Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

В Особенную часть фин права входят разделы, в кот сгруппированы нормы, регулирующие отнош-я в области: – бюдж системы; – внебюдж гос и муницип денежн фондов; – финансов гос и муницип предприятий; – гос и муницип доходов; – налоги и сборы; – гос и муницип кредита; – организации страх-я; – гос и муницип расходов; – банк кред-я; – денежн обращения и расчетов; – вал регулир-я.

 

10. Фин-правов нормы. Их общая характеристика, виды

Фин-правов норма (норма фин права) – это уст-е гос и обеспеченное мерами гос принуждения строго определенное правило поведения в обществ-х фин отнош-х, возникающих в процессе фин дея-ти гос-ва и муницип образований В них закреплены юр права и юр обяз-ти их участников.

В зав-ти от способа воздействия на участников фин отнош-й, определяющего характер их юр прав и обяз-тей, фин-правов нормы подразделяются на 3 вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие). Обязывающие фин-правов нормы требуют от участников фин отнош-й совершить опред действия, устанавливают их обяз-ти в сфере этих отнош-й. Большая часть фин-правов норм имеет именно такой характер.

Запрещающие фин-правов нормы содержат запрет на совершение опред действий, уст-ают обяз-ть участников фин отнош-й воздержаться от них.

Уполномочивающие фин-правов нормы уст-ют права участников фин отнош-й на совершение опред самост-х действий в предусм-х рамках. Они предост-т возможность принятия самост-х решений в области финансов, но в строго уст-х границах.

В зависимости от своего содержания нормы фин права могут быть матер-ми и процесс-ми.

Матер-е фин-правов нормы закрепляют содержание фин-правов отношений, т. е. состав фин системы; виды и объем денежных обяз-в предприятий и граждан перед гос и муницип образованиями; источники формир-я кред-х рес-в банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюдж гос фонды, и т. п.

Процесс-е фин-правов нормы уст-ют порядок дея-ти в области формир-я распред-я и использ-я гос и муницип денежных фондов. Они требуют соблюдение процедурных правил в этой дея-ти: сроков, участия опред органов, установленной юр формы принимаемых решений и т. п.

Норма фин права по своей логической структуре состоит из 3 осн элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из кот отражает особенности этой отрасли права. Гипотеза указывает на условия действия фин-правов нормы. Чаще всего гипотеза фин-правов нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулир-х условий, при наличии кот требуется или предоставляется право совершить опред действия в сфере фин дея-ти гос-ва и муницип образований. Диспозиция уст-ет содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение опред действий по формир-ю, распред-ю или использ-ю гос и муницип фин рес-в, выражает содержание прав и обяз-тей участников фин отношений. Диспозиция требует опред поведения от участников фин отношений и не допускает отклонения от этих требований. Санкции предусм-ют последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юр ответств-ти нарушителей фин-правов норм. Посредством санкций осущ-тся гос принуждение к исполнению фин-правов норм. Основанием для применения фин-правов санкции явл-ся нарушение норм фин права.

Фин правоотношения – это урегулир-е нормами фин права обществ-е отношения, участники кот выступают как носители юр прав и обяз-тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образ-ю, распред-ю и использ-ю гос и муницип денежн фондов и доходов.

Необходимо учитывать, что в процессе фин дея-ти гос-ва возникают также отношения, не нуждающиеся в правов регламентации (при осущ-ии организационной, подготовительной, информационной и иной дея-ти). Однако именно фин-правов отношения выражают осн содержание этой дея-ти, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Фин дея-ть вне правов отношений неосуществима.

Осн особенность, кот определяет и др отличительные черты фин правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образ-я, распред-я и использ-я гос (муницип) денежн фондов и доходов, т. е. в процессе фин дея-ти гос-ва и органов местн самоупр-я. Отсюда и др их особенность: фин правоотношения явл-ся разновидностью имущ-х, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежн ср-в.

След особ-ть фин правоотнош-й состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает гос-во и его уполномоч-й орган, муницип образ-ие и соотв-щий орган местн самоупр-я.

У фин правоотношения должны быть все указанные специфич-е черты, характеризующие фин правоотношения как гос-властные имущ-е (денежн) отношения.

Возникновение, изменение и прекращение фин правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юр фактов.

Для более полного понимания содержания и особенностей фин правоотношений помогает их классиф-я по разным основаниям: кругу участников, способам гос защиты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание фин правоотношений их классиф-я на виды в зав-ти от структуры фин системы РФ. При такой классиф-и выделяются правоотношения, возникающие в связи с ф-ционир-ем соотв-его звена фин системы: – бюдж; – налог; – по поводу организации финансов гос и муницип предприятий, организации страх-го дела и т. д. Такие виды фин правоотношений соотв-т систематизации норм фин права по этому же признаку.

Т к сущ-т матер-е и процесс-е норм фин права, выделяемые в зависимости от объекта правового регулир-я, фин правоотношения также могут быть матер-ми и процесс-ми. В матер-ых фин правоотношениях реализуются права и обяз-ти субъектов по получению, распред-ю и использ-ю опред фин рес-в. Осн содержание субъективных матер-х фин прав и обяз-тей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно опред объемов фин ср-в.

В процесс-х фин правоотношениях выражается юр форма, в кот происходит получение гос-вом или органами местн самоупр-я в свое распоряжение фин рес-в, их распред-е и использ-е. Поэтому процесс-е субъективные права и обяз-ти (полномочия) направлены на использ-е опред юр формы и порядка фин дея-ти.

 

11. Субъекты фин правоотношений

Фин право, регулируя относящиеся к его предмету обществ-е отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юр правами и обя-ми, кот обеспечивают планомерное образ-е, распред-е и использ-е гос и муницип денежн фондов и доходов. Носители этих прав и обяз-тей явл-тся субъектами фин права. Следует различать понятие «субъект фин права» и «субъект (или участник) фин правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект фино права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участиком фин правоотношений. Субъект фин правоотношения – это реальный участник конкр правоотношений. Юр права и обяз-ти в сфере фин дея-ти принадлежат субъектам фин права в силу действия фин-правовых норм, независимо от участия в конкр правоотношениях. В результате, субъект фин права – понятие более широкое, чем субъект (участник) фин правоотношения.

Особенность круга субъектов фин права состоит в том, что в него входят 3 осн группы, на кот подразделяются субъекты рос права: а) гос-во и его террит-е подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивид-е субъекты.

Гос-во и его террит-е подразделения: – РФ; субъекты РФ – республики, края, области, города федер значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; – муницип образования; – городские и сельские поселения, входящие в состав муницип образования; – административно-террит-е образования особого режима (закрытые административно-террит-е образования, свободные эк-е зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюдж правоотношениям.

Коллективными субъектами фин права явл-ся гос и обществ-е организации, к числу кот относятся: – представит и исполнит органы гос власти; – органы местн самоупр-я; – предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерч и некоммерч организации.

Индивид-е субъекты фин права, или физ лица – это граждане РФ, иностр граждане и лица без гражданства. Их права и обяз-ти связаны большей частью с налог и др обяз-ми платежами, поступающими в гос или муницип казну. Граждане могут вступать в фин правоотнош-я в области гос и банк кредита, гос страх-я, по поводу самообложения в муницип образ-х. Среди физ лиц – субъектов фин права выделяются граждане, занимающиеся индивид предприним-й дея-тью без образования юр лица, в т. ч. главы крестьянского (фермерского) хоз-ва.

Фин-правовой статус субъекта фин права включает в себя след элементы: – правоспособность – способность иметь права и обяз-ти (они имеют право на участие в фин дея-ти гос органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32)); – дееспособность – способность своими действиями осущ-ть права и обяз-ти (обяз-ть по уплате налога); – деликтоспособность – способность нести юр ответств-ть за совершение правонарушение (ответств-ть за налог правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

 

14. Понятие и значение фин контроля

Фин контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов фин правоотношений при образ-и, распред-и и использ-и денежных гос и муницип фондов в целях эфф-го соц-эк-го развития страны в целом и её регионов. Фин контроль явл-ся неотъемлемой частью фин дея-ти гос-ва и муницип образований, поскольку финансам как эк-кой категории присущи не только распределительная, но и контрольная ф-ции. Фин контроль осущ-ся в уст-м правовыми нормами порядке всей системой органов гос власти и местного самоупр-я, в т. ч. спец контрольными органами при участии обществ-х организаций, труд коллективов и граждан.

Значение фин контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, 1 соблюдение уст-го в области фин дея-ти правопорядка всеми органами гос власти и местного самоупр-я, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, 2 эк-кая обоснованность и эфф-ть осущ-х действий, соответствие их задачам гос-ва и муницип образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой фин дея-ти. Требование соблюдения законности в фин дея-ти имеет конституционную основу.

Фин контроль присущ всем фин-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.). Поэтому помимо общих фин-правов норм, содержащихся в Общей части фин права и регулирующих организацию и порядок проведения фин контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных фин-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Осн направлениями фин контроля в сфере отношений, регулируемых фин правом, явл-ся контроль за: – выполнением органами гос власти и местного самоупр-я функций по аккумуляции, распре-ю и использ-ю фин рес-в соответственно своей компетенции; – выполнением организациями и гражданами фин обязательств перед гос-вом и органами местного самоуп-я; – использованием по целевому назначению го и муницип предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов; – соблюдением правил совершения фи операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе фин контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производ-ти труда, более экономного и эфф-го использ-я матер-х и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений фин дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение матер-го ущерба гос-ву, организациям, гражданам.

Реализация задач фин контроля укрепляет гос фин дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Гос фин дисциплина – это четкое соблюдение уст-х правовыми нормами предписаний и порядка образ-я, распред-я и использ-я гос и муницип денежных фондов. Требования фин дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы гос власти и местного самоупр-я, их должностных лиц.

Фин контроль проводится разнообразными методами, под кот понимают приемы или способы, ср-ва его осущ-я. Применение конкр метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особ-тей форм дея-ти органов, осущ-щих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Сущ-т след методы фин контроля: – ревизии; – проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.); – рассмотрение проектов фин планов, заявок, отчетов о фин-хоз-й дея-ти; – заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осущ-ться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Осн метод фин контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование фин-хоз-ной дея-ти предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности фин, а также органы гос управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию др компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии: – документальные; – фактические; – полные (сплошные); – выборочные (частичные). По организац-му признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Срок проведения ревизии – не более 30 дней. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его. На основе акта ревизии принимаются меры: – по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины; – возмещению причиненного материального ущерба; – разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; – виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам. В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"