Целевая программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании.
К задачам данной курсовой работы можно отнести: рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования; выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода; определить основные направления реформирования бюджетной системы РФ; исследовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 4
1 Планирование бюджетных расходов в РФ 5
1.1 Методы бюджетного планирования 5
1.2 Сущность программно-целевого метода составления бюджета 8
2 Реформирование бюджетной системы РФ 14
2.1 Основные направления реформирования 14
2.2 переход от нормативного метода планирования бюджетных расходов к программно-целевому методу 16
3 Пути совершенствования программно-целевых методов планирования 22
3.1 Повышение качества целевых программ 22
3.2 Требования, предъявляемые к целевым программам 24
Заключение 26
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

мой кур.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит 29 с., 1 таблицу, 11 источников.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РФ, МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАЯ, СУЩНОСТЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА, РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

Сама  идея программно-целевого метода лежит  в том, чтобы сосредотачивать внимание не только на возможностях бюджета, а и на том, как наиболее эффективно их использовать с целью получения  конкретных результатов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение               4

1 Планирование бюджетных расходов  в РФ         5

1.1 Методы  бюджетного планирования         5

1.2 Сущность  программно-целевого метода составления  бюджета     8

2 Реформирование бюджетной системы  РФ      14

2.1 Основные  направления реформирования      14

2.2 переход от нормативного метода  планирования бюджетных расходов  к программно-целевому методу       16

3 Пути совершенствования программно-целевых  методов планирования 22

3.1 Повышение  качества целевых программ      22

3.2 Требования, предъявляемые к целевым программам    24

Заключение           26

Библиографический список         29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы данной курсовой работы состоит  в том, что программно-целевой метод – используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития. Дает возможность выявить источники ресурсов для выполнения программ и определить эффективность этих программ.

Ведущие Российские экономисты ищут выходы из сложившейся ситуации, и в качестве одного из возможных выходов предлагают использовать программно-целевой метод планирования расходов бюджета, который частично уже применяется в РФ. Именно поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании.

К задачам  данной курсовой работы можно отнести: рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования; выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода; определить основные направления реформирования бюджетной системы РФ; исследовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов и определить пути его совершенствования.

Предметом исследования данной курсовой работы выступает программно-целевой метод бюджетного планирования.

При написании  курсовой работы были использованы различные  методы исследования. На первом этапе  использовались методы сбора информации, затем полученная информация при помощи структурного анализа была разбита на составные элементы.

 

1 ПЛАНИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТНЫЙХ РАСХОДОВ РФ

 

 

    1. Методы бюджетного планирования

В странах  с развитой рыночной экономикой общепризнанна  необходимость государственного регулирования экономических процессов. Важными инструментами регулирования являются прогнозирование и бюджетное планирование. Прогнозирование основывается на научном предвидении будущего, которое позволяет принять оптимальное решение по перспективе развития социально-экономической и других сфер жизни общества в прогнозируемых условиях.

Бюджетное планирование осуществляется на основе бюджетного прогнозирования, которое анализирует достигнутые показатели и учитывает объективные закономерности развития экономики в различных вариантах внешних условий. Регулирующая роль государства заключается в создании таких условий, которые максимально благоприятствуют развитию экономики и росту благосостояния населения. Оптимальный вариант бюджетной политики государства закладывается в расчеты планирования бюджета.

Существуют  различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа. В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень  инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.

Балансовый  метод позволяет составить баланс расходов и доходов бюджета, распределить их по планируемым периодам и среди бюджетополучателей всех уровней. Прогноз балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, спроса и предложения на внутреннем и международном рынках, доходов и расходов позволяет увязать потребность макроэкономики в ресурсах производства с планированием источников получения, производства и распределения ресурсов, обеспечить равновесие рыночной экономики.

Балансовый  метод используется для выработки  социальной, бюджетной, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики государства. Он позволяет определить имеющиеся диспропорции в макроэкономике и разработать пути их преодоления.

Программно-целевой  метод используется для приоритетного  бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами.

Метод экспертного  прогнозирования позволяет совместить в прогнозировании имеющиеся статистические данные с аналитическими выводами высококвалифицированных экспертов, основанных на интуиции, нестандартном логическом мышлении и научном подходе. Этот метод используется при невозможности с достаточной достоверностью определить динамику внешних условий социально-экономического развития. Этот метод содержит субъективный подход к прогнозированию и возможность ошибочности прогноза. С целью увеличения достоверности экспертного прогноза приходится привлекать большое количество экспертов, но и в этом случае выбор оптимального варианта носит субъективный характер.

Метод экстраполяции  переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции, может быть, применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.

Метод моделирования  позволяет заложить в модель различные  условия динамики социально-экономических  процессов и в случае ошибочности  выбранного варианта прогноза быстро откорректировать допущенные отклонения и адаптироваться к реальным условиям.

Метод экономического анализа увязывает закономерности развития макроэкономики и ее объектов.

Бюджетное планирование использует в необходимых  случаях те или иные методы планирования и ежегодно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.

В зависимости  от сложившихся условий при составлении  бюджетов используется совокупность тех или иных методов прогнозирования и планирования с учетом их специфических особенностей. В современной России используется программный подход к бюджетному планированию. Расходы бюджета определяются в зависимости от их особенностей нормативным, программно-целевым, балансовым, индикативным и другими методами. Бюджетные средства распределяются ведомствам постатейно в соответствии с Бюджетным кодексом. Рациональность использования бюджетных средств определяет государственная целевая программа. Доля расхода бюджетных средств на цели, предусмотренные государственной программой, с 2006 г. ежегодно увеличивается на 5 % и в 2011 г. достигла 70 %.

Методы  бюджетного планирования постоянно  совершенствуются. Сложившаяся в России практика среднесрочного планирования на 3 года связана с применением метода планирования, ориентированного на результат, внедренного в 2004 г. Этот метод позволяет для финансирования приоритетных направлений государственной программы использовать доходы бюджета будущих периодов (в пределах планируемых 3 лет).

Бюджетное планирование является составной частью федерального стратегического планирования развития макроэкономики. Сбалансированность и научность бюджета определяют эффективность социально-экономического развития на планируемом этапе общего стратегического плана.

Федеральный бюджет обеспечивает баланс в макроэкономике и рациональное использование всех ресурсов производства. Бюджеты всех уровней увязывают интересы регионов страны и субъектов микроэкономики с общегосударственными стратегическими целями.

1.2 Сущность программно-целевого метода составления бюджета

Использование программно-целевого метода при составлении  бюджета не только кардинально изменило идеологию бюджетного процесса, но и позволило увеличить его эффективность, потому что:  процесс формирования бюджета начинается с сосредоточения внимания на результатах, которые необходимо достичь в государственном секторе; а затем – на ресурсах, необходимых для достижения этих результатов.

При использовании  традиционных методов формирования бюджета внимание сосредотачивалось именно на ресурсах, результатам же внимание не уделялось. Рассмотрим пример. Основной статьей расходов бюджетных учреждений, которые выполняют работы и предоставляют услуги населению, является выплата заработной платы. Вовремя не хватает средств для приобретения материалов и энергоресурсов. Необходимо планировать под определенные бюджетные средства объемы работ, а потом уже необходимое количество работников и фонд зарплаты. Обоснованное количество работников даст возможность не только увеличить им заработную плату, но и увеличить результат их деятельности. Именно такой подход при формировании расходной части бюджета и используется при программно-целевом методе планирования расходов.

Итак, сущность программно-целевого метода лежит в  следующем: акцент переносится с потребности в средствах, необходимых для выполнения государством своих функций, на то, какие результаты ожидаются от использования средств бюджета, то есть на обеспечении эффективности использования бюджетных средств; внедрение этого метода изменяет характер обсуждения бюджетной политики: внимание переносится с контроля за выполнением обязательств – на обеспечение эффективности. При разработке бюджетной политики в первую очередь засчитывается фактор: что получит общество за те деньги, которые оно тратит.

Возникает вопрос не о правильности использования  средств при выполнении бюджета, а о том, насколько эффективно расходуются средства при достижении целей государственной политики.

Оценка  и экспертиза программ является обязательным компонентом программно-целевого метода.

В аналитическом  плане программно-целевой метод  вводит в бюджетный процесс элементы анализа соотношения расходов и достигнутых результатов.

Еще до внедрения  программно-целевого метода, как основного метода планирования бюджета, в бюджетном процессе уже использовались кое-какие его элементы.

Начиная с 1998 года введены бюджетные запросы установленной формы, в которых главные распорядители бюджетных средств обязательно отображают: основную цель деятельности; задания на плановый год; проведенный анализ результатов деятельности, достигнутых в прошлом году; прогноз ожидаемых результатов деятельности в текущем году; обоснование разделения граничного объема расходов по кодам функциональной классификации и направлениями деятельности.

Названия  отдельных кодов функциональной классификации, которые использовались для одного главного распорядителя, сегодня по своему признаку могут быть названиями бюджетных программ.

Главные распорядители бюджетных средств  имели возможность перераспределять свои расходы с целью обеспечения их приоритетности.

Программно-целевой  метод составления бюджета –  это группирование разных бюджетных  расходов в отдельные программы  таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы.

Как правило, каждая программа – это фискальное обязательство одного главного распорядителя  бюджетных средств, эффективность  работы которого оценивается с точки зрения достижения цели программы.

Программа – это комплекс взаимосвязанных  мероприятий, направленных на достижение единой цели, выполнение которой предлагается и совершается распорядителем бюджетных средств относительно положенных на него функций.

Основные  характерные черты бюджетной  программы: не ограничивается во времени; одна бюджетная программа выполняется одним распорядителем бюджетных средств и не имеет аналогов; название бюджетной программы должно отображать основную сущность программы, то есть отбивать направление использования средств бюджета; по своему содержанию бюджетная программа должна относиться к одному разделу функциональной классификации.

При использовании  постатейного метода планирование бюджета  совершалось только на год. Программно-целевой метод содействует стратегическому подходу, то есть планированию расходов бюджета на несколько лет. Благодаря этому методу стало возможно внедрение среднесрочного планирования бюджета. Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования.

Информация о работе Целевая программа