займов) для отдельных  категорий заемщиков;

- реализация ипотечных программ «Военная ипотека», «Стимул», «Материнский капитал», «Новостройка», «Малоэтажное жилье». В октябре 2012 года приняты изменения в областную целевую программу «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» на 2010-2013 годы в части реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на компенсацию затрат в полном объеме по уплате первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым учителям.

Необходимо     принять     следующие     основные     меры     по     повышению эффективности    выполнения    рассматриваемого    Проекта    на   территории Российской Федерации, а именно:

1. Выработать новые стандарты жилищных условий (социальная норма - не менее 22 кв. м общей площади жилья на человека

2. Ввести государственный заказ  на новые технологии, позволяющие  запустить механизмы поточного  производства доступного и комфортного жилья;

3. Для повышения эффективности реализации национального жилищного проекта создать национальную жилищную администрацию, региональные жилищные агентства (возможно, на базе региональных ипотечных операторов) и федеральный центр генерального планирования - это обеспечит единый центр управления Проектом;

4. Своевременно и в полном объеме принимать необходимые для реализации нормативные акты правительства РФ по формированию рынка доступного жилья и ФЦП «Жилище»;

5. Урегулировать уровень процентных ставок по ипотечным кредитам с целью поддержания равновесия между спросом и предложением;

Органам государственной власти и органам местного самоуправления в Самарской области необходимо:

1. Привести окончательно нормативно-правовые  акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного федерального законодательства;

2. Ускорить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов по формированию рынков доступного жилья, в том числе схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки;

3. Перейти от точечной и уплотнительной к массовой и квартальной застройке;

4. Активизировать деятельность по подготовке и предоставлению земельных участков для жилищного строительства (увеличить количество аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений);

5. Повышать инвестиционную привлекательность строительства жилых зданий в области для того, чтобы значительно увеличить размер отечественных и зарубежных инвестиции, количество инвестиционно-строительных проектов;

6. Повышать    доступность    и    оптимальность    ипотечного    жилищного кредитования в регионе.

Обеспечение жильем молодых семей в Самарской области, признанных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, остается одной из наиболее острых социальных проблем современной молодежи.

В рамках мероприятий подпрограммы, направленной на достижение целей и задач федеральной программы, молодым семьям предоставлялись социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Информация о работе Федеральная целевая программа «Жилище»