Целевая программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей применения программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании.
К задачам данной курсовой работы можно отнести: рассмотрение сущности программно-целевого метода бюджетного планирования; выявление преимуществ и недостатков применения программно-целевого метода; определить основные направления реформирования бюджетной системы РФ; исследовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 4
1 Планирование бюджетных расходов в РФ 5
1.1 Методы бюджетного планирования 5
1.2 Сущность программно-целевого метода составления бюджета 8
2 Реформирование бюджетной системы РФ 14
2.1 Основные направления реформирования 14
2.2 переход от нормативного метода планирования бюджетных расходов к программно-целевому методу 16
3 Пути совершенствования программно-целевых методов планирования 22
3.1 Повышение качества целевых программ 22
3.2 Требования, предъявляемые к целевым программам 24
Заключение 26
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

мой кур.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

 

Конкретные  объемы финансирования на каждый год  по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.

Следует отметить, что суммы, определенные в  программе далеко не всегда совпадают с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год.

В основе финансирования программ лежит сметный  подход, который определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу.

 

  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

3.1 Повышение качества целевых программ

Программно-целевые методы активно внедряются в практику муниципального управления в ряде регионов, однако практика их применения пока не внедрена в бюджетный процесс во всех муниципальных образованиях. Это, связано с низкой бюджетной обеспеченностью и зависимостью муниципальных образований от вышестоящих бюджетов, неопределенностью объемов доходных источников, что не позволяет осуществлять полноценное перспективное планирование, а также с незначительными объемами расходуемых средств.

Практическое внедрение перспективных инструментов бюджетирования показало, что при определенных преимуществах данного метода возникает целый ряд проблем на муниципальном уровне, основными из которых являются методологические затруднения, недостатки в системе статистической информации, а также нехватка квалифицированных кадров.

Программные методы целевого бюджетирования должны опираться на базисные понятия стратегического планирования. Для перспектив развития регионов и муниципалитетов в первую очередь важны общие правила игры в вопросах стратегического планирования. При этом порядок и условия формирования и реализации программных методов управления и бюджетного планирования в муниципальных образованиях требуют более четкого и детального законодательного регулирования. Процесс разработки и реализации муниципальных целевых программ нуждается в детализации, совершенствовании методологических механизмов. Общими требованиями к бюджетным целевым программам, по их мнению, должны стать: четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам государственной и муниципальной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности); обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы.

В целях  устранения проблем в правовом регулировании  этих вопросов необходимо: ускорить разработку проекта федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который должен утвердить единый перечень и единые требования к документам планирования; сформировать нормативную правовую базу, регламентирующую порядок разработки и утверждения муниципальных целевых программ на долгосрочную перспективу; разработать методические рекомендации с пошаговой детализацией процесса программно-целевого бюджетирования; разработать модельные (рекомендательные) нормативные акты, содержащие основу для разработки местных Положений о порядке подготовки, утверждения и реализации целевых программ (долгосрочных, ведомственных) муниципального образования; разработать общую систему показателей (индикаторов) для мониторинга и оценки достижения поставленных целей в соответствии со спецификой местного самоуправления. При этом целесообразно, чтобы ряд ключевых показателей был унифицирован в масштабах России, а определенный набор показателей – на региональном и отраслевом уровнях. Кроме того, на федеральном уровне необходимо утвердить социальные стандарты; внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающие (содержание понятий «комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований», «планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования», «программы развития муниципальных образований», «муниципальные долгосрочные целевые программы», «ведомственные целевые программы»; установить критерии, позволяющие разграничить муниципальные целевые программы на долгосрочные, краткосрочные и среднесрочные, а также рамочные сроки их действия, например, не менее трех лет; механизмы, за счет которых будет обеспечиваться взаимосвязь указанных программ с бюджетным процессом в муниципальных образованиях, а также программой социально-экономического развития Российской Федерации, программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, федеральными и региональными целевыми программами; компетенцию представительных органов муниципальных образований и местных администраций по утверждению и реализации указанных программ).

3.2 Требования, предъявляемые к  целевым программам

Общими  требованиями, предъявляемыми к бюджетным  целевым программам, являются: четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей); наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы; обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.

Следует отметить, что федеральные и ведомственные  целевые программы, исходя из решаемых задач, должны различаться. Различие состоит в следующем: уровень утверждения (федеральная целевая программа утверждается Правительством Российской Федерации, ведомственная целевая программа – соответствующим субъектом бюджетного планирования); межотраслевой (федеральная целевая программа) или внутриотраслевой (ведомственная целевая программа) характер; содержание программной деятельности и мероприятий (федеральная целевая программа должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические и (или) структурные проекты, ведомственная целевая программа – объединять расходы на предоставление услуг, реализацию менее крупных проектов); принцип планирования расходов (для федеральных целевых программ – в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством Российской Федерации, для ведомственных целевых программ – в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств).

С точки  зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы, как основная форма реализации программно-целевого планирования, имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности; сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора; возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму).

Исходя  из этого, в перспективе предлагается объединить нормативные правовые акты, регламентирующие разработку и реализацию федеральных и ведомственных  целевых программ. В рамках данного  подхода будет обеспечено четкое разделение и оптимальное сочетание ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования (учета) и федеральных целевых программ как инструмента экономической политики.

При распределении  на конкурсной основе средств бюджета  принимаемых обязательств между бюджетными целевыми программами следует применять следующие принципы: распределение основной части средств бюджета принимаемых обязательств только между новыми или действующими бюджетными целевыми программами в зависимости от формализованной оценки их обоснованности и результативности, а также соответствия приоритетам государственной политики; учет при распределении ассигнований бюджета принимаемых обязательств средней оценки бюджетных целевых программ, реализуемых соответствующим субъектом бюджетного планирования; учет обоснованности и прозрачности оценки финансовых затрат на реализацию возложенных на соответствующие органы власти функций, в том числе связанных с управлением бюджетными целевыми программами.

При этом рассматривается возможность сокращения финансирования или досрочного прекращения  реализации бюджетных целевых программ в случае несоответствия заранее  установленным промежуточным критериям  и индикаторам результативности с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).

Наряду  с формированием финансовых стимулов для распространения программно-целевых  методов планирования необходимо создать  и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планирования в инициировании ведомственных целевых программ путем расширения их полномочий при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами (с учетом мер по упорядочению бюджетной классификации).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Программно-целевой  метод планирования является одним из основных инструментов бюджета, ориентированного на результат и наиболее ярко выражает его основные принципы. Этот метод заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств и разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки».

России  внедрение подобных инструментов бюджетирования началось с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах. Расширение практики внедрения программно-целевых методов в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления предусмотрено Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. К настоящему времени сформирована нормативная и методологическая основа для разработки государственных программ РФ. При этом на сегодняшний день в законодательстве существует ряд пробелов и противоречий относительно порядка и условий применения этих методов управления и бюджетного планирования в муниципальных образованиях, а также правового регулирования вопросов комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Серьезным вопросом, требующим решения при программно-целевом финансировании, является увязка мероприятий программы социально-экономического развития региона (муниципального образования) с мероприятиями долгосрочных и ведомственных целевых программ. Взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений программы социально-экономического развития и мероприятий целевых программ, способны обеспечить повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, сокращение нерациональных, «непродуманных» расходов, и, соответственно, не допустить неэффективное расходование бюджетных средств. Таким образом, переход к программному бюджету требует как повышения качества организации бюджетного планирования программных расходов, их обоснованности, направленности на достижение количественно измеряемых результатов, взаимосвязи различных программных инструментов, так и повышения доли охвата программными мероприятиями бюджетных средств.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Бюджетный кодекс РФ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  2. «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Федеральный закон от 30.11.2011 N 371 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  3. Концепция реформирования бюджетного процесса в российской Федерации в 2004-2006 годах. Одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. (ред. от 23.12.2004, с изм. от 06.04.2011) № 249 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  4. Александров, И.М. Бюджетная система РФ: учебник, 2-е издание /И.М. Александров М.: Дашков и Ко, 2007.
  5. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е.Ф. Борисов, - М.:Юрист, 2008.
  6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003.
  7. Игутин А.Г. некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. – 2003. - № 5.
  8. Осипова А.А., Соломко И.М. Бюджетный процесс в РФ: региональный аспект: Научное издание. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. 2002.
  9. Поспелов, Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов, В.А.Ириков. - М:Экспо, - 2008.
  10. Райзберг, Б.А. Программно - целевое планирование и управление: учебное пособие для ВУЗов / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2007.
  11. Стефанов, Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика:Учебник /Н.Стефанов, К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. - М: "Прогресс", 2009.

 


Информация о работе Целевая программа