Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. Его особенности состоят в том, что он регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные элементы. 1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их осн признаков. К ним относятся юр лица, др категории плательщиков (например, филиалы юр лиц) и физ лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог. 2. Определение объекта налогообложения, т. Е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. 3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т. Е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог. 4. Ставка, т. Е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом. 5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо. 6. Установление льгот, т. Е. полного или частичного освобождения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплатель­щиков.  

 

19. Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов

Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном фин системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды гос или муницип образования, кот обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают фин основу для осуществления функций органов гос власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осущ-я задач гос и муницип образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

С юр точки зрения бюджет рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет – это основной фин план образ-я, распред-я и использования централизованного денежного фонда гос или муницип образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

В БК РФ установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) – в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. Названную основную форму дополняют финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет.

БК определяет бюджет как форму образ-я и расходования фонда денежных средств, предназначенных для фин обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления, что не отражает всех особенностей бюджета.

Осн роль бюджета выражается в том, что он создает фин базу функционирования гос-ва и муницип образований, выполнения ими своих задач. В то же время и гос аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осущ-ия гос соц-эк-кой политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.

Бюджет явл-ся мощным управляющим механизмом в распоряжении гос-ва, выступает проводником его фин политики. Существует также консолидированный бюджет, т. е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в РФ. Бюджет способствует также развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.

 

20. Бюджетная система, ее состав, принципы построения

Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, а именно – бюджетную систему. Необходимо отметить, что БК РФ расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, и внебюджетные государственные социальные фонды. Такое объединение явл-ся условным, поскольку внебюдж фонды существенно отличаются от гос и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.

Все государства имеют свою организацию бюджетной системы (структуры) и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым правовым режимом. Каждый из бюджетов служит фин базой для дея-ти соответствующих органов гос власти или местного самоуправления.

В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ (ст.28) закреплены принципы единства, самостоятельности бюджетов и др.

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов. Подобное взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней. В результате складываются межбюджетные отношения, осуществляемые органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Организационно-правовыми и эк-ми гарантиями единства бюдж системы явл-ся: ее единая правовая база; использование единых бюдж классификаций и статистич бюд информации; согласованные принципы бюджо процесса; единая денежная система; единство форм бюдж документации; санкции за нарушение бюдж законод-ва; единый порядок финансир-я расходов бюджетов всех уровней. Единство бюдж системы является необходимым условием проведения единой соц-эк-кой, фин, в том числе бюдж и налоговой политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных фин дея-ти Российского гос-ва в целом.

 

21. Правовой режим  целевых бюджетных фондов

Целевые бюдж фонды ден ср-в создаются в бюджетах для направленного финансир-ия наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, гос программ или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды создаются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Однако не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Особенностью целевых бюдж фондов явл-ся то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.

В 1998 г. на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 1999 год» были созданы следующие целевые бюджетные фонды: фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства.

Этот фонд образован впервые в федербюджете в 1993 г. В соотв с Положением об этом фоиде, утвержденном Постановлением Прав-ва РФ от 23 апреля 1994 г.", фонд создан для обеспечения гарантированного снабжения населения и предприятий северных регионов нефтью, нефтепродуктами, топливом, продовольствием, медикаментами, лекарственными средствами, а также продукцией производственно-технического назначения. Источниками образования этого фонда являются: средства федер бюджета, процентные платежи за использование средств этого фонда на возвратной основе, внебюджетные средства". Основным источником формир-я фонда являются бюджетные ассигнования. Их размер определяется законом о федербюджете на предстоящий год. Использование средств фонда осущ-ся путем предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, производящим закупку и завоз продукции в порядке централизованных поставок. Средства фонда аккумулируются Минфином РФ на спец счете. Аналогичные фонды могут быть созданы на регион-х уровнях.

Целев бюдж фонды — весьма подвижное явление в фи системе РФ. Правовые нормы, регулирующие порядок образ-я и использ-я этих фондов, составляют часть правового института «бюджетное право».

 

22. Доходы бюджетов, их классификация

Законодательством РФ определено, что гос и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов. Все доходы и расходы бюдж системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

Распределение доходов и расходов бюджетов – это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов.

В РФ установлена единая для бюджетов всех уровней классиф-я доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Подобная классиф-я обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюдж классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Доходы бюджетов. Все предусмотренные законод-вом доходы по соц-эк-му признаку можно подразделить на несколько групп: – доходы от предприятий и др организаций разных форм собственности; – доходы от гос и муницип имущества; – доходы от гос внешнеэкономической и другой деятельности; – поступления от личных доходов граждан.

Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.

ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на: – налоговые с выделением их видов; – неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).

Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использ-я. Исходя из этого, БК опред-т виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюдж права имеет группировка доходов бюдж системы по организационно-правовым признакам.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.

Закрепленные доходыбюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации гос и муницип имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджета разных уровней.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"