Особенности финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы изучение особенностей организации финансирования федеральных целевых программ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1. Федеральная целевая программа: понятие, структура,
порядок формирования…………………………………………………………
1.1 Понятие Федеральной целевой программы………………………………..
1.2 Структура Федеральных целевых программ……………………………….
1.3Порядок формирования федеральных целевых программ…………………
2. Финансирование и софинансирование Федеральных
целевых программ
2.1 Финансирование федеральных целевых программ из федерального
бюджета (данные за 2011-2013 гг.)………………………………………………

Файлы: 1 файл

Федеральные целевые программы.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

  1. Федеральная целевая программа: понятие, структура,

порядок формирования…………………………………………………………

  • 1.1 Понятие Федеральной целевой программы………………………………..
  • 1.2 Структура Федеральных целевых программ……………………………….
  • 1.3Порядок формирования федеральных целевых программ…………………
    1. Финансирование и софинансирование Федеральных

    целевых программ

  • 2.1 Финансирование федеральных целевых программ из федерального
  • бюджета (данные за 2011-2013 гг.)………………………………………………

     

  •  

     

     
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     

     

    Введение

    В настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    Целью работы изучение особенностей организации финансирования федеральных целевых программ.  

    Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

     

     

     

       Поставленные  в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.   

    В первой главе  данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.   

    Во  второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».   

    В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения   

    Метод исследования - сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.   

    Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.    

    Информационную  базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы.  
      
      
      
     

     

     

     

     
     1.Федеральная целевая программа:  понятие, структура,

     порядок  формирования.

    1.1.Понятие  Федеральной  целевой  программы

    Федеральная целевая  программа – увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления  комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

    Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    Целевая программа может  включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление  целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

    В условиях рыночной экономики программно-целевой  метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики

    Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

    В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920г. Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.

    Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого  экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

    Одним из необходимых  условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления.

    Федеральные целевые  программы являются в настоящее  время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

    направленность на решение  комплексных задач, стоящих перед  Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

    более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками  отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные  и долгосрочные социально-экономические  эффекты;

    системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

    более открытый и гласный  по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок  формирования программ и хода их реализации;

    • высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
    • наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
    • возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

     

    1.2 .Структура федеральной целевой программы.   

    Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности  решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

    Целевая программа состоит из следующих  разделов:

    • характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

    основные цели и задачи целевой программы с  указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

    перечень программных  мероприятий;

    обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

    механизм реализации целевой программы, включающий в  себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

    оценка социально-экономической  и экологической эффективности  целевой программы.

    Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.

    К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:

    Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

    Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

    Требования, предъявляемые  к целям программы:

    специфичность (цели должны соответствовать компетенции  государственных заказчиков целевой  программы);

    достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

    измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

    привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

    Раздел должен содержать  обоснование необходимости  решения  поставленных задач для  достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы  с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

    Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

    Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

    В отдельных случаях  для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

    В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

    Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 " О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация ".   

    Информация о работе Особенности финансирования федеральных целевых программ