Федеральная целевая программа «Жилище»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

содержание федеральной целевой программы «Жилище».doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

В развитие федеральной подпрограммы Правительством Самарской области была принята областная целевая программа «Молодой семье -доступное жилье» на 2009-2010 годы, а в городском округе Тольятти разработана городская целевая программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2004-2010 гг., после продления программы, соответствующие изменения были внесены и на региональном и местном уровне законодательства.

Выполнение городской целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» обусловлено также выполнением основного требования, необходимого для софинансирования средствами федерального и областного бюджетов программных мероприятий системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предполагает предоставление социальной выплаты в виде компенсаций на приобретение жилья из бюджетов всех уровней в размере не менее:

- 30 процентов расчетной (средней) стоимости  жилья, определяемой в соответствии  с требованиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», - для молодых семей, не имеющих детей;                                                         

-  35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в  соответствии с требованиями  указанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (далее - неполные молодые семьи)13.

Основными критериями, необходимыми для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», являются:

- возраст обоих супругов в  молодой семье не должен превышать 35 лет;

-  обеспеченность жильем каждого  члена семьи должна составлять  менее 12 кв. метров общей площади  жилья;

-   наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения14.

Организационные мероприятия, установленные федеральной подпрограммой на муниципальном уровне предусматривают:

-   признание молодых семей  нуждающимися в улучшении жилищных  условий в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

- формирование списков молодых  семей для участия в подпрограмме;

-   определение ежегодно объема  средств, выделяемых из местного  бюджета на реализацию мероприятий  подпрограммы;

-   выдача молодым семьям  в установленном порядке свидетельств  на приобретение жилья исходя  из объемов финансирования, предусмотренных  на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с Правилами молодая семья, постоянно проживающая на территории городского округа Тольятти, обращается в районный отдел управления по жилищным вопросам мэрии городского округа Тольятти за получением первичной консультации и перечнем документов, которые необходимо представить в орган местного самоуправления для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и для признания участницей подпрограммы.

По статистическим данным на 01.01.2010 г. население городского округа Тольятти составляет 725 тыс. чел.

Согласно проведенному в 2002 году социологическому исследованию «Молодежь Тольятти: сегодня и завтра» численность молодежи городского округа Тольятти примерно 210,7 тыс. чел., что составляет практически треть населения. Большинство молодежи (51 %) проживают с родителями15.

В сложившейся структуре районов городского округа наибольшее количество молодых семей проживает в Автозаводском районе. На втором месте по данному признаку находится Центральный район, наименьшее количество молодых семей зарегистрировано в Комсомольском районе городского округа.

С начала 2008 года количество обращающихся в управление по жилищным вопросам молодых семей резко возросло, что было связано с решением Правительства Российской Федерации с 1 января 2008 года увеличить предельный возраст участия в подпрограмме с 30 до 35 лет.

После проверки документов молодых семей специалистами управления жилищной политики подготавливается проект муниципального правового акта о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, который направляется на согласование и подпись заместителю мэра городского округа Тольятти, курирующего данное направление.

Решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы органы местного самоуправления должны принять в 10-дневный срок с даты представления молодой семьей документов. Кроме того, областным законодательством установлено, что пакет документов, помимо заявления от молодой семьи о признании участниками подпрограммы, должен содержать заявление о признании молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты. По специальной Методике, утвержденной приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, специалистами управления необходимо провести расчет достаточности доходов молодой семьи и оформить соответствующие документы. Учитывая большое количество обращающихся молодых семей, обработка документов заявителей является достаточно трудоемкой.

После вынесения решения о признании или отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, заявители письменно уведомляются о принятом решении.

В соответствии с пунктом 21 Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, должен сформировать список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представить этот список в Правительство Самарской области16.

Районные отделы по учету и распределению жилой площади управления жилищной политики формируют списки молодых семей по соответствующему району и представляют в отдел контроля и использования жилищного фонда управления для формирования общегородского списка и ранжирования его в зависимости от даты подачи заявления молодыми семьями и даты признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1204 в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы внесены изменения, в том числе в Правила предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Правила).

В частности, в соответствии с внесенными изменениями участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая условиям подпрограммы17.

Расчет размера социальной выплаты для молодой семьи, в которой один из супругов не является гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с пунктом 11 Правил исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности с учетом членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации.

Кроме того, внесены изменения, касающиеся формирования списков молодых семей. В первую очередь в списки молодых семей включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Эти изменения внесены для поддержки многодетных семей.

Список молодых семей городского округа Тольятти, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется согласно приказу министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и направляется в Правительство Самарской области в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде, кроме того, данные из списка должны быть внесены в электронную информационную базу.

Для обеспечения молодых семей социальными выплатами на территории Самарской области, областной комиссией проводится отбор муниципальных образований, участвующих в реализации областной целевой программы согласно Порядку отбора муниципальных образований в Самарской области в рамках реализации областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» в целях осуществления ими мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Самарской области18.

В рамках данного отбора мэрией городского округа Тольятти предоставляется пакет документов, установленных пунктом 4 Порядка отбора. По итогам проведения отборов с 2006-2009 гг. городской округ Тольятти признавался победителем и обеспечивался субсидиями из областного бюджета, формируемых в том числе за счет средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета, в целях софинансирования расходных  обязательств   городского   округа  Тольятти   по   предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

В дальнейшем между мэрией городского округа Тольятти и Правительством Самарской области заключается соглашение о порядке финансирования и освоения средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2010 годы. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области на основании сводного областного списка молодых семей утверждает, доводит до органов местного самоуправления области списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат очередного года и производит перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий программы19.

Согласно пункту 36 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из областного бюджета, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей.

До выдачи свидетельств управление жилищной политики производит работу с молодыми семьями - претендентами на получение социальных выплат по обновлению документов. Молодые семьи приглашаются в районные отделы по учету и распределению жилой площади для представления документов и заявлений на получение социальной выплаты. Специалистами управления проводится проверка документов, представляемых молодыми семьями и принимается решение о выдаче семье свидетельства или об отказе в выдаче.

Свидетельства о праве на получение социальной выплате на приобретение (строительство) жилья получает по акту приема-передачи  в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области специалист отдела контроля и использования жилого фонда управления. В управлении производится оформление свидетельства на каждую молодую семью с указанием членов молодой семьи и суммы получаемой социальной выплаты. Свидетельства подписываются мэром городского округа Тольятти, передаются в районные отделы по учету и распределению жилой площади для последующей выдачи молодым семьям -претендентам на получение социальной выплаты.

На данном этапе работы трудности возникают с необходимостью провести проверку документов, оформить свидетельства, передать их молодым семьям в 10-дневный срок после поступления бюджетных средств в орган местного самоуправления.

Для проведения дальнейшей работы с молодыми семьями, получившими свидетельства, управление по жилищным вопросам подготавливает проекты договоров с банками, уполномоченными обслуживать средства социальных выплат. Отбор банков для участия в реализации подпрограммы осуществляется министерством финансов Самарской области. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации.

В соответствии с соглашением, заключенным с мэрией городского округа Тольятти, банки обязуются представлять в управление ежемесячные отчеты об открытых молодыми семьями банковских счетах, проведенных операциях по счетам, при представлении молодой семьей документов о приобретенном жилье, производить проверку документов и оформление заявки в мэрию городского округа на оплату приобретенного молодой семьей жилого помещения, а также сведения о произведенной оплате на счет продавца жилого помещения.

На основании ежемесячных отчетов банков, управление формирует сводный отчет об использовании средств местного бюджета и вышестоящих бюджетов, выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и представляет его в Правительство Самарской области.

В течение 2 месяцев молодые семьи должны предъявить свидетельство в любой из банков, отобранных Правительством Самарской области для обслуживания средств социальных выплат. Еще 7 месяцев дается молодой семье для подбора варианта приобретения жилья и оформления покупки в регистрирующих органах.

Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических лиц и (или) юридических лиц жилого помещения, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение20.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находится на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного  самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение   в   общую   собственность   всех   членов   семьи   указанных   в свидетельстве21.

Информация о работе Федеральная целевая программа «Жилище»