Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

 

15. Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварит фин контроль проводится до совершения операций по образованию, распред-ю и использ-ю денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений фин дисциплины. Текущий фи контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения фин обязательств перед гос-вом, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов, капитального строительства и т. д.). Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения фин операций. В этом случае определяется состояние фин дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: – в силу требований законодательства; – по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

В зав-ти от особенностей правового статуса субъектов, осущ-щих его, выделяются след виды фин контроля: го (на федер и регион-м уровнях), муницип, обществ-й и аудиторский.

Гос фин контроль можно подразделить (в зав-ти от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муницип фин контроле). В этой классиф-и, в свою очередь, в зав-ти от видов органов, осущ-щих его, выделяется фин контроль: – представит (законодательных) органов власти; – Президента РФ; – исполнит органов власти общей компетенции; – фин-кредитных органов; – ведомственный (внутриведомств-й) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осущ-щим фин контроль относятся: – представит (законодательные) органы гос власти и субъектов Федерации: Гос Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соотв. комитетов, а также Счетная палата; – в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ; – органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации; – государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам; – банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

 

16. Аудиторский финансовый контроль.

 Аудиторский (независимый) фин контроль. В соотв с Временными правилами аудиторской дея-ти в РФ, утвержденными Указом Президента РФ № 2263, аудиторская дея-ть – аудит – представляет собой предпринимательскую дея-ть аудиторов (аудиторских фирм) по осу-ю независимых вневедомственных проверок бухг (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налог декларации и др фин обяз-в и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Аудиторская дея-ть осущ-тся наряду с фин контролем, проводимым в соотв с законод-вом РФ спец уполномоченными на то гос органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самост-но, а также аудиторские фирмы начинают свою дея-ть после гос регистрации в качестве субъекта предприним-й дея-ти, получения лицензии и включения в гос реестр аудиторов и аудиторских фирм. Лицензии на осуществление спец аудита выдаются: ЦБ РФ – для проведения банковского аудита; Департаментом страхового надзора Минфина РФ – для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Минфин РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и иници­ативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хо­зяйствующего субъекта.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ подробно регламентируют вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению; с порядком проведения аудиторской проверки (в частности, предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может проводиться); со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской фирмы); с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:  понесенные убытки в полном объеме;  расходы на проведение перепроверки;  штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере

 

17. Понятие бюджетного права, его источники

Специфика предмета бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения РФ, ее субъектов, муницип образований и соотв. органов представит и исполнит власти. Эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов гос-ва и муниципх образований, имеющих общее значение для соотв. территории.

Исходя из этой общей характеристики бюджетного права, в нем можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: – бюджетную систему и бюджетное устройство РФ, т. е, виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов; – состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок разграничения доходов и расходов между бюджетами; – компетенцию (права) РФ, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета; – бюджетный процесс, т. е. порядок формирования и реализации бюджета, а также порядок отчетности об исполнении бюджета.

Бюдж право – сов-ть юр норм, регулирующих обществ-е отнош-я, кот возникают в связи с образ-ем, распред-ем и использ-ем ден фондов, сосредоточенных в гос и местн бюджетах.

Бюджетное право РФ – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Источники бюджетного права. Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ (ст. 71, 106). Помимо этого и конституционные нормы общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Среди действующих в данной сфере законодательных актов особо следует отметить БК РФ кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стран. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды, определены правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно принимаемые законы о федер бюджете, помимо конкр показателей его доходов и расходов, также содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на федеральном уровне действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных отношений между органами власти разных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним.

Бюдж правоотношения – это урегулир-е нормами бюдж права обществ-е отношения, возникающие в связи с формир-ем, распред-ем и исполь-ем средств гос и местных бюджетов.

Бюджетным правоотношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: – они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории; – права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования; – в бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвуют в качестве субъектов этих отношений гос-во, гос или муниципальные образования.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

БК РФ для характеристики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новые в российском законодательстве понятия – бюдж и расходное обязательства. Согласно Кодексу бюджетные обязательства – это расходные обязательства, исполнение кот предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий фин год.

К субъектам бюджетного права применяются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в БК РФ, который привел вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства в определенную систему.

В соответствии с БК РФ нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы.

БК РФ определяет основания для применения мер принуждения и перечень этих мер, которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства. В него входят: – предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; – блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; – приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; – начисление пени; – иные меры.

Помимо упомянутых положений БК РФ, нормы об ответственности в данной области включены в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. В нем предусматривается наложение административного штрафа (в разных размерах) на должностных лиц и на юр лиц за следующие административные правонарушения: нецелевое использование бюджетных средств; нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Вместе с тем в данной области в соответствующих случаях применяются и меры уголовной ответственности, предусмотренных УК РФ.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства оно особенно велико. Нормы бюджета права регулируют внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и уровня субъектов федерации. В силу своей важности часть отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами. Необходимо отметить, что нормы БК РФ, касающиеся нарушения бюджетного законодательства нуждаются в уточнении.

 

18. Налоговое право: понятие, предмет, источники.

Обществ-е отнош-я, возникающие в связи с уст-ем и взиманием налогов, регулируются нормами фин права, кот в своей сов-ти представляют один из его институтов — нало право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты РФ, принятые на их основе законы республик в составе РФ, акты пред­ставительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти РФ. Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"