Роль целевых программ в развитии муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать роль органов местного самоуправления в реализации муниципальных программ.
Задачи работы: - выявить общее и особенное в содержании программно-целевого развития муниципальных образований; - обосновать принципы организации программно-целевого развития муниципальных образований; - проанализировать реализацию федеральных и областных программ органами местного самоуправления Аткарского муниципального района.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль целевых программ в развитии муниципального образования 6
2. Роль органов местного самоуправления в реализации целевых программ 11
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Аткарского 11
муниципального района
2.2. Реализация федеральных и областных программ органами местного 18
самоуправления Аткарского муниципального района
2.3. Реализация муниципальных программ органами местного самоуправления 20
Аткарского муниципального района
Заключение 23
Список использованных источников 27
Приложение А. Программа социально-экономического развития Аткарского 28
муниципального района на 2009- 2011 годы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                             3                                                                                                                             

1. Роль целевых программ  в развитии муниципального образования                         6

2. Роль органов местного самоуправления  в реализации целевых программ             11

2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Аткарского              11

       муниципального  района

2.2. Реализация федеральных и  областных программ органами  местного                  18

       самоуправления  Аткарского муниципального района

2.3. Реализация муниципальных программ  органами местного самоуправления      20

       Аткарского муниципального  района

Заключение                                                                                                                         23

Список использованных источников                                                                               27

Приложение А. Программа социально-экономического развития  Аткарского         28

      муниципального  района на 2009- 2011 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

              В процессе развития государственно-политической системы на современном этапе особую значимость приобретает реформа местного самоуправления, призванная осуществить реорганизацию властных полномочий и укрепить позиции института местного самоуправления в России. В связи с этим чрезвычайно важная роль отводится развитию муниципальных образований как производственно-территориальных единиц муниципального сектора экономики, первичных звеньев территориальной структуры хозяйства страны.

              Современный этап общественного  развития характеризуется уникальными особенностями: с одной стороны, широкий размах приобретает процесс глобализации экономических процессов и межотраслевой интеграции, ведущей к экономическим союзам и интеграционным группировкам, контролирующим огромные территории, а с другой – каждый человек, проживающий в определенном населенном пункте, входит в состав местного сообщества, которое отличается от других сообществ не только территорией, но и сложившимися хозяйственными и экономическими связями, составом населения и способом включения населения в процесс общественного воспроизводства. В границах местного сообщества совместными усилиями проживающего на данной территории населения ведется хозяйство в целях удовлетворения как коллективных, так и личных потребностей жителей. Каждая территория образуется и функционирует в соответствии с административно-территориальным устройством, а ее управление осуществляется на основе принципов местного самоуправления.

              Местное самоуправление призвано  не только исполнять установленные  законодательством полномочия на соответствующей территории, но и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований в целях повышения конкурентоспособности территории, ее инвестиционной привлекательности, повышения качества жизни населения.

 

Труды  Ю.Алексеева, А.Алисова, Г. Ветрова, А.Гапоненко, Б.Жихаевича  и других посвящены разработке и  реализации механизма стратегического  управления на уровне городских поселений. Вместе с тем процесс формирования и стабильного развития муниципальных образований еще недостаточно изучен.

              Цель работы – охарактеризовать  роль органов местного самоуправления  в реализации муниципальных программ.

              Задачи работы:

                      - выявить общее   и   особенное   в содержании   программно-целевого

                        развития муниципальных образований;

                      - обосновать       принципы         организации        программно-целевого

                         развития муниципальных образований;

                      - проанализировать реализацию федеральных и областных программ

                        органами местного самоуправления     Аткарского    муниципального

                         района.

              Объект работы – муниципальное  образование, как сложная территориальная социально-экономическая система. Предмет работы – экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы разработки и реализации целевых программ развития муниципального образования.

              Участие органов местного самоуправления в реализации целевых программ осуществляется в рамках решения вопросов местного значения муниципальных образований, перечень которых установлен статьями 14-16 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.  « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

                При выполнении работы в рамках  системного подхода применялись  общенаучные и монографические  методы исследования – научной  абстракции, анализа и синтеза,  экспертных оценок, логического моделирования, статистической обработки информации.

              Практическая значимость курсовой  работы состоит в том, что  содержащиеся в работе выводы  и рекомендации, адресованные органам  местного самоуправления, могут  быть использованы при совершенствовании  организации процессов разработки и реализации целевых программ муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль целевых  программ в развитии муниципального  образования

 

              Муниципальное образование как  социально-экономический феномен рассматривается в отечественной и зарубежной экономической литературе с позиции различных методологических подходов. В рамках общеэкономического подхода, реализующего диалектическое единство целого и части, муниципальное образование представлено в качестве составной части территориальной структуры хозяйства национальной экономики, которая является ее первичным звеном1.

              Как первичное звено оно реализует  определенную форму территориальной  структуры хозяйства и территориальной  организации населения, а также сочетает экономические, социальные, управленческие функции на определенной территории. Будучи первичным звеном территориальной структуры хозяйства страны, муниципальное образование подвергается воздействию изменений, которые претерпевает территориальная структура хозяйства и которые связаны не только с интеграционными процессами в агропромышленной среде, но и с процессами децентрализации территориальной структуры хозяйства.

              Интеграционные процессы в агропромышленной  среде имеют различные формы проявления, в том числе они реализуются и в форме интеграции урбанизированных и неурбанизированных территорий2.

Экономическими предпосылками  такого рода интеграции служат стабильность установившихся хозяйственных связей, развитая производственная и социальная инфраструктура, специализированная направленность. Это дает основание ввести понятие «территориальные формы агропромышленной интеграции», которые существуют наряду с традиционными формами объединения промышленных и аграрных хозяйственных структур. В связи с этим муниципальное образование следует рассматривать в качестве формы агропромышленной интеграции, осуществляемой в рамках общемирового процесса интеграции урбанизированных  и

_______________

1 Ступин Р.А. Муниципальное право РФ. Учебное пособие для ВУЗов. М., Юристъ, 2007. С. 187

2 Абрамов С.А.  Муниципальное право  России.  Учебник для ВУЗов. М., Приор-М., 2007

неурбанизированных территорий, что закреплено в уточнениях, внесенных в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и определивших формы муниципальных образований3.

              Муниципальное образование как  социально-экономическую систему  характеризуют общесистемные и  специфические свойства:

              - целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

              - интегративность как свойство  системы включать системообразующие  элементы, утратившие отдельные  индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

              - многовариантность как разноплановая  организация элементов системы,  которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

              - адаптивность как свойство системы  постоянно приспосабливаться к  изменениям внешней и внутренней  среды;

              - изоморфизм как соответствие  территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

              - синергизм – как объединение  финансовых, материальных, людских  ресурсов территориальной локальной  общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода4. К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия   в

_______________                                                                            

3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2009. С. 196.

4 Там же. С. 198.

процессе воспроизводства; наличие  базовых, опорных элементов в  структуре муниципального образования  и сопряженных с базовыми промежуточных  элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами5.

              Становление экономического профиля  Аткарска, находившегося в крупнотоварной сельскохозяйственной зоне, исторически шло по линии развития функций концентрации мелких партий сельскохозяйственной продукции, частичной ее переработки и последующей передаче их в крупные общероссийские центры торговли и потребления (прежде всего – Саратов). Росту экономического влияния и появлению новых возможностей развития города способствовало появление в XIX веке железной дороги, связавшей центральные районы России с хлебными провинциями.

              К середине 60-х годов XIX века сформировалась база многоотраслевой промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья практически в том виде, в котором она представлена и сейчас. Постсельскохозяйственные отрасли хозяйственного комплекса города дополнялись предприятиями по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, а также обслуживанию железнодорожных перевозок. В середине 80-х годов XIX века Аткарск представлял собой диверсифицированный промышленный центр районного уровня с развитыми функциями межрайонного сервисного обслуживания. В структуре финансирования развития экономики города и района преобладали внерегиональные средства,    так

_______________

5 Материал взят с сайта Всероссийское информационное агентство «Местное самоуправление» [Электронный ресурс] URL: http://www.msu-russia.ru/regions/34.htm1?mr=1974 (дата обращения 07.04.2009).

 

 

как основные потребители  производимой городом промышленной продукции находились в основном за пределами и Саратовской области.

              Возрастающее влияние на формирование  экономических функций Аткарска  оказывал динамично развивающийся  центр области – Саратов. В  последней трети XX столетия активизировались процессы кооперационного взаимодействия с саратовскими предприятиями, насыщения города и всей территории района предприятиями филиального типа, что соответствует начальному этапу формирования агломерационного поля с центром в Саратове. Помимо функций производства  перераспределения товаров появляются функции, соответствующие постиндустриальной стадии. В частности, вокруг г.Аткарска, в непосредственной близости саратовских научно-исследовательских и учебных центров сельскохозяйственного профиля, созданы три опытно- производственных и учебных хозяйства (ОПХ «Елизаветино» – НПО «Элита Поволжья», учхоз «Муммовское» - Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева, Москва, УПХ «Красная Звезда»).

              Следует сказать, что отмеченные  процессы имели, как правило,  спонтанный характер и не достигли  той степени завершенности, которая была бы достаточной для генерации импульсов самостоятельного развития. Экономика района в целом имела и имеет «периферийный» характер и испытывает сильную зависимость от внешних центров принятия решений6.

Информация о работе Роль целевых программ в развитии муниципального района