Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие финансов и их функции
2. Понятие фин Дея-ти РФ, методы ее осущ-я.
3. Распред-е компетенции между органами гос власти в области фин дея-ти

Файлы: 1 файл

шпаргалки.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

 

39. Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, назначение, источники образования

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязат медицинского страхования граждан созданы Федер и террит-е фонды обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды ОМС созданы в каждом субъекте РФ. В настоящее время в РФ созданы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Правовой режим этих фондов определен Положением о Федер фонде обяз-го мед страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Назначение. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхова¬ния граждан как составной части государственного социального страхования.

Федер фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — представит-ми и исполнит органами власти субъектами РФ.Финансовые средства фондов находятся в гос собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные источники образования федерального и территориальных фондов — страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий.

Средства Фонда обяз медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

 

41. Принцип законности  налогообложения 

Законность налогообложения состоит в точном и неуклонном выполнение налогово-правовых норм всеми участниками налоговых правоотношений, включая и гос (муниципальные) органы. КС РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. Подобные нормы закреплены конституциями многих иностранных государств. Конституция РФ, а также НК исключают возможность установления налогов и сборов Президентом РФ или органами исполнительной власти. Принцип всеобщности и равенства налогообложения Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера. Принцип равенства налогообложения Принцип равенства налогообложения означает запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса. Принцип равного налогового бремени не допускает дискриминации в зависимости как от организационно-правовой формы, так и от характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков. Так, КС РФ указал, что дифференциация режимов налоговых платежей не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев, поскольку это противоречит конституционному принципу равенства (Постановление КС РФ 1999 г.). Из требования всеобщности и равенства налогообложения вытекает закрепленный в ст. 56 НК запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера. Налоговые льготы всегда так или иначе противоречат идее формально-юридического равенства, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически перекладывается на плечи других. Поэтому предоставление налоговых льгот должно осуществляться крайне продуманно. Принцип соразмерности налогообложения Принцип равенства дополняется соразмерностью налогообложения, то есть учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Принцип единства налоговой системы России вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эк-е пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Принцип определенности налогообложения включает следующие требования: 1) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; 2) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; 3) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

42. Понятие налогов и сборов, роль налогов в РФ

Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Признаки налогов: – императивно-обязательный характер; – индивидуальная безвозмездность; – денежная форма; – публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности гос-тва совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников гос-ва и муницип образований (иногда до 90 %). Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят: – финансирование расходов государства; – перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан; – внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Функции налогов – это способы достижения определенных целей в результате функционирования системы налогообложения.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи несколько функций, главными из которых являются фискальная и регулирующая.

С помощью фискальной функции образуется центральный денежный фонд государства. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства. С развитием рыночных отношений ее значение возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обуславливает регулирующую функций налогов.

Регулирующая функция проявляется в экономическом принуждении государства, когда маневрируя налоговыми ставками, штрафами, изменяя условия налогообложения, государство оказывает влияние на поведение экономических субъектов – физических, юридических лиц, а в целом – на инвестиционный процесс, темпы роста производства и т. д. Некоторые авторы в рамках регулирующей функции выделяют такие подфункции налогов как поощрительную, дестимулирующую, воспроизводственную.

Поощрительная подфункция – проявляется через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий налогоплательщиков.

Дестимулирующая подфункция – реализуется через повышение налоговых ставок с целью ограничить отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством.

Воспроизводственная подфункция – заключается в использовании взысканных в виде налогов средств на восстановление использованных ресурсов.

В отдельных изданиях встречаются упоминания о контрольной функции налогов. Однако ряд авторов обращает внимание, что контрольную функцию выполняют не сами налоги, а соответствующие государственные органы. Налоги как обязательные фискальные платежи сами по себе не могут что-либо контролировать.

В условиях перехода к рыночным отношениям в РФ основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни Российского государства. Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития.

Налоги – один из древнейших экономических инструментов, применяемых в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов гос власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. При всех изменениях, происходящих в процессе развития человеческого общества и гос-ва, сохранилось главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование гос-ва, хотя роль их стала более многозначной.

НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сборы и государственную пошлину. Упомянутые платежи отличаются от налогов. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются платой или за услуги, или за разрешение на какую-то деятельность и т. д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.), они подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

 

43. Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, а также региональные и муниципальные нормативные акты, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.

Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, вступают в силу: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"